«Ливанцы поняли главную цель России в Сирии»
Знаете ли Вы, что происходит в сопредельном с Сирией Ливане, как относятся простые ливанцы к сирийской операции России, и почему в ливанских деревнях висят портреты Николая II?
Впрочем, даже если знаете - живущая в Бейруте Светлана Сафа (в недавнем прошлом председатель Координационного совета российских соотечественников в Ливане) рассказала в интервью beinenson.news не только об этом.
- Светлана, в свое время Ливан называли ближневосточной Швейцарией, потом ситуация изменилась, страна пережила не одну войну (впрочем, думаю, нет нужды напоминать историю Ливана). Каково сейчас отношение к русским в стране?
- Несмотря на то, что Вы сказали, что история Ливана известна, я думаю, мало кто знает, что Россия «пришла» в Ливан еще в 1890-м году. Когда Императорское Палестинское Православное общество построило в стране 44 школы, в которых обучались тысячи ливанцев. То есть они получили образование благодаря России. Это первое.
Второе, наверное, более известное - это то, что, начиная с 60-х годов 20 века (и это продолжается и по сей день) десятки тысяч ливанцев прошли обучение в России. В результате чего, по приблизительным подсчетам, в Ливане порядка 25 тысяч русскоговорящих.
- Это ливанцы?
- Это в общем. И ливанцы, и русские, и украинцы, и белорусы, и
выходцы из других постсоветских стран. Мы никого не делим. В Российском
культурном центре у нас тут также приходят и обучаются все, вне
зависимости от национальности.
И эти две «точки» влияния России сыграли свою роль в том, как сейчас
относятся к действиям России на Ближнем Востоке. Россия в Ливане -
очень значимая страна, и отношение к ней не зависит от политической
ситуации.
Ты приезжаешь в деревню, где была православная школа (а зачастую и есть, просто она уже скорей всего государственная) и там... Вот просто на примере, у нас 2 года назад был фестиваль «Подмосковные вечера», и ты заходишь в дом, а там портрет Николая II, и все ливанцы в этой деревне помнят, что их деды, прадеды учились в православной школе. Что они получали образование благодаря России. И этот «капитал», оставленный нам нашими предками, конечно, нужно использовать.
- Ливан находится рядом с Сирией. Как обстановка в стране?
- Сейчас, конечно, нелегко. Впрочем, где сейчас легко? Я в Ливане с 1991 года. Застала конец гражданской войны, войну 1999-года, войну 2006-го года. Я живу в пригороде Бейрута, мы и принимали беженцев, и сами уезжали, когда это было необходимо, чтобы не попасть под бомбежки и пули. Но мы уже как-то привыкли, что ли. Здесь мы хотя бы предположительно знаем, как можем выжить.
А если говорить про сам Бейрут, то атмосфера напряженная, но в целом, спокойно - все, что Вы видите по ТВ, это либо север, либо юг Ливана. Те, кто приезжает к нам, все потом говорят: приезжайте в Ливан, тут можно и на море съездить, и на лыжах покататься в горах.
- А что говорят простые ливанцы по поводу того, что Россия принимает участие в боевых действиях в Сирии? Вот просто какое-нибудь, может быть, неэкспертное, но характерное мнение?
- Что касается неэкспертного мнения. Вы знаете, мы даже смеялись первое время. К любому ливанцу подойди, ну или в кафе прислушайся, проходя мимо, что обсуждают - обсуждают будущее мира. Вам тут же все разложат по полочкам - кто прав, кто не прав, какая страна права, какая- нет. Они читают все газеты, впитывают всю информацию. Это такая особенность ливанского менталитета - знать все о мире, и все за него решать.
Насчет того, что говорят... Конечно, это все индивидуально, у всех есть своя политическая позиция, в зависимости от которой и будет высказано мнение.
Что касается отношения к ситуации в Сирии, то прежде всего следует учесть, что Сирия воспринимается в Ливане как братская страна, очень тесные связи, и родственные, и экономические. Несмотря на то, что в истории взаимоотношений бывало всякое - исторически сложилось, что Сирия зависит от Ливана и Ливан зависит от Сирии.
И когда Россия «вошла» в сирийскую ситуацию, то первой реакцией ливанцев было непонимание целей России, зачем она это сделала.
Но потом увидели, что действия России направлены не на разжигание войны, а на установление мира (а надо понимать, что для Ливана, страны, пережившего страшную 17-летнюю гражданскую войну, самое главное слово - это «мир», и это то, что объединяет абсолютно все политические силы в стране). То есть, главная цель России - убрать ИГИЛ*, добиться мира, а дальше уже как решит народ, какое правительство выберет.
ИГИЛ для Ливана - это «красная линия». Все, кто борется с ИГИЛ - симпатии ливанцев на их стороне. И это, думаю, и является «точкой соприкосновения» мнения ливанцев, несмотря на их, конечно же, разные политические воззрения.
Ливанцы вообще очень прагматичны. А мир для простых людей - это всегда выгодно.
*ИГИЛ - организация, запрещенная на территории РФ.