Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Патриотизм – это, прежде всего, уровень культуры»

Иван  Александровский,

08.04.2015

В Мосгордуме прошел организованный Аркадием Бейненсоном круглый стол "Патриотизм как дорожная карта гражданского общества". В распоряжении редакции портала "Русское поле" оказался текст доклада Ивана Александровского (зам.начальника Управления по работе со студентами МГИМО) - "Непрерывность исторической памяти как механизм создания культурного единства", который мы предлагаем вашему вниманию.

Дискуссии по поводу того, как же стоит в конце концов изучать российскую историю, в разное время становившуюся, как и история многих других государств, объектом манипуляций - особенно обострились сейчас, в силу стремительно меняющейся геополитической ситуации.

Интересное, на наш взгляд, решение проблемы предложил в ходе прошедшего 3 апреля в Мосгордуме круглого стола «Патриотизм как дорожная карта гражданского общества» заместитель начальника управления по работе со студентами Московского института международных отношений Иван Александровский в своем докладе.

Непрерывность исторической памяти как механизм создания культурного единства

«На Востоке есть поговорка: «Друг это тот, кто знает о тебе все, но продолжает тебя любить». То же самое можно отнести и к истории своего Отечества. Все мы знаем, что память штука избирательная и весьма субъективная. Людям свойственно помнить хорошее, а о плохом стараться поскорее забыть. Стремление вполне естественное и объяснимое. Забывать, как говорят нейрохирурги, - в принципе одна из главных функций человеческого мозга. Однако, когда речь идет об исторической памяти, подобное вряд ли возможно и допустимо.

Я не стану тратить ваше время, говоря о вещах очевидных и давно всем известных - о том, что человек, не знающий своей истории, подобен древу без корней, об опасности дважды наступить на одни и те же грабли и прочему. Обо всем этом не раз говорили и не раз еще скажут.

Я лишь только хочу обратить ваше внимание на культурный аспект происходящего. Бесконечно играя со словами «патриот» и «патриотизм», мы не всегда вспоминаем о том, что патриот - это не только гражданин, любящий свое Отечество. В идеале, этот человек, который должен обладать определенным уровнем культуры - политической, духовной, нравственной. Иначе как можно любить то, о чем ты совсем ничего не знаешь? И не любить, кстати, тоже. Во все времена «некультурные» патриоты становились объектом манипуляций и всевозможных махинаций. История знает сотни примеров того, как обманутые, втянутые в авантюру люди, из искренней любви к Отечеству губили себя, другие народы, а порой и свое же Отечество.

Виной тому нередко становились не только скудные представления о культуре и истории своей страны, но и постоянное переписывание истории, которое человечество нередко практикует в угоду политической конъюнктуре. Яркой тому иллюстрацией служит недавнее высказывание главы МИД Польши Гжегоша Схетыны об освобождении Освенцима. Напомню, что в преддверии 70-летнего юбилея освобождения Освенцима польский политик заявил, что концентрационный лагерь освобождали украинцы, так как данная операция проводилась силами Первого украинского фронта. Ситуация почти анекдотическая, но как дорого в итоге обходятся нам игры с исторической материей!

У России свой непростой, я бы даже сказал болезненный опыт осмысления собственного прошлого. На разных этапах, при разных режимах и лидерах исторические события нередко трактовались в угоду политическому курсу, действующей идеологии, а иногда и просто пользу тех, кто в данный момент находился у власти.

Утверждение новых режимов и приход новых политических элит, как правило, начинался с переписывания истории. Подобной практике не одна сотня лет. Историю искажали и при Ярославе Мудром, и при Иване Калите. Ну и позднее, конечно. Только раньше переписывали летописи, а потом учебники.

Нередко подобные действия были связаны с тем, что новая власть как бы хотела отделить себя от прежней, отгородиться, начать все с чистого листа, по принципу - «лейся свет впереди, тьма стелись позади». Помимо этого широко применялся метод «исторических провалов», когда из минувшего вдруг исчезали люди, события, а иногда и целые эпохи. Либо же они трактовались столь субъективно и однобоко, что не давали никакого внятного представления о том или ином явлении.

Так, в годы Советской власти мы потеряли Витте, Столыпина, Первую Мировую войну и многое другое. В период Перестройки и становления РФ начался новый этап переосмысления истории. Люди вдруг узнали, что все было не совсем так, как писали в советских учебниках. Вы, наверное, помните самиздатовские книжки, стихийные лекции и споры, возникавшие в те годы буквально на каждом шагу. Так, певец Игорь Тальков перед началом своего концерта почти час рассказывал залу про жизнь в России в эпоху Екатерины II, и люди, забыв, что пришли на концерт, с волнением слушали и обсуждали события двухсотлетней давности.

К сожалению, всплеск интереса к родной истории и поиск правды нередко оборачивались тотальным отрицанием всего советского, очернением достижений нашего народа в тот период, слепой романтизацией «дореволюционной» эпохи. Новоиспеченные историки манипулировали взятыми буквально с потолка цифрами потерь в Великой Отечественной войне, жертв репрессий, в историографию вошел термин «Октябрьский переворот» и т.д.

Небывалое количество непроверенной информации валилось на головы советских граждан. А ведь информацией, как и едой, после долгого голодания можно серьезно отравиться. Отсутствие необходимой базы знаний и опыта критического подхода к источникам привело к новому разделению общества на «белых и красных», консерваторов и либералов. Интерес к истории своего Отечества породил не консолидацию общества, но очередной его раскол. Тот же процесс мы наблюдаем, в том числе, на Украине, где начиная с распада СССР стремление к «незалежности» и подчеркивание своего «самостийного» пути рождает массу абсурдных антиисторических теорий и концепций. Попытка монополизировать наследие Киевской Руси, борьба за Гоголя и перевод его произведений на украинский, трактовка Голодомора, как геноцида украинского народа и многое другое.

Отмечу, что Россия на нынешнем этапе стремиться максимально объективно воссоздать целостную картину нашего общего прошлого, сшить воедино историческую ткань отечественной истории. Проповедовать не отрицание прошлого, а его преемственность. Ведь надо иметь большое мужество признавать не только успехи, но и промахи. И это одна из главных задач, которые на сегодняшний день стоит перед страной. Научить своих граждан гордиться историей своей страны и одновременно признавать ее ошибки. Принимать и осознавать прошлое, каким бы горьким оно порой не было. Ведь помимо черного и белого существует множество тонов и полутонов. Надо уметь их различать.

История нашей страны - это и Катынь и послевоенное восстановление Польши, освобождение Праги и «Пражская весна 1968 года», террор продразверстки и отмена карточек на продукты уже через два года после войны (даже в Британии их отменили только в начале 1950-х). Играть же в игру - «это мы, а это не мы» - путь, ведущий в никуда. Или, как в свое время сказал Уинстон Черчилль: «Затеяв спор с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее».

Следует помнить, что Хрущев - это не только первый полет человека в Космос, но и расстрел демонстрации в Новочеркасске. А Николай I - это не только казнь декабристов, гнет цензуры и поражение в Крымской войне, но и «Золотой век русской литературы» и первая железная дорога в стране.

Все мы знаем крылатое латинское выражение «О мертвых или хорошо, или ничего», поверьте, к истории оно не имеет никакого отношения. Здесь скорее подойдет другое выражение «О мертвых - правду». К тому же, история это живая, непрерывно продолжающаяся материя, и темы загробного мира к ней вряд ли применимы.

Близится к завершению работа над концепцией единого учебника истории России. Надеюсь, когда он выйдет, он поможет нам и нашим детям «без гнева и пристрастия» разобраться с нашим общим прошлым.

В заключение, хочу сказать, что историческая память и патриотизм тесно связаны между собой. Механизмы формирования исторической памяти играют важнейшую роль в формировании культурной среды каждого общества. А политика в области социально-культурного проектирования является тонким и чрезвычайно ответственным делом государственной важности. Особенно на данном этапе, когда новые испытания и угрозы бросают вызов нашему чувству идентичности, а славные события прошлого века (Победа в Великой Отечественной, первый полет в космос и т.д.) с каждым годом уходят от нас все дальше и дальше.


Справка: Александровский И.С. работает в МГИМО, зам.начальника Управления по работе со студентами и выпускниками, начальник отдела.

Родился 11 ноября 1978 г. в Москве. В 2000 году окончил исторический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. В 2003 году -  аспирантуру Института славяноведения РАН.

Работал в образовательных учреждениях (Академия труда и социальных отношений, Министерство образования и науки РФ) и в крупных медиакорпорациях (ФГБУ РГРК «Голос России»). Имеет опыт управленческой работы на различных должностях. Владеет английским, испанским и польским языками.

 

Источник



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме