Цензура и правда

Новости Москвы 
0
425
Время на чтение 6 минут
a

Какие мотивы движут писателем Борисом Акуниным, который ваяет очередной том «Истории российского государства» и в «Фейсбуке» вопрошает свою украинскую аудиторию, не обидится ли она, если он употребит слово «Малороссия»?

У меня есть знакомый, очень талантливый и известный зарубежный переводчик, который, много переводя Достоевского, убирал те высказывания, которые считал оскорбительными для евреев. Этого требовало его национальное чувство. Такой подход не мешал ему любить и высоко ценить Достоевского-художника. Даже помогал: он нашел этически-приемлемое для себя решение.

Другой пример: в конце 2014 года исламовед Бассам Тахан провел сеанс сравнительного анализа двух текстов - программных работ основателя исламистского движения «Братья-мусульмане» Хассана Аль Банна на арабском языке и во французском переводе. Из перевода исчезли все пассажи про мировое господство халифата и наказание отступников.

Есть и, так сказать, технические примеры, когда зарубежные переводчики убирают некоторые сентиментальные образы или многословные рассуждения Льва Толстого на том простом основании, что «у нас так не говорят», «у нас это не поймут». В России больше не обращают внимания на то, чтобы приноровить текст к традициям или хоть орфоэпическим требованиям русского языка, но Анна Каренина на чешском превращается в Анну Каренинову - у них говорят так.

Поработав четыре года книжным обозревателем, я перестала удивляться тому, что актуальнейшие (на мой взгляд) книги могут выходить тиражом 300-500 экземпляров и обсуждаться лишь в самом узком кругу посвящённых, я больше не удивляюсь, но продолжаю констатировать.

Цензура растворена в повседневности, интересны только качество и мотивация. Да, это и есть самое интересное.

Это не цензура, просто я так вижу (фото: Ильнар Салахиев/РИА Новости)

Это не цензура, просто я так вижу (фото: Ильнар Салахиев/РИА Новости)

Какие мотивы движут писателем Борисом Акуниным, который ваяет очередной том «Истории российского государства» и в «Фейсбуке» вопрошает свою украинскую аудиторию, не обидится ли она, если он употребит слово «Малороссия», а также сильно ли обидятся украинцы, если он «о государстве, которого еще не было», будет говорить «на Украине»?

Какие мотивы двигали издательством АСТ, которое в 2016 году выпустило очередной том этой книги тиражом 90 000 экземпляров? Как оно вообще заключило договор о написании и массовом издании столь важной книги именно с этим человеком? «Просто бизнес»?

Какие мотивы движут публикой, которая это покупает?

В эти же самые дни певица Земфира, выступая в Литве, в резкой форме попросила убрать развёрнутый было украинский флаг. То, что сделала Земфира, и то, что делает Акунин, - это цензура и самоцензура. Но у них разные мотивы и разные адресаты.

А вот не Москва, не Вильнюс, а провинциальное, но очень интересное поселение Свияжск в Татарстане. Мой товарищ недавно побывал там на выставке «Битва за Крым» и был потрясен:

«Я ж ожидал увидеть что-то про ту эпоху, когда России пришлось воевать за свою правду... Ну, и увидел, только исключительно глазами врагов России. Первый этаж экспозиции - британская графика, изображающая разнообразных английских офицеров, янычар и прочих зуавов, вольготно расхаживающих по полуострову, второй этаж - карикатуры из британских газет: разбегающиеся при виде солдат ее величества медведи, турок, колющий убегающего русского штыком в зад, свирепый британский лев, рвущийся расправиться с косолапым.

Что интересно, места русскому взгляду на Крымскую войну на этой выставке просто не нашлось. Хотя в экспозиции российского музея этот русский, наш взгляд, по сути, должен быть доминирующим».

И тут возникает важный вопрос: почему должен? Кому должен? Да, выставка - тоже определенная цензура, но что такого, просто организаторы «так видят». Не правда ли?

Дело в том, что в условиях отсутствия русской нации ответить на этот вопрос невозможно. Если нет нации - никто никому ничего не должен. Осознание себя в рамках единой нации, с историей, культурой, которая не только требует, но и безусловно заслуживает уважения, - единственное, что превращает цензуру в самоцензуру, которая в кои-то веки будет не в духе акунинского «а не обидятся ли украинцы».

Потому что Акунин, как ни смехотворно его поведение, уже находится внутри сформированной традиции: если говорить про русскую нацию, могут обидеться якуты, буряты и т.д., а вот «украинцы» воспринимаются монолитно, хотя на нынешней территории Украины живут русские, венгры, молдаване, евреи... Но говорится лишь о каких-то «русскоязычных». Это тоже - цензура и самоцензура.

Добро бы это рафинированное поведение помогало сохранять покой - оно не помогает. Приведу три примера, которые вошли в российское информационное пространство почти одновременно.

Первый: глава федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметер предрекает цыганские бунты по всей стране, если будут сносить самострой.

Второй: президент Чечни Рамзан Кадыров предрекает, что чеченские эмигранты, которых не удалось сагитировать вернуться в Чечню (в том числе разными компенсациями), вступят в отряды террористов и будут воевать против России. То же произойдет, по мнению Кадырова, если российским мусульманам вовремя не построить правильные мечети в затребованном количестве.

Третий: вице-президент академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов предрекает России «Боснию и Косово», если посягнут на принудительное изучение татарского языка и «равноправие татарского и русского языков» (в ряду посягательств он называет и запрет переводить татарский алфавит на латиницу).

Это - угрозы. «Если вы не сделаете X или сделаете Y - вам будет плохо, больно и страшно».

Не важно, насколько хорошо эти угрозы обоснованы. Например, Хакимов уверяет, что «у нас потому и не прошел боснийский вариант, что был язык взаимопонимания». Но до начала 90-х в Татарстане не было принудительного изучения татарского языка, президента и квазигосударственных структур. Может, боснийский вариант «не прошел» как раз поэтому?

Важно то, что с государственной властью разговаривают языком конкретных угроз. Привычно, без страха угрожают.

#{author}Отвлечемся от национальной проблематики. Захар Прилепин, побывав недавно в Калининграде, дал местной газете интервью, где сообщил, что зажатый между Польшей и Литвой Калининград находится «на стыке России и Западной Европы», назвал город «Калининградом-Кёнигсбергом», «построенным на руинах чужих домов», и обнаружил в воздухе какие-то не те молекулы, что в Ярославле.

После окончания войны две трети Восточной Пруссии отошли Польше. Можно ли представить, чтобы Польша культивировала образ «Гданьска-Данцига», где какие-то не те молекулы, что в Варшаве? Чтобы Литва, лелеющая образ этого края как «малой Литвы» и сохраняющая название Караляучус, утверждала его связь с «Западной Европой»?

Но Прилепин разговаривает с германофильской аудиторией. Для заезжего писателя это - ни к чему не обязывающая болтовня, однако его слова (легко убедиться, глянув на заголовок, который выбрала газета) упали на конкретную почву противостояния двух концепций: Калининград - это наш общий трофей или «наследие»? Если трофей, можно не удручаться «руинами чужих домов» - но как сладко чувствовать себя «германским наследником»!

«Начало войны население встретило с удовлетворением. Боевые действия вскоре переместились от границ рейха на восток. Казалось, провинции ничто не угрожает. Неприятным напоминанием о войне были редкие бомбардировки советской авиации», - я уже писала: это цитата из калининградского школьного учебника, и с этими «молекулами» детей учат чувствовать «родство».

Прилепин всего-то сказал приятное приятным людям - что такого? Но когда бывший американский посол Макфол пишет в «Твиттере», что право России на Крым сродни праву Германии на Кёнигсберг, - вам по-прежнему приятно? И что возразить, если только что заигрывали с Германией? Не пытались создать мощный щит собственной концепции, приняли чужую игру?

Не проговаривая долго, упорно, последовательно своих независимых слов, государство утрачивает право на благородный гнев. Цензура - это пес, покрытый лишаями, а подчас и бешеный, но что делать, если ворота нараспашку и нет на них замка своей правды?

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Шабаева
Все статьи Татьяна Шабаева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45