Появление «сибирского направления» в политике США напрямую связано с неожиданным подарком, преподнесенным американцам М.С.Горбачевым накануне развала Советского Союза.
Этот первый и последний президент СССР в июне 1990 года принял ничем не мотивированное с точки зрения государственных интересов СССР решение, безвозмездно передав США часть шельфа в Беринговом море общей площадью в 55 тыс. кв. км.
Как гласит русская пословица, аппетит, в данном случае аппетит у американцев, действительно пришел во время еды.
Сразу же после ратификации американским Конгрессом нового соглашения между СССР и США о разграничении морского пространства в акватории Тихого океана Институту мировой истории США было дано задание разработать проект возможной купли-продажи Сибири и Дальнего Востока после распада СССР. В основу этого замысла был положен исторический прецедент, когда царское правительство уступило Аляску и Алеутские острова в пользу США во второй половине XIX века.
Возможно, американцам казалось, что сделка по Сибири и Дальнему Востоку вполне реальна. В итоге проект, связанный с гипотетической покупкой Сибири, был представлен администрации США в 1992 году. По оценкам его авторов, стоимость намечаемой сделки должна была составлять 3 трлн. долларов из расчета 1 тыс. долларов за один акр (0,4 га).
Под Сибирью американская администрация, как и царские власти в свое время, понимала всю территорию от Уральских гор до Тихого океана.
Азиатскую часть России намечалось обустроить, создав на ее территории семь новых американских штатов.
Предполагалось, что покупка Сибири позволит США создать около 2 млн. рабочих мест. Авторы проекта особо подчеркивали, что новые рабочие места будут равномерно распределены по всем североамериканским штатам. Каждый потраченный на покупку Сибири миллиард долларов сразу же обеспечит якобы создание в каждом штате США 20 тыс. новых рабочих мест. Тем самым гарантировалась чуть ли не всеобщая занятость трудового населения США на длительную перспективу. Было также объявлено, что реализация сделки по покупке Сибири планировалась на срок до 20 лет. Согласно представленному администрации США проекту, американская сторона должна была ежегодно выплачивать России около 200 млрд. долларов. Половина суммы переводилась бы наличными, а другую половину денежных средств планировалось покрывать товарами, произведенными в США по заказам российских потребителей.
Официально проект «Американская Сибирь» был предан гласности на страницах американских газет и журналов в 1994 году. При анализе данного документа следует обратить особое внимание на раздел, посвященный будущим правам жителей Сибири и Дальнего Востока в статусе потенциальных граждан США.
Согласно предложениям разработчиков данного документа, население Сибири и Дальнего Востока должно было быть условно разделено на две группы: русскоговорящих славян и собственно «туземцев». Во вторую упомянутую группу должны были войти якуты, буряты, тувинцы, чукчи, эскимосы и другие народы и народности, составляющие коренное население Азиатской части России.
Если русские и другие представители славянских народов, проживающие на территории Сибири и Дальнего Востока, должны были получить все права и привилегии граждан США, то коренное население, испокон веков проживавшее в регионе, должно было, по сути дела, разделить судьбу американских индейцев.
Составители проекта купли-продажи Сибири и Дальнего Востока ссылались в этой связи на достигнутые почти полтора века назад аналогичные договоренности российской и американской сторон по поводу Русской Америки. Как известно, в третьей статье договора об уступке Россией Аляски и Алеутских островов в пользу США (1867 г.) говорилось, что в отличие от великороссов, коренные жители Русской Америки, или, как их тогда называли, нецивилизованные народы, «будут подчинены тем законам и правилам, которые Соединенные Штаты будут время от времени принимать в отношении коренных племен этой страны».
Таким образом, на местные этносы как в прошлом, так и в настоящем, по мнению американских специалистов-юристов, не должны были распространяться привилегии и права граждан США.
Однако жизнь внесла коррективы в планы американцев. Многонациональная Россия, несмотря на предсказания ее недругов, не только не распалась в 1990-х годах ХХ века, но и значительно окрепла. Проект «Американская Сибирь» пришлось списать в архив.
В нулевые годы XXI века американцы разработали новый вариант «освоения» Северо-Востока азиатской части РФ с перспективой его превращения в край пустынный и безмолвный в прямом смысле этого слова. Администрация США официально довела до сведения российского руководства свои предложения о готовности выделить значительные финансовые средства для эвакуации(!) россиян со всех северных территорий РФ.
В.В.Путин дал достойную отповедь такого рода инициативам США.
В апреле 2004 года российский лидер, выступая в Салехарде (Ямало-Ненецкий АО) в ходе заседания собрания представителей северных территорий, подверг резкой критике идею переселения людей из районов Крайнего Севера в глубь внутренних районов РФ. Понятно, что рекомендованные американцами «маршруты движения» россиян по территории Сибири и Дальнего Востока никак не совпадали с жизненно важными интересами России в данном регионе.
В настоящее время администрация США стремится к тому, чтобы радикальным образом пересмотреть свою политику по отношению к коренным народам Сибири и Дальнего Востока и расположить их к себе.
Подтверждением тому служит недавнее введение безвизового режима на поездки в обе стороны для коренных жителей Аляски и Чукотки. Комиссия Берингова пролива со стороны США в июне 2015 года официально выразила свою готовность к выдаче специальных вкладышей в паспорта жителей Аляски. В свою очередь, Россия также провела аналогичную работу, обеспечив соответствующими вкладышами российских граждан - представителей коренного населения Чукотки.
Еще раз особо отмечу: право безвизового въезда в регион соседней страны получили только коренные жители. Для поездки им теперь необходимо иметь приглашение родственников с противоположного берега. Под родственниками понимается кровная родня, или, как говорят американцы, члены одного племени или рода.
Сородичами объявляются также лица, говорящие на местных диалектах по ту и другую сторону Берингова пролива. Без визы жители Чукотки и Аляски имеют право находиться в установленных регионах не более 90 дней. Таким образом, договор между СССР и США 1989 года о свободном посещении жителями Чукотки и Аляски этих регионов ныне вступил в законную силу, то есть спустя более четверти века со дня его подписания.
Решение о безвизовом обмене между коренными жителями Чукотки и Аляски, по всей видимости, для американской администрации примечательно - оно принято в условиях ужесточения санкций США и ЕС против России в связи с украинским кризисом и вхождением Крыма в состав РФ.
Американцы плотно взялись за разработку своей версии комплексной программы сотрудничества между разделенными этносами (чукчами, эскимосами, чуванцами и т. д.), проживающими по ту и другую сторону российско-американской границы.
Данная американская программа, безусловно, напрямую связана с ежегодным участием США в этнокультурном и спортивном фестивале «Берингия»*, проводимом в России на территории Чукотки и Камчатки с 1992 года.
В последнее время наряду с Россией и США в этих традиционных фестивалях с подачи американцев стали принимать активное участие представители стран - союзников США по блоку НАТО, а также посланцы государств, официально находящихся под защитой Североатлантического альянса. В 2013 году, помимо американцев, жители Чукотки принимали у себя финнов и австралийцев, участвовавших в берингийских спортивных состязаниях. В рамках фестиваля «Берингия-2014 г.» состоялись первые международные арктические игры при участии спортсменов России, США, Дании, Норвегии, Исландии и Канады. В феврале 2016 года фестиваль «Берингия» стартовал уже и на Камчатке.
Совместные поездки в гости друг к другу на Чукотку и Аляску, состязания на оленях и в собачьих упряжках, гонки на кожаных байдарах (большие чукотские лодки, при помощи которых береговые чукчи охотятся в океане, метание гарпуна и т. д. завоевывают все большую популярность у коренных этносов по ту и другую сторону Берингова пролива. Однако в обозримом будущем географическое единство Берингии вряд ли обретет какие-либо дополнительные скрепы.
В условиях глобализации международных отношений просматриваются на перспективу два полярных проекта развития Сибири и Дальнего Востока. Свои варианты решения насущных проблем предлагают Россия и США.
Руководство РФ ставит перед собой задачу дальнейшего освоения Сибири и Дальнего Востока при опоре как на собственные силы, так и при активном развитии международного партнерства и привлечении иностранных инвестиций в регион. Подтверждением этих намерений явилось единодушное одобрение российскими политиками - участниками Валдайского форума (2012 г.) программного доклада «К Великому океану, или новая глобализация России».
Реализуя на практике намеченные цели, российское руководство стало инициатором проведения саммита АТЭС во Владивостоке (2012 г.), Восточного экономического форума (2015 г.) и т. д. Все эти инициативы воочию демонстрируют, что восточный вектор развития России является ее приоритетом не только на ближайшую, но и отдаленную перспективу.
В свою очередь, США пытаются навязать мировому сообществу свое видение перспектив социально-экономического, а возможно, и политического развития обстановки в регионе. Учитывая мировую значимость нефтяных, газовых, золоторудных и иных природных богатств Сибири, американцы пытаются убедить международное бизнес-сообщество в том, что проблемы Сибири и Дальнего Востока должны рассматриваться исключительно сквозь призму новых вызовов и угроз XXI века при непременном участии всех основных игроков на международной арене.
Новоявленные американские ковбои XXI века должны осознать, что территория Сибири и Дальнего Востока не является продолжением территорий «диких прерий», заселенных очередными индейцами. Российско-американская граница, проходящая по Берингову проливу и акватории Тихого океана, представляет собой не просто границу между двумя государствами, а является знаковым рубежом между двумя самодостаточными цивилизациями: российской и западной. Каждая из них самобытна и отличается своей историей, культурой, менталитетом населения, формой государственного устройства и т. д.
Американцам, с учетом их нынешней ставки на развитие прямых контактов с коренными жителями Чукотки и Камчатки, необходимо также уяснить, что они входят в соприкосновение не просто с народами Дальнего Востока. Чукчи, эскимосы, коряки и т. д. наряду с русскими и другими славянскими народами, проживающими в этом регионе, составляют единый российский суперэтнос, одержавший в прошлом не одну победу. Например, в годы Великой Отечественной войны среди представителей 62 народов и народностей Российского многонационального государства, удостоенных звания Героя Советского Союза, были и представители коренных этносов Сибири и Дальнего Востока, в том числе: буряты - пять человек, якуты - три человека, алтайцы - два человека, хакасы - два человека, а также кумандин, нанаец, тувинец и эвенки.
Разыграть сибирскую карту при опоре на местные этносы никому ныне не под силу, в том числе и американцам. История и судьбы народов Сибири неразрывно связаны и неотделимы от судьбы России.
(*Согласно общепринятым географическим обозначениям, Берингия представляет собой территорию, связывающую воедино Северо-Восток Азии и Северо-Запад Северной Америки. В состав Берингии входят часть Чукотки и Камчатки в России, а также Аляска в США.)
Юрий Булатов, Декан факультета международных отношений МГИМО МИД России, профессор кафедры всемирной и отечественной истории, доктор исторических наук,
Источник