Время от времени при обсуждении вопросов, связанных с экономическими санкциями Запада против разных стран, всплывает тема «чёрных рыцарей». Термином «чёрный рыцарь» (black knight) обозначаются малые торгово-экономические партнёры страны, находящейся под действием санкций. Они выступают в качестве посредников, обеспечивающих торгово-экономические связи санкционируемой страны с остальным миром. Сегодня масштабы бизнеса «чёрных рыцарей» столь велики, что такие фирмы сами находят своих клиентов среди санкционируемых стран, последние даже имеют возможность выбора наиболее приемлемых посредников.
Большая часть информации о деятельности «чёрных рыцарей», появляющейся в прессе, связана с Ираном. Некоторые эксперты утверждают, что первые «чёрные рыцари» показались на горизонте Ирана сразу же после введения Вашингтоном санкций против этой страны в 1979 году. Некоторые из них якобы уже имели опыт работы с такими санкционированными странами, как Куба, Южная Африка, Родезия. «Чёрные рыцари», обслуживающие Иран, имеют страны приписки в самых разных уголках планеты - Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, Европе, странах СНГ. Впрочем, время от времени они могут менять страну приписки или просто бесследно исчезать. В последнем случае речь идет просто о фирмах-однодневках, создаваемых для проведения одной торговой операции.
Одной из неприятных для организаторов санкций особенностью части «чёрных рыцарей» является то, что такие фирмы свои расчёты вообще осуществляют без помощи банков. «Рыцари» нередко используют бартерные (товарообменные) операции, которые не требуют валюты. Всё чаще они прибегают к такому традиционному инструменту расчетов, как золото. Наконец, многие фирмы из мусульманских стран используют неофициальную финансовую систему «Хавала», которая не только не требует использования банков, но даже обходится без перевозки наличных денег из одной страны в другую. Сегодня система «Хавала» приобретает все большую популярность среди малого бизнеса даже за пределами исламского мира, в Европе и Латинской Америке.
У Ирана нет отбоя от «чёрных рыцарей», поскольку их бизнес прибыльный (хотя и очень непростой). «Рыцари» назначают комиссионные за свои услуги, которые могут достигать 15-20 и даже 30% общей суммы сделки. Судя по различным публикациям, основная часть «чёрных рыцарей» - фирмы из соседних с Ираном стран - Турции, ОАЭ, Сирии, Ирака, Кувейта. Фигурируют в этом списке также Венесуэла, Белоруссия, Эквадор, Индия, Малайзия, Бразилия, Венгрия, Аргентина, Румыния.
В СМИ информация о связях «чёрных рыцарей» с Ираном появляется лишь эпизодически. Так, в конце прошлого десятилетия Иран в ожидании ужесточения санкций и подключения к ним Европейского союза решил обезопасить свои импортные поставки бензина (своего бензина в Иране мало). Были закрыты контракты с крупными поставщиками бензина из Западной Европы, а к лету 2010 года заключены контракты с большим количеством малых компаний из Румынии, Катара и Малайзии. Были расширены поставки бензина из Турции также за счет новых контрактов с малыми фирмами.
В том же 2010 году произошло замещение крупных европейских морских перевозчиков, осуществлявших транспортировку нефтехимии, на малые фирмы из таких стран, как Индия, Сингапур, Япония, Малайзия. В 2011 г. крупные европейские компании отказались от страхования транспортировки нефти, осуществлявшейся иранскими танкерами, малые компании из разных стран моментально перехватили эту часть бизнеса. Естественно, иранским экспортерам пришлось произвести в пользу таких альтернативных страховщиков «доплату в связи с особыми условиями контракта».
В 2012 году Иран стал активно переходить в своих международных расчетах на золото. Особенно в расчетах с Турцией. Иран стал накапливать золото. Для операций с золотом вместо обычных банков, которые оказались под колпаком санкций, стали использовать небольшие фирмы по оказанию «нестандартных финансовых услуг». Те в свою очередь стали прибегать к совершенно нестандартным способам транспортировки жёлтого металла. Главным перевалочным пунктом стал Дубай. По сути, это уже в чистом виде контрабанда, но контрабанда, которая санкционируется властями Турции, ОАЭ, Ирана.
В 2000-е годы санкции против Ирана были несколько ослаблены. В это время целый ряд крупных европейских компаний стали осуществлять инвестиции в разные отрасли иранской экономики. Так, французская компания «Рено-Ситроен» вложилась в развитие автомобильной промышленности Ирана, автомобили иранского производства стали экспортироваться в соседние страны. Британские и германские фирмы вкладывались в добывающую промышленность. Подключение ЕС к санкциям Вашингтона поставило эти европейские фирмы в сложное положение. Ситуация требовала выхода из созданных в Иране активов, и китайские инвесторы уже были готовы с удовольствием перекупить активы у европейских компаний. Однако, судя по всему, европейские фирмы из иранских активов решили не выходить. Они стали прибегать к разного рода теневым схемам, которые предполагают использование подставных компаний, компаний-прокладок, компаний-посредников. Согласно разным источникам, из Западной Европы продолжаются поставки оборудования и технологий как для поддержания ранее созданных мощностей, так и для создания новых производств.
Трудно поверить, но в Иран поступает даже американская техника. Определенный резонанс получила история с получением иранскими компаниями свыше пятидесяти единиц новейших образцов строительной техники от американских фирм, работающих в Афганистане и являющихся подрядчиками Пентагона. Ныне эта техника работает на строительстве производственных объектов в иранском Мешхеде.
Основные торговые маршруты Ирана проходят через Турцию и ОАЭ. Обе страны занимают верхние строчки среди тех стран, с которыми Иран осуществляет экспортную и импортную торговлю. При этом обе страны относятся к стратегическим партнерам Вашингтона. Однако желание Дубая и Анкары заработать на посреднических операциях сильнее постоянных окриков Вашингтона, возмущенного таким поведением союзников. Спецслужбы США (ЦРУ, разведка Министерства финансов), а также Израиля отслеживают маршруты экспортных и импортных потоков Ирана, фиксируют участников длинных цепочек посредников, выявляют конкретных лиц, задействованных в торговых операциях с Ираном. Периодически эта информация доводится до сведения тех стран, к которым приписаны «чёрные рыцари», но власти этих стран вяло реагируют на протесты Вашингтона. Во-первых, «чёрные рыцари» платят налоги в казну этих стран. Во-вторых, они нередко оказывают заметное содействие развитию торговли. В-третьих, действия «чёрных рыцарей» редко подпадают под нормы местного законодательства. В лучшем случае можно добиться закрытия фирмы «чёрного рыцаря», но через некоторое время она может появиться в другой стране.
Точного количества «чёрных рыцарей» никто не знает. Время от времени списки по отдельным странам приписки фирм публикуют США. Так, в декабре 2013 года Вашингтон передал Брюсселю список «чёрных рыцарей» из ЕС, который включал 1107 мелких и средних компаний. В аналогичном списке по Турции насчитывалось 512 фирм.
Одно время «чёрных рыцарей» не воспринимали всерьёз, полагая, что они не в состоянии заместить крупные корпорации в торговле санкционируемых стран. Однако события последних лет показали, что тысячи «чёрных рыцарей» уже образовали критическую массу, которая делает их потенциал сравнимым с потенциалом крупных корпораций. Эффективность же контроля над «чёрными рыцарями» со стороны организаторов санкций близка к нулю.