В минувшую пятницу группа активистов во главе с лидером движения "Божья воля" Дмитрием Цорионовым - Энтео устроили акцию протеста в московском Манеже. Прийдя на выставку "Скульптуры, которых мы не видим", на которой были представлены работы в жанре подвального нонконформизма 1954-1968 годов активисты заявили, что выставка оскорбляет чувства верующих, и привели в пример одну из работ, изображающую Иисуса Христа в ненадлежащем виде. По словам участников акции, экспозиция нарушает закон УК РФ "О защите чувств верующих".
В ходе акции протеста пострадали несколько работ, в их числе скульптура Вадима Сидура "Снятие с креста".
Представители выставочного зала "Манеж" подали заявление в полицию в связи с действиями движения "Божья воля" и будут добиваться возбуждения уголовного дела против нарушителей. В свою очередь основатель движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов считает, что организаторы выставки в Манеже должны понести уголовную ответственность за свои действия, о чём заявил в интервью «Коммерсантъ FM».
Рис. Геннадия Животова
Экспертные оценки:
Галина Иванкина.
У Пушкина есть такая строчка: «Бывают странные сближенья». Вспомним
62-й год, Никита Сергеевич Хрущёв приходит в Манеж, видит произведения
так называемого авангарда и обзывает нехорошим словом художников. Далее
в 1974 году происходит бульдозерная выставка, которая до сих пор
известна не потому, что выставка, а потому что «бульдозерная» - неких
нонконформистов разогнала милиция с привлечением поливочных машин и
бульдозеров. И наконец, 2015 год, уже «православные активисты» от лица
народа или от лица всех православных устраивают акцию в том же самом
Манеже, где полвека назад выступил Хрущёв. Интересный момент:
убеждённый атеист Хрущёв имел определённое мнение о
художниках-нонконформистах, но и религиозный фанатик Энтео фактически
разделяет его мнение. Если такие разные персонажи имеют одно чёткое
мнение, как мне кажется, проблема в самом искусстве.
Вместе с тем, как человек с юридическим образованием, я не
приветствую подобных акций, потому что их можно квалифицировать как
хулиганство и вандализм. Поэтому отношение отношением, но реакция
должна быть адекватной. Как человек, я понимаю Энтео, потому что мне
тоже не нравится подобное скотство, но как юрист - осуждаю.
Андрей Фефелов.
Огромный скандал, который возник вокруг Энтео и работ Сидура, если его
рассмотреть не через очки политических страстей довольно любопытен в
социокультурном отношении. Мне очень понравилось выражение Константина
Крылова: «Одно произведение современного искусства напало на другое
произведение современного искусства». Многие годы так называемые
художники-актуалисты тиранили общество своими провокациями. В основном,
занимался этим круг галериста Марата Гельмана. Он пас
художников-провокаторов, найдя в достаточно аморфном, отстранённом
обществе нерв, связанный с православной культурой. Реакция православной
среды была разной: от глухого недовольства и отрицания до акций прямого
действия, когда люди из приходов действительно громили провокационные
выставки и вызывали на себя гнев прокуратуры.
Так или иначе, сейчас мы пришли к совершенно новому раскладу, когда
внутри коллективного Гельмана завёлся ещё один Гельман. То есть против
художников-акционистов вышел акционист православный, известный как
Дмитрий Энтео. Мы получили Гельмана внутри Гельмана. И внутри большого
Гельмана завёлся червяк, который изгрызёт его изнутри. Поскольку Энтео
имеет весьма отдалённое отношение к религиозной культуре, духовному
деланию, как и так называемые «современные художники» весьма далеки от
подлинного искусства.
Что же касается самого Сидура, на которого поднял руку Цорионов, то
эта фигура достаточно вторична и не является знаковой в среде
богохульников. Именно этот факт придаёт акции дополнительное странное
звучание, потому что Вадим Сидур представляет не воинствующих
безбожников, а некое культурное наследие, на которое напал
«православный акционист» Энтео. Что ещё больше усугубляет раскол
общества и возводит бесовские страсти на какой-то новый уровень. Таким
образом, эта борьба со злом ведёт к ещё большему злу.