Сторонники раскола Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), похоже, дождались украинского 1933-го года. Он начался с захвата власти так называемым Майданом 22 февраля 2014 года.
Становится ясно, что именно в этот момент для Церкви пробил, если использовать выражение Анны Ахматовой, час мужества. Дело в том, что Церковь, в отличие от самопровозглашенной УПЦ Киевского Патриархата во главе с анафематствованным Филаретом Денисенко, все прошедшие с произошедшего в 1991-м разделения Украины и России годы оберегала единое духовное пространство Святой Руси. Для миллионов верующих (и даже не ревностно верующих) в России и на Украине она была единственным учреждением, единственной духовной и социальной силой, которая как бы и не заметила гибельного разделения. А ведь разделение это до сих пор не приняли миллионы людей.
Не будем приукрашивать трагическую ситуацию: такая духовная позиция Церкви сразу же ставит ее на путь лобового столкновения с новой украинской властью, смысл существования которой как раз в разделении, расколе, раздрае. И не только Украины и России, но и Запада и Востока самой Украины, старшего и младшего поколений, христиан и мусульман (особенно в Крыму), верующих и неверующих.
Достаточно почитать, что написано в программе неонацистской партии "Свобода" (до 2004 года - -Социал-Национальная партия Украины), представители которой занимают четыре кресла в новом правительстве Украины (включая министерство обороны), а также пост главы Совета национальной безопасности и обороны (его возглавил "комендант Майдана" Андрей Парубий, ныне не состоящий в "Свободе", но в 1990-е основавший ее мамочку - СНПУ). Так вот, в их программе написано, что граждан нужно заставить заполнять обязательную графу "национальность" в паспорте только на основе папиных и маминых метрик, тех же граждан надо заставить сдавать тест на наличие двойного гражданства на детекторе лжи (!), а в случае наличия незаконного двойного гражданства (естественно, запрещенного российского, а не разрешенных ныне канадского или американского) - так вот, в случае такой "двойной лояльности" конфисковывать у них всю собственность. Ну и на десерт - уголовное преследование за "украинофобию" плюс предпочтительный допуск в общежития вузов для этнических украинцев - в ущерб этнически нечистым иностранцам.
Конечно, вся эта программная подлость ничего не имеет общего с христианством, для которого "несть ни эллина, ни иудея", она имеет сугубо антихристианский, языческий, антирусский и антисемитский характер. Даже стоять под распространенным на Майдане лозунгом "Украина понад усе" (украинская калька нацистского Deutschland uber alles) - кощунство и мерзость, на которую, кроме самих нацистов, способны только некоторые московские либеральные журналисты. Впрочем, в ответственный момент людей под этим лозунгом поддержали как раз раскольники из Киевского патриархата, служившие молебны (!) перед драками "майдановцев" с милицией (то есть фактически благословлявшие людей на нарушение закона и на грех насилия).
Нет сомнений в том, что после победы "революции" "филаретовцы" получат свою награду. Они ее уже получают. Вот цитата из интервью, которое дал "Интерфакс-Религии" руководитель пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов: "Около 70 вооруженных боевиков выставили патрули вокруг Киево-Печерской лавры, зашли внутрь, никого не впускают и не выпускают. Они говорят, будто в ближайшее время Верховная Рада примет решение о передаче этого монастыря так называемому Киевскому патриархату". По счастью, боевики отступили перед насельниками и пришедшими к монахам на помощь верующими (их созвал набат и сообщения в соцсетях). В издании «НГ-Религии» приводится и нехитрая технология, которой майдановцев натравили на лавру, - это оказалась все та же русофобия: "Поздним вечером 22 февраля в официальной группе евромайдана в Facebook появилось сообщение о том, что "около лавры налажена охрана, чтобы не допустить посягательств Московского Патриархата ограбить Киево-Печерскую лавру и вывезти оттуда церковные ценности и мощи святых в Россию. Киевский патриархат призывает украинцев помешать этому!"
Потом были еще посягательства на епархиальное управление в Сумах, на Почаевскую лавру в западноукраинской Тернопольской области. На Почаевскую лавру майдановскую "женскую сотню" натравливали священники УПЦ КП - для атаки хватило брошенного в "антититушкинском" стиле обвинения в поддержке почаевскими насельниками Януковича...
Вот каким силам приходится противостоять УПЦ МП. Сегодня положение Церкви сходно с той ситуацией, в которой она оказалась в 1918-м году: уже маячат из вышеприведенных цитат и наказание за "отставшие от времени" политические симпатии, да и изъятие церковных ценностей (естественно, для сохранения их в национальном достоянии!) вполне просматривается. И было бы удивительно, если бы в борьбе с "отсталой" и "средневековой" Православной Церковью на Украине, с ее тысячелетней историей, не был бы использован старый и проверенный большевистский метод - раскол через выделение из нее "прогрессивных" и "ретроградных" группировок.
Вот дает интервью радио "Эхо Москвы" пресс-секретарь Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры, протоиерей Григорий Коваленко. Послушаешь его - как будто не было ни противостояния у Киево-Печерской лавры, ни неприятных инцидентов в Сумах и Почаеве: "Как раз самооборона Майдана обеспечила охрану Лавры (от кого только - от насельников, что ли?). "Правый сектор", о котором говорили в российских СМИ, он официально заявил, что не собирается ничего захватывать". Спасибо, выходит, от Коваленко "Правому сектору" - фашистской организации, официально наследующей Степану Бандере и его Украинской повстанческой армии с ее постулатом об "антропологическом превосходстве украинцев над русскими" (цитата из вышедшей к 30-летию УПА юбилейной брошюры). При этих ребятах Коваленко чувствует себя в Киеве вполне комфортно: из того же интервью "промайданному" "Эху Москвы" мы узнаем, что "в эти дни порядок в Киеве обеспечивали киевляне и самооборона Майдана, и мы (то есть, очевидно, Коваленко с единомышленниками) в эти дни не боялись ходить по городу".
Ну вот и славненько - прямо "орднунг и дисциплин", как в планировавшейся Бандерой Великоукраине - сестре Великогермании... А тут еще и Генеральный прокурор всея Украины из партии "Свобода" назначился - вообще будет спокойно. Пока что он возбудил уголовные дела только против своих личных политических противников - Виктора Януковича, бывшего министра внутренних дел Захарченко, бывшего генпрокурора Пшонки. Они все в розыске. Коваленко об этом молчит. Помните воспоминания человека, за которого при нацистах некому стало заступиться: "Когда пришли за социал-демократами - я молчал, когда пришли за евреями - я молчал..."
Но вот о чем Коваленко не молчит - так это о "вторжении" России в Крым. Он делает официальное заявление, что "украинская церковь не воспримет ни одного политического заявления Патриарха Кирилла, если он одобрит агрессию России".
Это уже явственно напоминает шантаж: во-первых, Патриарх никогда не делает политических заявлений - это не его дело. Во-вторых, кто такой протоиерей Георгий Коваленко, чтобы давать определения действиям России и решать, какие заявления Патриарха УПЦ МП "воспринимать", а какие - нет? На церковном языке такой шантаж называется расколом, схизмой, отпадением от веры. Правда, выступление Коваленко уже вызвало восторг в либеральных СМИ.
Впрочем, все это уже было. Помнится, в начале 1920-х Емельян Ярославский в газете "Известия" (тогда это было примерно то же, что нынче Матвей Ганапольский на "Эхо Москвы") - так вот, тогда сей Секретарь ЦК РКП(б) тоже очень поддержал "прогрессивные течения" в православии в лице так называемой "живой церкви" и "церковного возрождения". В общем, поддержал он "обновленцев", которые тоже заранее говорили, что не воспримут ни одного выступления Патриарха Тихона против советской власти...
Не будем заблуждаться относительно будущего многолетнего редактора издания "Безбожник" Емельяна Ярославского - "обновленцев" он поддерживал не для процветания церкви, а для ее скорейшей погибели. По плану Льва Троцкого, внутри "средневековой" Церкви должно было возникнуть новое "буржуазно-демократическое" образование. Нужно было, чтобы этот уродливый зародыш высосал все соки из Церкви, забрал у нее паству и разгромил на парочке поместных соборов - с доносами, посадками и проработками. А потом, писал Троцкий, мы этому нами же созданному псевдоцерковному эмбриону сделаем выкидыш - пересажаем самих обновленцев. Потому что для безбожника "никакая церковь не может быть живой" (цитата из партийного идеолога Скворцова-Степанова).
Похоже, что цель работы Коваленко и его команды, вдруг принявшихся призывать УПЦ МП "подняться до высоты ценностей Майдана" именно эта: создать внутри Церкви антирусский (а заодно на самом деле и антиправославный) эмбрион. А потом или развалить ее (программа-минимум), или слить с промайдановской, антирусской УПЦ КП (недаром "НГ-Религии" цитирует главу информационного управления УПЦ КП Евстратия Зорю - мол, никогда мы не были так близки к объединению).
Что получается в сумме? В лице майданных радикалов и их отдельных друзей из УПЦ мы имеем приверженцев, с одной стороны, нацистской идеологии, с другой стороны, большевистских антицерковных методов...
Впрочем, методы эти помножены на вполне современные информационные технологии (обратите внимание: и Коваленко, и Зоря по специальности - пиарщики). Но хочется надеяться, что ничего у них не получится. Если уж Церковь не одолели врата адовы, то порталы Майдана ей точно не страшны.