До минувшей пятницы ещё сохранялась надежда на то, что скоропалительное и опрометчивое решение Верховной Рады о денонсации соглашения с Россией о транзите в Приднестровье через украинскую территорию грузов, предназначающихся для российских военнослужащих, не будет подписано Петром Порошенко. Но во время своей пресс-конференции президент Украины снял всякую интригу, по поводу вступит ли это решение парламентариев в силу или нет. Стало ясно, что вступит...
Средства массовой информации за рубежом кто со злорадством, а кто с сожалением (в зависимости от симпатий) стали отмерять дни Приднестровской Молдавской Республики. Дескать, оставшиеся без снабжения российские миротворцы вынуждены будут уйти с берегов Днестра.
Правда, авторы этих пессимистических прогнозов не учли одну небольшую детальку. Украина еще летом прошлого года перекрыла снабжение российских военных в Приднестровье. Ныне же Киев лишь юридически закрепляет то, что уже сделал. Парадокс, но прошел уже почти год, а военнослужащие миротворческого контингента России и Оперативной группы российских войск ни голодными, ни раздетыми, ни разутыми не ходят.
Если же рассматривать случившееся под другим ракурсом, то отнюдь не все так печально выходит, как кому-то хотелось. Как раз наоборот. Давайте начнем с довольствия военнослужащих. Недавно президент Приднестровья Евгений Шевчук в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что республика вполне способна обеспечить продовольствием российских военнослужащих. Более того приднестровская сторона это уже давно делает. После фактического перекрытия Украиной транзита на местных предприятиях начали и форму шить. Стоит напомнить, что в Приднестровье есть неплохие мощности и для производства обуви. Кто выиграл? Ответ очевиден - Россия за счет снятия транспортных расходов и Приднестровье за счет дополнительной загрузки своих предприятий.
А как же быть с самими военнослужащими? Дело в том, что на 90% Оперативная группа российских войск в Приднестровье, а миротворческий контингент на все 100% состоит из контрактников. Стоит заметить, что денежное довольствие российских военнослужащих в Приднестровье куда выше, чем у их приднестровских коллег. Так что проблем с нехваткой личного состава, в виду наличия на территории ПМР более 200 тысяч граждан РФ и несколько выросшей за последний год безработицей, тоже не должно возникнуть. Есть и ещё один нюанс, за который надо сказать украинским и молдавским властям отдельные слова благодарности. Первым своим решением о денонсации соглашения, а вторые участившимися отказами пропускать на территорию Приднестровья российских военнослужащих ничего не оставляют России как и солдат-срочников набирать на месте. Опять же с Москвы снимаются расходы по перевозке призывников к месту службы, а Тирасполь может в условиях бюджетного дефицита немного сократить план призыва на действительную военную службу, а, следовательно, и расходы на оборону. Ведь часть резервистов будет готовиться за счет России.
Кто от этого проиграл? Проигравший здесь один - Киев. Во-первых, своими действиями он в одночасье перечеркнул все усилия украинской дипломатии на данном направлении, предпринимаемой ею на протяжении долгих лет. Страна фактически, если и не вышла из числа участников переговорного процесса по молдо-приднестровскому урегулированию, то во всяком случае потеряла статус гаранта и посредника. Непонятными становятся и функции украинских военных наблюдателей в составе Совместных миротворческих сил.
Заявление Порошенко о том, что с Приднестровьем проще будет разобраться, чем с Донбассом и назначение на пост главы Одесской области инициатора горячей фазы осетино-грузинского конфликта способны вызвать в приднестровском обществе совершенно обратный эффект. Это отнюдь не тот народ, который подвержен капитулянтским настроениям. Наоборот он способен консолидироваться в пиковые моменты. Учитывая, что в этом году Приднестровье ждут парламентские выборы, а в следующем президентские, то с точки зрения сплочения общества поступки украинских властей неоценимы. Кстати, прецеденты уже были. Вспомним начатую совместно Киевом и Кишиневом в марте 2006 года экономическую блокаду Приднестровья. Дальше, правда, были 98% голосов за независимость ПМР на сентябрьском референдуме того же года и убедительная победа на выборах тогдашнего президента Игоря Смирнова. Вот и выходит, что либо украинская хунта - нанятая нынешними приднестровскими властями команда PRщиков, или же - люди, которые, вследствие некоторых свойств своего интеллекта, ничему не учатся...