В начале года СМИ растиражировали новость о том, что всего за две недели 2016-го объемы вложений центральных банков всего мира в американские трежерис сократились на 47 млрд долларов. Ряд изданий подал эту информацию как начало атаки на американский доллар. Тогда еще не было дано раскладки по отдельным ЦБ - ее обычно публикуют позже, но предположительно основная часть сброшенных американских трежерис пришлась на Народный банк Китая. Это вполне закономерно, так как в целом - и это всем хорошо известно - львиная доля всех трежерис вообще находится именно у Китая.
Однако в данном случае желаемое было выдано за действительное. Никакой атаки на доллар не было. Все это не более чем просто реакция мировых ЦБ на решение Федеральной резервной системы (ФРС) США о повышении учетной ставки на четверть процентных пункта. Безусловно, такое решение активизировало отток капитала из многих стран, и именно поэтому в конце 2015 года мы наблюдали падение курсов валют многих стран, в том числе китайского юаня.
Трактовать это как начало валютной войны против Америки - значит фактически идти на поводу у Вашингтона. Ведь на самом деле все происходящее - это лишь следствие той валютной войны, которую сам Вашингтон ведет против всего мира. И другие страны сопротивляются, как могут. Чтобы не допускать слишком сильного падения своих национальных валют после повышения ставки ФРС, мировым Центробанкам приходится проводить интервенции - то есть вбрасывать на рынок большое количество долларов. А для того чтобы проводить такие интервенции, очевидно необходим значительный объем долларовой наличности. Откуда взять эту наличность? Очень просто: она добывается путем сброса американских гособлигаций (они же трежерис).
Потому не стоит приписывать Народному банку Китая проведение некой спланированной акции по уничтожению американского доллара. Все намного проще и банальнее.
Тем не менее, надо отметить, что данная ситуация отлично демонстрирует, в какую сложную ситуацию попал сегодня Вашингтон. Любое решение, которое формулирует и принимает ФРС или американское казначейство, в конечном счете бумерангом возвращается в Соединенные Штаты. Очевидно, что если Федрезерв и дальше будет повышать учетную ставку, то пакет американских трежерис будет таять на глазах. Логичной реакцией на это станет повышение доходности американских бумаг, а это означает, что доля процентных расходов (то есть на обслуживание госдолга) в американском бюджете будет неизбежно расти. Уже сегодня процентные расходы занимают второе место в бюджете США после военных. Несложно посчитать, что если та программа повышения процентной ставки, которую запланировали в ФРС - а говорилось о постепенном повышении до 3-4% с нынешних 0,25-0,5%, - будет реализована, уже через несколько лет большая часть американского бюджета будет уходить на обслуживание долгов по этим бумагам.
По этой причине некоторые американские СМИ уже пишут о том, что, скорее всего, дальнейшего повышения ученой ставки ФРС не будет и, вполне вероятно, будет даже понижение ее до исходных значений. Таким образом, мы видим, что американские монетарные власти не имеют никакого люфта для маневров: шаг вправо, шаг влево - и бумеранг ответной реакции не заставляет себя ждать. В 70-е годы, когда Соединенные Штаты активно разламывали Бреттон-Вудскую систему и сделали из золото-долларовой денежной системы бумажно-долларовую , кто-то из американцев бросил красивую и циничную фразу: валюта наша - проблемы ваши. Сегодня это уже не работает: решения ФРС бьют по экономике всего мира, и удар возвращается в США. Это паралич долларовой системы - прямое проявление ее острого кризиса. Это не значит, что завтра нынешние «хозяева денег» внезапно разорятся. Но никаких хороших решений в этой ситуации у них нет, есть только выбор между плохими.
В этих условиях вкладывать госрезервы в американские ценные бумаги - очевидная глупость. Ни о какой надежности таких вложений речь не идет - все это рано или поздно лопнет. Но мы продолжаем наступать на одни и те же грабли. Мы играем на их поле и по их же правилам. Вот только зачем?