В наше время белорусы являются наиболее дружественным народом по отношению к России. По данным Независимого института социально-экономических и политических исследований, 66,6% белорусов согласны с тем, что белорусы, русские и украинцы - это три ветви одного народа. Альтернативную точку зрения (разные народы) поддержало 27,1%.
Белорусы поддерживают и внешнюю политику России. Так, по данным национального опроса граждан Беларуси, проводившегося в июне 2014 года все тем же Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, порядка 62% опрошенных белорусов положительно отнеслись к присоединению Крыма к России, считая этот процесс законным.
Половина белорусов положительно относится к членству в Евразийском экономическом союзе, 29,6% нейтрально, и всего 15% отрицательно.
Однако в последнее время возникает немало поводов для беспокойства, что дружба между белорусским и русским народами может ослабеть.
Прозападная белорусская оппозиция, прозападные историки и писатели создали в белорусском информационном пространстве мощную машину антироссийской пропаганды, нацеленную в основном на белорусскую молодежь. Помимо этого, порой антироссийские настроения пытаются распостранять на уроках истории в школах и университетах.
Давайте разберемся по порядку.
Русофобия в образовании
Изучив программу предмета «История Беларуси», можно сделать вывод, что она соединяет в себе как литвинистский, так и западнорусистский подходы. Некоторые моменты истории трактуются достаточно спорно:
а) Великое Княжество Литовское - это «белорусская держава», территория современной Беларуси всегда называлась «Литвой», а белорусы - «литвинами».
Однако крайне редко говорится о том, что княжество являлось Русско-литовским (Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское), и предков современных белорусов называли не иначе как «русские» или «русины», а восточнославянские территории в составе Княжества - Русью. Литвинами же называли все население ВКЛ по признаку гражданства, но не происхождения.
б) Польский мятежник, один из лидеров польского восстания 1863-1864 гг. в Российской Империи Константин Калиновский героизируется. Его называют белорусом, борцом за свободу.
Но известным фактом является, что Калиновский был поляком и целью его восстания было восстановление Польши в границах 1772 года с входящими в ее состав белорусскими землями. Чего стоит его знаменитая цитата: «Мы, что живём на земле Польской, что едим хлеб Польский, мы, поляки из веков вечных».
Доктор исторических наук Анатоль Грицкевич приводит интересный факт о спорном герое:
«Калиновского на самом деле звали Викентий Константин Калиновский. Имя Кастусь - придумка советских времен. Впервые так предводителя восстания назвал в 1920-х годах историк Всеволод Игнатовский, первый президент ИнБелКульта (Академии наук). Логика была такая: Викентий - слишком польское имя, Константин - слишком православное (Калиновский был католиком). А Кастусь - было «по-народному», то что надо; Восстание шляхты помогало подавлять белорусское крестьянство».
Почему Калиновского называть героем Беларуси? Учитывая, что целью шляхетского восстания было восстановление Речи Посполитой, а отнюдь не создание Беларуси и даже не восстановление ВКЛ, какой повод его героизировать?
Или авторы учебников предпочитают видеть Беларусь не суверенным государством, а частью РП?
в) Героизируется поляк Тадеуш Костюшко, организатор польского восстания в 1794 году против присоединения белорусских земель к Российской Империи. В учебниках преподносится белорусом. Его целью также было восстановление Польши в границах до разделов Речи Посполитой (1772 год). Официально признан Национальным героем Беларуси, Польши, Литвы и США.
г) Период вхождения белорусских земель в состав Российской Империи (1795-1917) преподносится как период национального гнета.
Несмотря на то, что как раз в период Российской Империи сформировался и впервые обрел письменность современный белорусский язык.
Вот цитата из белорусского учебника по Истории Беларуси за 11-й класс:
«Русский царизм, так же, как и правительство Речи Посполитой в предыдущий период, начал проводить политику национального, культурного, языкового и религиозного гнета белорусского народа, пытаясь доказать его несостоятельность как самостоятельного этноса. В частности, процессы русификации привели к крайне неблагоприятным условиям для развития собственного языка белорусского народа, поскольку основные функции государственного выполнял в это время русский язык».
Однако известно, что период вхождения белорусских земель в состав Российской Империи отметился серьезным рывком в развитии белорусского языка и культуры, а также промышленности.
Попытки обвинять российские власти в русификации белорусов и запрете белорусского языка являются вообще абсурдными. К моменту вхождения в Российскую Империю белорусский язык не употреблялся ни в одной из сфер общественной жизни. В Речи Посполитой все было полонизировано. Не существовало ни школы, ни театра, ни книгоиздания на белорусском языке.
Так разве русские уничтожали белорусский язык?
Белорусы считались одной из ветвей единого русского народа наравне с великорусами (русскими) и малоросами (украинцами), а белорусский язык - диалектом русского языка наравне с малоросским, южновеликорусским и северновеликорусским.
Зачем запрещать и уничтожать один из основных диалектов государственного языка?
Русификация в Беларуси проходила не в форме искоренения белорусскости, а как жесткое противостояние засилью польской культуры и языка. Но именно благодаря этому и создались условия для возникновения белорусской нации.
Без западнорусизма не было бы и белорусского национального движения.
Русофобия в публицистике
Давайте посмотрим на историческую публицистику, которая издается огромными тиражами и доступна в каждом книжном магазине.
Так, одним из самых популярных и читаемых белорусских историков является Владимир Алексеевич Орлов. Автор более 30 книг, переведенных на 25 языков. Среди них - национальные бестселлеры «Таямніцы полацкай гісторыі», «Адкуль наш род», «Дзесяць вякоў беларускай гісторыі», «Краіна Беларусь». По вероисповеданию - греко-католик. Среди белорусов широко известная личность, книги которого расходятся с полок немалыми тиражами.
Достаточно одной красноречивой цитаты из его книги для детей, и все станет понятно:
«Московские князья объединили российские княжества и стали жадно поглядывать на нашу страну. Московия начала с Великим Княжеством бесконечные кровавые войны. Если взять город не удавалось, захватчики жгли окрестные села, гнали в плен тысячи мирных жителей. В первую очередь пленными делали молодых и здоровых людей - юношей и девушек. Как вы уже знаете, российские земли долгое время были в татарской неволе. Хотя они и освободились, порядки в Московии остались такие же дикие и жестокие, как и при татарах. Все должны были слепо исполнять волю великого князя и называть себя его холопами - то есть рабами. Московские князья воевали не умением, а числом, чужую землю выжигали и совершали над ее жителями бесчеловечные расправы».
Следует обратить внимание на цикл книжных изданий «Неизвестная
история», экземпляры которой можно увидеть почти во всех книжных
магазинах. Книги сразу привлекают внимание интересным дизайном и
одиозными названиями.
В этих книгах отсутствует термин «Великая Отечественная война», вместо
которого дается определение «война 1941-1945 гг.», русские именуются
«московитами», а белорусы - «литвинами». Цикл включает ряд публикаций
белорусских историков литвинской направленности: Анатолия Тараса,
Вадима Деружинского и др.
Стоит только перечислить названия изданий, и все станет понятно:
«Беларусь превыше всего», «Россия в концлагере», «Тайны белорусской
истории», «Войны Московии с Великим Княжеством Литовским», «История
имперских отношений: белорусы и русские», «Большая кровь. Как СССР
победил в войне 1941-1945 гг.», «Оршанская битва с московитами 1514
г.»...
В данном цикле книг ставится под сомнение подвиг народа в Победе в
Великой Отечественной войне, ставится под сомнение славянское
происхождение белорусского и русского народов, навязывается миф, что
истинная вера белорусов - это отнюдь не православие, а униатство и
католицизм.
Русофобия в интернете
Если в исторической и
политической литературе прозападные и русофобские издания имеют
незначительное преимущество, то интернет-пространство западники
фактически монополизировали:
а) Главным оппозиционным белорусским сайтом выступает
Хартия'97, где Лукашенко называют не иначе как диктатором, а русских -
оккупантами. Этот ресурс имеет по белорусским меркам огромную
популярность. Каждая новость собирает несколько тысяч, а то и несколько
десятков тысяч просмотров. Новости обновляются каждые 5-10 минут.
б) На сайте «Беларуский партизан» новости обновляются
каждые 10 минут, каждая новость имеет комментарии. Политика сайта
сходна с Хартией'97: «Русские - исторические враги, оккупанты. Крым -
Украине. Беларусь в Европу и НАТО».
в) Белорусские сайты пророссийской ориентации гораздо
менее популярны. За пример можем взять сайт «Западная Русь», где
новости обновляются раз в несколько дней и комментарии к ним -
редкость. Даже на сайте крупнейшего государственного информационного
агентства в Беларуси вы не найдете комментариев, «ретвиты», «репосты» в
социальные сети практически отсутствуют, что ярко свидетельствует о
непопулярности сайта.
Именно благодаря активной работе прозападных СМИ сходную картину можно
найти в белорусских сообществах в социальных сетях. Прозападные
коммьюнити имеют под сотню тысяч подписчиков (для белорусских сообществ
это огромная цифра). Яркий пример: «Мая краіна Беларусь», «Надоел нам
этот Лукашенко». Новости обновляются чуть ли не каждую минуту.
Однако ничтожно мала активность пророссийски настроенных сообществ
(всего до 10 тысяч подписчиков): «Мы патриоты Белой Руси», в котором
новости обновляются несколько раз в день. «Антимайдан Беларусь», в
котором противников майдана из Беларуси насчитывается всего 2900
человек.
В связи с этим неудивительно, если в Беларуси будут попытки повторить
украинский сценарий. Уже сейчас местными нацистами составляются списки
«враждебных пророссийских организаций», которые подлежат уничтожению
после белорусского майдана.
Русофобия на телевидении
Её практически нет. В Беларуси все телеканалы являются государственными.
Однако на территории Республики Польша был создан спутниковый телеканал
специально для белорусов на белорусском языке вещания, который подает
информацию с прозападных позиций.
Польское телевидение получило в 2007 финансовом году из
государственного бюджета 16 млн злотых (около 4 млн евро) на подготовку
канала к эфиру и начало вещания. Над программой канала «Белсат»
трудятся несколько десятков журналистов в Беларуси, Польше, Литве и
Чехии.
Можно подумать, что полякам не на что больше тратить деньги. Но, как
видно, информационная война и геополитические интересы превыше всего.
Можно сделать вывод, что, несмотря на довольно дружественное отношение
белорусов к России и геополитическую ориентацию большинства населения
на Восток, в Беларуси давно запущена машина пропаганды, направленная на
разжигание вражды между белорусским и русским народами, целью которой
является «интеграция» Республики Беларусь в Европейский союз и НАТО.
С Украиной это получилось.
В заключение хотелось бы обратить внимание на весьма интересное несоответствие.
Большинство белорусов пророссийски настроены. Однако в интернете
создается совсем иное впечатление. Прозападные и русофобские ресурсы
весьма слаженно работают, благодаря чему обладают высоким уровнем
популярности.
В то же время пророссийские ресурсы огорчают достаточно вялой
деятельностью. Все дело в финансировании. Чего только стоит факт
спонсирования канала «Белсат» в размере 4 миллионов евро из польского
бюджета?
Западу нет равных в умении проводить информационные атаки с целью
овладения умами людей. На деятельность прозападных ресурсов тратятся
немалые средства из разного рода европейских фондов. В то время как
Россия в этом отношении куда менее активна.
На Украине Россия потерпела в первую очередь информационное поражение.
Смогут ли таким же образом «евроинтегрировать» Беларусь? И где
белорусский государственный ответ на угрозу роста национализма?