В пользу изложенной мной вчера версии о грядущей сомализации Украины есть еще один важный аргумент.
Прошлой осенью было много алармистских текстов - в том числе от меня - о том, что зима 2014-2015 года может стать для Украины катастрофой. Коммунальная инфраструктура изношена, острая нехватка топлива и т.д. и т.п. А долговременное прекращение подачи тепла и электричества в современный город зимой означает катастрофу с гигантскими - многотысячными - жертвами.
Но катастрофы не случилось, не в последнюю очередь и благодаря России, которая обеспечила дополнительные поставки угля и сделала еще какие-то телодвижения. В результате зима на Украине была непростой - с напряженным отслеживанием остатков угля на ТЭС, с кратковременными отключениями, со слабым во многих случаях отоплением и холодными квартирами - но не смертельной. По этому поводу как обычно разразились холивары между сторонниками хитрого плана и путислильщиками.
Но если принять за основу версию о том, что Россия постепенно, но необратимо отрезает от себя Украину (а Европа поступает аналогично, потому что ей этот подарочек даром не сдался), то все приобретает смысл. Что означает масштабная коммунальная и социальная катастрофа в центре Европы? Дикую головную боль для всех. Сотни тысяч беженцев, которые ломанутся во все стороны. Огромные жертвы внутри страны, причем все это будет настолько ужасно выглядеть, что у соседних стран просто не будет возможностей остаться в стороне. Надо будет вмешиваться, спасать, вкладывать деньги и прочая, и прочая.
Как решить эту дилемму?
Как минимизировать свои затраты и не повесить себе на шею соседа, чья катастрофа неизбежна? Очень просто - помогать ему ровно в той степени, чтобы его катастрофа произошла не разовым обрушением, а постепенным относительно плавным контролируемым приземлением. Украину сейчас варят как лягушку, постепенно повышая температуру в котле. Грядущая зима будет сложнее прошедшей - отключений электричества будет еще больше, центральное отопление будет работать еще хуже. Но население, получившее опыт предыдущего года, адаптируется легче.
С учетом опыта будут сделаны необходимые запасы, подготовлены квартиры, закуплены/созданы устройства для обогрева/освещения, кто сможет - покинет страну, но не как беженец от катастрофы, а как просто переселенец. При этом, если ситуация станет критической, Россия снова подставит плечо, чтобы ситуация не стала смертельной.
И так будет продолжаться - с постоянными постепенными ухудшениями - несколько лет, пока в итоге Украина не опустится на самое дно. Но это не станет проблемой для ее соседей, потому что все произойдет относительно плавно.
Причем я, пожалуй, могу назвать дату окончательного «приземления» Украины. 2019 год - когда нужда в украинской ГТС окончательно исчезнет.
Для всех.