«Коловрат» — это звучит гордо

0
881
Время на чтение 5 минут

«Легенда о Коловрате»30 ноября на экраны вышел первый целиком оцифрованный отечественный боевик «Легенда о Коловрате». В картине Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого рассказывается о подвиге рязанских богатырей, бросивших вызов непобедимому хану Батыю.

Измученный глухими годами российского исторического кино, когда князю Владимиру было дурно от мухоморов, великие бояре государя московского разодевались в дерюгу, а бревна русских изб лежали криво, зритель может провести два часа в хищном ожидании: на чем же срежутся создатели «Легенды о Коловрате». И уйдет разочарованным - фильм получился идеальным - как жесткий цветок, распустившийся после долгой засухи.

В картине есть увлекательный сюжет, лихие драки, веселые шутки и патетические сцены, он выжимает слезу и пробуждает гордость за Родину. И, напротив, в нем совсем нет той искусственной порчи образа Руси, которую мы обнаруживали в иных киноподелках. Русская земля показана светлой, богатой, чистой, грамотной, люди ее - отважными и мудрыми. Веры они недвусмысленно православной, без всякого заигрывания с язычеством и оккультизмом.

Это, наконец-то, Золотая Русь легенд, которую мы воображали себе в детстве по книгам былин с рисунками Билибина или палехскими миниатюрами.

Режиссер Джаник Файзиев подчеркивает, что «Коловрат» - не летопись, а легенда. Однако вот парадокс - от фильмов, авторы которых клялись, что «сценаристом был лично Нестор», эта картина отличается очень педантичным следованием первоисточнику - «Повести о разорении Рязани Батыем». В нее-то и входит предание о Евпатии Коловрате, наделенном всеми чертами былинного персонажа. Повесть - не документальная хроника нашествия, а, скорее, сентиментальный роман. Он бьет по эмоциям, ужасает читателя картинами гибели великого «узорчатого» города, первым принявшего удар нашествия, восхищает отвагой русичей, готовых сражаться «два против тысячи». По сути, перед нами русская «Песнь о Роланде» - история поражения, которое великолепнее иных побед.

«Легенде о Коловрате» удалось удивительно точно передать взволнованную интонацию первоисточника. В фильме нет цинизма, постмодернизма, нарочитых «снижений пафоса». Но и динамики при этом ему не занимать. Если сравнивать творение Файзиева, скажем, с таким «шедевром» китайского кино, как «Битва у Красной скалы» (фильм снят по историческому эпосу «Троецарствие»), то «Коловрат» - явно лучше: он свободен от бессмысленных длиннот и многозначительных сцен ни о чем. Действие внятно, сюжет крепок, каждый эпизод на своем месте.

В оригинальном сюжете «Повести» сценаристы ничего не напутали - на месте и посольство княжича Феодора к Батыю, его гибель в чужой земле, возвращение Коловрата на родное пепелище и отказ владимирского и муромского князей от помощи рязанцам, победа Евпатия над ордынским воеводой и выбранный Батыем экзотический способ убить героя. Сохранено множество мелких штрихов оригинального текста повести: например, картина мертвой Рязани и почерневшего собора. Из летописного рассказа взята фраза: «Когда мы все умрем, тогда и ваше все будет».

«Легенда о Коловрате»Изменены лишь некоторые частности сюжета древнего рассказа. Во-первых, те, что были технически неподъемны для скромного бюджета фильма, - как кровопролитная битва рязанских князей с Батыем в чистом поле. Во-вторых, те, что могли быть превратно поняты современным зрителем: княгиня Евпраксия сбрасывается с ребенком со стены не от горя по убитому мужу, а преследуемая врагами.

«Легенда о Коловрате» поражает не только великолепной музыкой Сержа Танкяна, но и множеством деталей: заметно, что создатели серьезно размышляли над тем, что именно они делают. Мы видим то красивый русский женский убор, то продуманный интерьер церкви, то резные городские ворота, то дракона на халате Батыя, то золотую карту империи у него в шатре. Костюмы, оружие, интерьеры и архитектура богаты, лишены грубых анахронизмов. Русь - светла и красочна, монголы жутковаты, но экзотичны. Они вобрали в себя китайскую цивилизацию, в то время как мы наследуем византийскую культуру. Русь показана православной, тут молятся, цитируют Евангелие об умножении хлебов, героям сопутствует монах. Монголы, напротив, суеверны и боятся злых духов, что используют смекалистые русичи.

Невероятно высокие стены Рязани соответствуют археологическим данным - земляные валы семь метров высотой, укрепленные деревянной стеной. Евпатий ходит с книгой - Рязань была крупным книжным центром, археологи нашли там переплеты и множество надписей на предметах. Батый же записывает баллистические расчеты принятым у монголов уйгурским письмом.

«Легенда о Коловрате»Образ хана - одна из несомненных удач фильма. Он внешне соответствует китайскому рисунку, сохранившему облик завоевателя и при этом соперничает с Ксерксом в «300 спартанцев» Зака Снайдера. Отметим, что наш «восточный завоеватель» гораздо менее вульгарен и карикатурен, но куда более опасен и жесток. Сравнения с работой Снайдера неизбежно - заимствование многих ходов и общего духа «фермопильского» эпоса вполне очевидно. Но «Коловрат» динамичнее, разнообразнее, нравственно чище.

Поразительно для современного отечественного кино чувство самобытности русской цивилизации в ее характерных чертах. Несмотря на зиму, все действие развивается вокруг рек - по их льду наступают монголы, по ним спасаются на санях с парусом (вариант римской парусной телеги) маленькие беженцы. Создатели фильма придумали немало оригинальных ходов, а не только заимствовали - как это иногда принято - иноземные образцы. Идея с постепенно возвращающейся памятью героя претендует на глубокий философский смысл - пора уже Руси вспомнить все и стать самой собой.

Что-то, впрочем, было упущено: на князя стоило бы надеть великолепные «рязанские бармы», а в церкви - поставить икону Николы Заразского, в цикле преданий о которой и сохранилась легенда о Коловрате. Показывая штурм города монголами, не следовало забывать о самом страшном их оружии. Оно называлось «хашар»: заложников-пленников гнали перед собой штурмующие.

В чем центральная причина успеха «Коловрата»? Прежде всего, Джаник Файзиев отказался от искусственной порчи: он не переименовывает Добрыню в Свенельда, не вымазывает своих героев в грязи, не кладет нарочито корявые бревна.

Главной предпосылкой победы стала цифровая революция в кино. Мы катастрофически отставали от Голливуда по уровню работы с материальной культурой - декорации строились бедно и криво, костюмы шились из рогожи, - убожество формы и диалогов зачастую подгонялось под убожество средств. Переход в цифру разом сократил наше отставание - оказалось, что многое можно просто нарисовать - роскошно и привлекательно, а исправить уродства теперь нетрудно, отредактировав файл. Кто в эру «русских хакеров» поверит, что мы отстаем в IT-технологиях?

«Легенда о Коловрате»Создатели «Коловрата» научились у «Игры престолов» главному - нужно качественно сделать предметы, а все остальное - дело аниматоров. Если можно поверх Дубровника нарисовать Красный замок в Королевской гавани, то почему нельзя с нуля нарисовать восхитительную Рязань с высокими стенами, резными сказочными теремами и белокаменным собором? Если эту технологию возьмут на вооружение и другие режиссеры, то визуальный уровень нашего кино резко вырастет. Пройдет лет пять работы над собой, и можно будет посягнуть на экранизацию цикла романов Дмитрия Балашова «Государи московские».

«Коловрат» оказался чудесным фильмом о красоте Руси и отваге русских людей, сражающихся за свою Родину. Наверное, именно этим он может кому-то не понравиться, и мы еще услышим много разговоров о «пропаганде». Но будем надеяться на то, что все эти «ложки дегтя» успеху фильма не помешают. Очень хочется верить в то, что «Коловрат» - только начало: русская история богата героями, рассказать нужно о многих.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Егор Холмогоров
Глупость, равная измене
О драматичных последствиях скандального заявления директора департамента молодежной политики Свердловской области Ольги Глацких
07.11.2018
Все статьи Егор Холмогоров
Последние комментарии
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Человек
04.05.2024 11:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.05.2024 01:32
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 16:48
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 15:40
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 15:31
Подвиг священника о. Стефана Щербаковского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 09:08