На сайте одной из влиятельнейших аналитических структур США - Джеймстаунского фонда (The Jamestown Foundation) появился материал под красноречивым заголовком: «Пылающий сосед: мост через Керченский пролив способствует изъятию у Украины нефти и газа». Автор статьи, Таннер Олланд, делает вид, что пытается разобраться с причинами, побудившими российские власти затеять грандиозное строительство между Керчью и Таманью.
Мост через Керченский пролив представитель Джеймстаунского фонда подробно описывает, называет «мегапроектом» и оценивает его ориентировочно в 3,5 миллиарда долларов (что, в принципе, недалеко от истины - согласно официальным данным Росавтодора, мост обойдется в 227,92 миллиарда рублей). Однако сразу после этого Таннер Олланд задает парадоксальный вопрос: «Почему, несмотря на все сложности, Кремль настроен довести строительство до конца?».
И сам же на него отвечает. Причем отвечает тоже весьма странным образом: «Ответ, возможно, кроется в жажде Кремля установить свой контроль над природными ресурсами Азовского и северной части Черного моря».
По словам американского аналитика, Россия соблазнилась «огромными запасами» углеводородов, находящимися на шельфе. Их рыночную стоимость он оценил примерно в 3,4 миллиарда долларов США.
Как именно мост будет способствовать установлению контроля над шельфовыми запасами нефти и газа, джеймстаунский эксперт объяснить не потрудился. Он просто проигнорировал тот факт, что все крымские месторождения углеводородов, согласно нормам международного права и так перешли под контроль российских властей еще в 2014 году. И никакого прямого влияния на их эксплуатацию мост через Керченский пролив оказать, естественно, не сможет.
Однако оставим это на совести господина Таннера Олланда. Самое забавно в данной ситуации то, что заокеанский аналитик не дружит (или делает вид, что не дружит) с простой арифметикой на уровне младших классов общеобразовательной школы.
Доказанные запасы нефти и газа у побережья Крыма - вовсе не впечатляют. Речь идет о 66,2 миллиардах кубометров газа (по самым смелым перспективным оценкам - 165 миллиардах«кубов») и 21,7 миллионах тонн нефти. Много это или мало? Даже по украинским меркам это было достаточно скромно.
Вплоть до 2013 года Киев добывал на Харьковском и Полтавском месторождениях больше, чем в Крыму. Для сравнения, запасы газа в Российской Федерации сегодня оцениваются более чем в 40 триллионов кубометров.
Украинские журналисты подсчитали недавно, что общий объем добычи газа в России - в 340 раз больше совокупного крымского.
И если одно только строительство моста превосходит по стоимости все запасы нефти и газа у берегов Крыма вместе взятые, то поведение российских властей выглядит в свете аргументов американского аналитика весьма алогично. А ведь помимо моста средства (и немалые - сотни миллиардов рублей) вкладываются в развитие инфраструктуры и «социалку» полуострова. Неужели все ради пресловутого газа?
И это при том, что в российские СМИ недавно просочилась информация о постепенном сворачивании добычи газа у берегов Крыма. Как сообщило в ноябре 2017 года информационное агентство EADaily , крымский «Черноморнефтегаз» уже прекратил добычу на двух шельфовых месторождениях: Одесском газовом и Голицинском. Причины таких действий пока что не совсем понятны. Некоторые эксперты предполагают, что обеспечивать безопасность буровых платформ, находящихся далеко в море, в условиях активного противодействия украинской стороны, было достаточно проблематично.
Впрочем, ничем фатальным прекращение «морской» добычи Крыму не грозит. Еще в 2016 году построен магистральный газопровод «Краснодарский край - Крым» общей протяженностью около 400 километров и мощностью 4.4 миллиарда кубометров в год. Плановый объем подачи составляет 2,2 миллиарда кубометров, из которых полтора миллиарда кубов должны уйти на нужды крымских теплоэлектростанций, а 0,7 - на газификацию Тавриды. Согласно просочившейся в российские СМИ информации, сегодня рассматривается возможность строительства еще одной ветки газопровода, ведущей с «материка» в Крым.
Если Москва затеяла всю крымскую историю (включая строительство грандиозного моста) ради «захвата» крымских углеводородов, то почему она не только не выкачивает черноморский газ, но и «дотирует» Крым «материковыми» запасами топлива?
По-видимому, потому что хитрый план захвата нефтегазовых месторождений Крыма существует только в воспаленном воображении американских аналитиков.
Хотя Джеймстаунский фонд - это не маргинальный кружок и не «желтая» газета. Данная организация основана в 1984 году при деятельном участии ЦРУ.
Одним из формальных поводов для ее создания была необходимость оказания официальной материальной помощи советским перебежчикам, сотрудничающим с американскими спецслужбами. Таким образом решались сразу две задачи. Предатели получали «прозрачный» источник финансирования, а американская разведка в дополнение к уже выкачанным сведениям - прекрасное средство ведения информационной войны в виде написанных перебежчиками книг.
После завершения холодной войны задачи Джеймстаунского фонда стали только шире. Он стал разрабатывать аналитику по российскому, китайскому, балканскому и ближневосточному вопросам в интересах американских силовых структур. Сегодня в состав Совета Джеймстаунского фонда входят представители бывшего высшего руководства практически всех основных спецслужб США (ЦРУ, военной разведки и контрразведки, разведывательных подразделений Госдепа) и известные американские ученые. С учетом всего этого поверить в то, что Джеймстаунский фонд может так глупо заблуждаться по крымскому вопросу - просто невозможно.
Фейк о стремлении России захватить «богатейшие» месторождения нефти и газа в Крыму был состряпан вполне осознанно. Судя по всему, речь идет об информационной операции, рассчитанной на внутреннего, западного потребителя.
Объяснить среднестатистическому американцу или британцу, что такое «Русский мир», и какое значение играют Крым с Севастополем в русской истории - проблематично. А учитывая то, какой шум подняли евроатлантические политики и дипломаты из-за Крыма, им нужно создать у своей внутренней аудитории некое, пусть и ложное, но цельное представление о проблеме. Если же придумать виртуальную «мотивацию» в виде попытки захвата перспективных нефтегазовых месторождений, то такую «правду» заокеанские обыватели проглотят запросто - она прекрасно вписывается в их систему ценностей. Вот и предстают перед мысленным взором рядовых американцев и европейцев российские лидеры не защитниками своих соотечественников, а не слишком привлекательными «меркантильными агрессорами».
Впрочем, у нас всегда есть мощное информационно-психологическое оружие - правда. И если мы будем настойчиво доносить ее до всего мира, возможно, что даже западные обыватели сообразят, наконец, как цинично их обманывают.
Источник: Столетие.Ru