Публикуем очередную статью доктора экономических наук, ученого, писателя-публициста Валентина Катасонова из серии "Как погибают народы и государства", основанной на исследовании трудов святителя Николая Сербского. На этот раз она о Вавилоне
Сейчас мы поговорим о судьбе Вавилона, которому святитель Николай Сербский также уделяет немало внимания в работах «Война и Библия», «Слово о законе» и других.
Вавилон - одновременно и город, и государство, и империя. О нем, между прочим, говорится не только в Ветхом Завете, но также в Новом Завете (в последней книге, называемой «Апокалипсис» или «Откровения от Иоанна»). Филологи и историки говорят, что в переводе с древних языков Вавилон означает «врата бога» (или «врата богов»). Вавилон - не только реальная история, но и символ. Причем символ, который присутствует в нашей сегодняшней жизни.
Во-первых, это символ богоборчества, связанный с Вавилонской башней, которую пытался строить Нимрод - сын Куша и внук Хама (как нам сообщает Книга Бытие). Нимрод - царь, владения которого составляли «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). Это были времена раннего Вавилона. Целью проекта башни было стать вровень с Богом или даже выше Его. А также застраховаться от повторения всемирного потопа (Нимрод наивно полагал, что в случае потопа сумеет спастись на своем «небоскребе»). Как известно, Вавилонская башня была разрушена, а местность, где еще недавно кипела стройка, пришла на долгое время в запустение.
Во-вторых, Вавилон - символ смешения людей, толпы. Нимрод собрал строителей башни со всех городов и весей. Это была, выражаясь современным языком, «стройка века», в которой, как полагают историки, была задействована большая часть тогдашнего человечества. После разрушения башни ее строители были разметаны по лицу земли. Образовались общности людей, говоривших на разных языках, появились те самые народы, о судьбе которых говорит святитель Николай Сербский.
В-третьих, это символ богатства и славы. Этот символ восходит уже к позднему Вавилону. После разрушения башни Вавилон долгое время был захолустьем, далекой провинцией. Но в II - I тыс. до Р.Х. он постепенно превращается в большой город, вокруг которого возникает Вавилонское царство (Вавилония). Это уже не просто царство, это величайшая империя своего времени. Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона связывается с эпохой правления Навуходоносора II (VI век до н. э.).
В-четвертых, это символ того, что «ничто не вечно под луной» (как сказал премудрый Соломон). После упомянутого царя Навуходоносора II начался быстрый закат славы и богатства города и царства. К началу новой эры от столицы Вавилонии остались одни развалины. Место стало пустынным. А позднее (в Новое время) историки и археологи не могли даже точно определить, где же находился Вавилон.
Судьбы Вавилона хорошо описаны в книге пророка Даниила. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе вавилонского царя Навуходоносора, а после падения Вавилона - при дворе персидских царей Кира и Дария. Между прочим, в своих пророчествах Даниил говорит о Вавилоне как империи. При этом мировую историю он толкует как последовательную смену одной великой империи другой. Закат позднего Вавилона начался прямо на глазах пророка Даниила. Это произошло после того как Вавилония была завоевана персами в 538 г. до Р.X.
Наиболее пророческими считаются главы 2 и 7 Книги Даниила. В главе 2 читаем толкование пророком сна, увиденного вавилонским царем Навуходоносором:
31 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.
32 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные,
33 голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.
34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.
35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.
36 Вот сон! Скажем пред царем и значение его.
Здесь дается повествование о земной истории человечества, начиная с царя Навуходоносора, через смену мировых империй. Империи переходили от одного народа к другому. В книге пророка Даниила сформулирована мысль, которая уже в наше время получила название теории «трансляции империи». Суть ее в том, что по факту в мире есть лишь одна империя. Она лишь может менять свои столицы, названия, географические границы и народы, входящие в ее состав. Каждая так называемая новая империя - на самом деле преемница предыдущей, вбирающей в себя наследство предыдущих и добавляющая что-то свое, новое[1]. Впрочем, вряд ли «трансляцию империи» можно отнести к разряду научных теорий. Это скорее интуитивное восприятие истории. Еще в середине позапрошлого века русский поэт Ф. Тютчев в работе «Россия и Запад» писал: «Империя не умирает. Она передается».
Большинство христианских толкователей Книги пророка Даниила полагают, что первая империя, символом которой стало золото, - Вавилонская. Впрочем, здесь трудно как-то иначе интерпретировать образ золота, поскольку Даниил прямо говорит Навуходоносору: Ты - это золотая голова!
37 Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу,
38 и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова!
Время существования первой (Вавилонской) империи: 605-538 до Р.Х. (всего 67 лет). Формально срок первой «золотой» империи очень скромный, он примерно соответствует продолжительности жизни человека. Но надо иметь в виду, что Вавилонская империя, в которой волею судеб оказался пророк Даниил, имела очень глубокие исторические корни. Но пророк говорит именно об империи, а не о царстве.
Вторая империя (серебро) - Персидская, точнее Мидо-Персидская. Начало империи положил царь Кир, освободивший еврейский народ из вавилонского плена и даже оказавший содействие в восстановлении Иерусалимского храма. На протяжении всего существования империи там правила династия Ахеменидов: 550 - 331 до Р.Х. (всего 219 лет). Вавилония вошла в качестве автономного царства в состав державы Ахеменидов.
Третья империя (медь) - Греческая. Датировка: 331-146 до Р.Х. (всего 185 лет). В учебниках по истории этот период истории часто называют эпохой эллинизма. Примерно четыре десятилетия эпохи - походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств. Еще около века - расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры при сохранении независимости эллинистических государств. В 197 г. до Р.Х. римляне нанесли поражение Македонии в битве при Киноскефалах. После этого римляне стали постоянно вмешиваться во внутренние дела греков, поддерживая олигархические слои против демократии. В 146 г. до Р.Х. вся Греция оказалась под властью Рима.
Формально эллинистический период истории Греции просуществовал еще более века. Но это уже было время упадка греческой государственности. С утверждением Римской империи в 27 году до Р.Х. Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя (кроме Афин, которые номинально считались свободным городом).
Четвертая империя, символом которой стало железо, - Римская. Железо символизирует крепость Римской империи. Четвертая империя (царство) будет не просто символом крепости и вечности. Она будет силой (железом) «раздроблять и сокрушать» другие народы и государства. Расширяя свои границы и влияние в мире. Началом четвертого царства определен 146 г. до Р.Х. как дата разрушения Римом Карфагена. После этого Рим стал абсолютным властителем мира. Некоторые толкователи определяют конец четвертой империи 476 годом по Р.Х. Получается, что всего она просуществовала 622 года. Однако это понимание Римской империи в узком (политико-правовом) смысле.
В широком (духовно-эсхатологическом) смысле Римская империя - последняя в истории человечества. Она будет существовать до конца земной истории. Тут мы с вами подходим к формуле старца Филофея. В начале XVI века он сказал, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать[2]. Под первым Римом понимается Римская империя в узком смысле слова (как мы отметили выше). Второй Рим - Византия. Третий Рим - Москва (Русь, русское царство)[3].
Но здесь я поставлю точку и возвращусь к Николаю Сербскому, его размышлениях о судьбе Вавилона. Он акцентирует внимание на Вавилоне как империи времен царя Навуходоносора. Как всегда, он не просто дает описание истории, а делает выводы нравственно-духовного порядка и проецирует историю (Вавилона) на жизнь Европы и других стран в ХХ веке. Николай Сербский цитирует великих пророков Иезекииля, Исайю и Иеремию (конец VI века до Р.Х.) предрекавших, что цветущая и богатая Вавилония (какой она была при их жизни), его столица и народ исчезнут с лица земли. Страна превратится в пустыню. Действительно, как мы сказали выше, Вавилония была завоевана персами. Постепенно империя пришла к полному запустению, народ исчез со страниц истории, а сам Вавилон погребен под песками.
В работе «Слово о законе» (глава XVI. Нравственный закон определяет судьбы народов») святитель пишет:
«Почему исчез древний Вавилон? Потому что, по слову пророка Иезекииля, Господь сказал, что будет он слабее других царств, и не будет более возноситься над народами (Иез. 29:15) или, согласно пророку Иеремии, он вознесся против Господа... восстал против Господа... (Иер. 50:24, 29). Кроме того, Вавилон исчез из-за лжи его, из-за ложных идолов его, зверей и сов, которым он продолжает поклоняться. А пророк Исайя изрек: И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра (Ис. 13:19). Произошло то, что было предсказано. Поклонение идолам и испорченность людей были причиной того, что превратился в прах могущественный народ, обладавший высокой, богатой культурой.
«Библия и война» (глава ХХ «Исполнение пророческих слов о войнах»):
«Пророчества о Вавилоне. Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы... Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою! (Авв. 8: 8,12). Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали. Внезапно пал Вавилон и разбился (Иер. 51: 7-8). Обезумели и народы, пившие вино европейской «культуры». Так говорит Господь о Вавилоне: Ты у Меня - молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства (Иер. 51:20). Вот, Я - на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришел день твой, время посещения твоего (Иер. 50: 31). Меч на Халдеев, говорит Господь, и на жителей Вавилона, и на князей его, и на мудрых его; меч на обаятелей, и они обезумеют; меч на воинов его, и они оробеют; меч на коней его и на колесницы его и на все разноплеменные народы среди него, и они будут как женщины; меч на сокровища его, и они будут расхищены... ибо это земля истуканов (Иер. 50: 35-38). Вот, Я подниму и приведу на Вавилон сборище великих народов от земли северной, и расположатся против него, и он будет взят (Иер. 50:9). И действительно сообща ополчились против гордого Вавилона мидяне и персы и захватили его. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами... и косматые будут скакать там (Ис. 13:19-21). Все это исполнилось буквально. Известно, что сейчас караваны спешат поскорее миновать то место, где некогда стоял Вавилон, так как люди не осмеливаются заночевать там из-за разного рода привидений».
---------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Волошин Д.А. Феномен империи в мировой истории: Рим: Учебное пособие. - Армавир, 2013 (глава 4 «Мир после Pax Romana - имперская идея и ее трансляции»).[2] В оригинале эта формула звучит следующим образом: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». По мнению некоторых исследователей, впервые эта идея была выдвинута еще в конце XV века митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии», а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.
[3] Подробнее см.: Катасонов В. Метафизика истории. Метафизика истории. - М.: Институт русской цивилизации, 2017 (раздел «Третий Рим против Третьего Вавилона» - с. 218-297).