Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чем рискуют верующие, игнорируя богословские истины?

Архимандрит  Феодосий  (Марченко)Наталья  Горошкова,

03.08.2017


Мы все призваны стать богословами, убежден преподаватель КДА архимандрит Феодосий (Марченко) …

 

Фото: © Православная жизнь

- Чем богословие отличается от философии и нужно ли оно обычному верующему?

- Богословие - это наука, излагающая в систематическом порядке основные вероучительные истины христианства, в которых понятие о Боге трактуется не как отвлеченная идея, а практический опыт познания Творца: познания не столько рационального (многие богословские дисциплины описаны и истолкованы в конкретных книгах), сколько познания прежде всего на опыте.

Во многих философских системах вопросы о Боге представлены лишь как отвлеченная идея, исключающая живое общение с Ним (например, посредством молитвы), а также жизненный опыт, который познается в богословии.

По выражению одного из святых отцов: «Богослов - это тот, кто молится, кто разговаривает с Богом. А философ - это тот, кто разговаривает о Боге». В одних философских системах понятия о Боге есть, другие его исключают, а третьи признают как одну из философских идей, которая имеет место быть среди прочих.
Богослов не мыслит Господа вне личного общения с Ним.

- Т. е. Бог - это не предмет науки...

- Да, Его нужно познавать рационально и опытом духовной жизни.

- На каком уровне нужно овладеть богословием? И чем мы рискуем, игнорируя богословские истины?

- Церковь призывает разных людей: и философов, и богословов, и интеллектуалов, представителей культуры, науки... и простых верующих. Все пласты нашего общества посещают Церковь. Каждый может овладеть знаниями в силу своих возможностей.

Даже простым людям, которые располагают базовыми знаниями о Боге, необходимо познавать Творца.

- На каком уровне?

- Человек учится исполнять Заповеди Христовы - это и есть богословие. Опытное осуществление Заповедей Христовых в своей жизни - самое высшее богословие. При этом в человеке рождается то, чего, возможно, он не прочитает в книгах, но оно будет записано в его сердце.

Вспомним пример Марии Египетской, которая сорок лет провела в пустыне, не имея ни Священного Писания, ни творений святых отцов, ни богословских книг, которые бы о чем-то рассказали. Но мы точно знаем, что Духом Святым эта подвижница посредством борьбы со своими страстями, деланием каких-то добродетелей постигла то, чему впоследствии удивлялся один из пустынножителей, старец Зосима, и получал от нее наставления.

Поэтому познание Бога может происходить не только рациональным путем, но и когда человек в своем воспитании, интеллектуальных особенностях ограничен. Для любого познание Творца доступно посредством Духа Святого, о чем говорил прп. Силуан Афонский в своих творениях.

- Из-за отсутствия элементарных знаний о Боге случается искаженное понимание о Нем, когда Творца воспринимают как некого тирана, который только наказывает и мучает.

- Это бывает в начале пути познания или когда человек останавливается в своем развитии и желании познавать Господа. Церковь для таких людей остается чем-то внешним, куда можно прийти, стать где-то с краю и быстренько уйти. Нет ощущения, что ты член Церкви, что ты часть церковной семьи...

Это часто происходит из-за страха, который возникает вследствие незнания элементарных вещей: как правильно вести себя в храме, что нужно делать, чего нельзя.

- Что бы Вы посоветовали в таком случае?

- В первую очередь, важен человеческий фактор в отношении воцерковляющегося человека. Людям воцерковленным  нужно стараться быть внимательными и чуткими  к тем, кто впервые переступил порог храма. Первой реакцией должно быть не столько резкое замечание, сколько мудрая и тактичная подсказка тому, кто что-то не так делает, потому что делает впервые.

И, конечно же, все эти страхи быстро развеиваются, как только человек овладеет базовыми знаниями, например, прочитает брошюры, которые есть в каждом храме. В них доходчиво описано, как правильно поставить свечу, обратиться к священнику, взять благословение, подготовиться к Таинствам и т. д.

Но это не самая большая проблема. Главное, быть искренним. Важно, чтобы человек пришел в Церковь и разрушил шаблоны неверных представлений о Боге и доме Божьем, не побоялся спросить, уточнить, живо всем интересоваться.  Ведь страх этого является признаком гордыни.

Людям, вступившим на церковную стезю с желанием познать Бога, я бы, с рациональной точки зрения, рекомендовал читать брошюрки, пособия, а с духовной - беречь себя в мыслях и бояться согрешить словом и поступками перед своим ближним.

Базовые пособия для интересующихся:

«Азы Православия», «В помощь кающимся: как правильно подготовиться к исповеди и Причастию», «Как правильно выбрать крестных родителей», «О молитве (творения святых отцов)», «Этикет поведения на службах в православных храмах».

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: Православная жизнь



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 
все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме