Выступления нового премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу в Национальном собрании, в котором он должен был представить программу 62-го правительства, ждали с повышенным интересом. В таких документах, как правило, определяются главные приоритеты во внутренней и внешней политике. Накануне был объявлен состав кабинета министров. Согласно ст. 10 Конституции Турции, после прочтения в парламенте программы кабинета министров, премьер-министр попросит проголосовать по вотуму доверия правительству. Произойдет это после прений в парламенте по предложенной программе.
В новом составе кабинета остался в прежнем составе так называемый экономический блок и в программе правительства ранее намеченные цели не изменились: перспективы экономического роста, повышение инвестиционной привлекательности страны для иностранного капитала, повышение макропоказателей экономики, развитие социальной сферой. Правда, появился один важный нюанс. Вице-премьер Али Бабаджан, которого в Европе часто называют "экономическим дервишем" Эрдогана, согласился остаться в кабинете Давутоглу только до июня следующего года. То ли в правящем эшелоне политики не поделили власть - ходят слухи, что Бабаджан претендовал на должность главы правительства - то ли он чувствует грядущие экономические потрясения и намерен быстрее покинуть "корабль". К тому же нынешний состав правительства носит все же промежуточный характер и претерпит изменения в зависимости от итогов парламентских выборов, которые намечено провести весной 2015 года.
Но как бы то ни было, Давутоглу объявил, что готовит сфере экономических преобразований долгосрочный "единый план действий" с обозначением главных целей, которые намечено достигнуть к 2023 году - к 100-летию Турецкой Республики. Одна из них - войти в десятку самых развитых экономик. Помимо этого правительство намерено продолжить процесс курдского урегулирования, который "будет идти параллельно с демократизационными процессами и расширением прав и свобод граждан". По оценке многих экспертов, скорее всего, Анкара будет постепенно дрейфовать в сторону федерации европейского типа, что должно быть закреплено в новой Конституции страны.
Определенные неожиданности связаны с внешнеполитическим курсом. Дело в том, что в последнее время Турция была больше поглощена ближневосточными проблемами, тогда как диалог по интеграции с ЕС был заморожен из-за реакции Брюсселя на жесткие действия правительства Реджепа Тайипа Эрдогана на протестное движение в связи с реконструкцией парка Гази в Стамбуле и на коррупционный скандал, разразившейся в стране в конце прошлого года. К тому же Давутоглу в Брюсселе, как утверждает турецкий Бехлул Озкан, никогда не воспринимали в качестве европейца, относя его к категории тех политиков, которые привержены мусульманско-консервативным взглядам, мечтают о воссоздании в той или иной форме Османской империи. Верит ли в то, что Турция станет членом ЕС новый министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, сказать сложно. Но кабинет Давутоглу декларировал главный внешнеполитический выбор Турции, направленный на евроинтеграцию: "Нами будет реализован план действий, касающийся переговоров с ЕС. Он рассчитан на 2014-2015 годы. Предыдущее правительство реализовало большой объем реформ в этой сфере, но сейчас процесс несколько замедлился. Нужен новый импульс. Наша цель - достичь полного членства в ЕС к 100-летию Республики в 2023 году".
Конечно, до этого времени утечет немало "европейской воды" и многие турецкие эксперты пишут, что "Европа будет другой". В обозримое будущее прием новых членов в ЕС невозможен без единодушного одобрения со стороны всех участников союза. Помимо этого, когда в Европе стали активно обсуждать принятие Турции в ЕС, некоторые европейские политики обещали провести в своих странах референдумы по этому вопросу. Поэтому декларируемый Анкарой курс на интеграцию с ЕС рассчитан в основном для внутреннего пользования, отражает экономическую прагматику: сейчас на страны ЕС приходится 65 % внешнего товарооборота Турции. Факты же таковы. Уже после назначения Чавушоглу на пост главы МИД Турции, канцлер Германии Ангела Меркель и уходящий председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на состоявшейся в Берлине «Западнобалканской конференции» выступили за вхождение в Евросоюз всех стран Балкан, кроме Турции. «Нам хотелось бы, чтобы процесс вступления протекал быстро», - подчеркнула при этом канцлер. Со слов Меркель и Баррозу эксперты сделали вывод, что принципиальное решение по этому поводу уже принято. Турции ничего не светит.
Вот почему важное значение для нее приобретают перспективы развития отношений с Россией. Представляя программу правительства Давутоглу, в частности, заявил: "Россия является для нас важным региональным партнером. Мы очень внимательно наблюдаем за динамикой развития двусторонних отношений. Правительство нацелено на сохранение имеющегося темпа развития отношений с Российской Федерацией, а также их дальнейшее развитие. После создания Совета сотрудничества высшего уровня и отмены виз отношения Турции и России еще больше расширились и во многих областях удалось достичь конкретных результатов". Добавим к этому и то, что новый глава правительства Турции использовал осторожные формулировки в отношении оценок ситуации на Украине, говорил "о необходимости урегулировать кризис дипломатическими методами и обеспечить мир и стабильность".
Это - понятно, поскольку уровень достигнутого экономического сотрудничества между Турцией и Россией представляет самодостаточную ценность, которая так или иначе оказывает все более серьезное воздействие на политические отношения. На наш взгляд, неслучайно и то, что Турция не присоединилась к западным санкциям в отношении России, что в формирующейся международной конъюнктуре можно воспринимать и как определенный вызов Западу, демонстрацию ею своей политической самостоятельности.
Это открывает для Анкары новые геополитические возможности и новые вызовы. В этой связи американское аналитическое издание Stratfor констатирует: "Эрдоган осознает, что Турция должна стать значимой державой на Ближнем Востоке с тем, чтобы получить рычаги в Европе. Проблемой для Эрдогана является сама ее география - быть между Востоком и Западом. Это создает для Эрдогана затруднения. Но есть историческая и географическая логика в этих эксцессах... Эрдоган может с энтузиазмом принять свою будущую встречу с Путиным". Действительно, если русские с турками о многом договорятся, ситуация на Ближнем Востоке, да и в Европе, может быстро измениться не в пользу Запада.