Как сообщила 12 ноября Financial Times, надзорные органы Великобритании, США и Швейцарии оштрафовали пять крупнейших международных банков на общую сумму в 3,2 миллиарда долларов за махинации на валютном рынке. Швейцарский UBS оштрафован на $800 миллионов, британские Royal Bank of Scotland и HSBC - на $634 и $618 миллионов соответственно, а американские Citigroup и JPMorgan Chase - на $668 миллионов и $662 миллиона.
Валютные отделы этих банков договаривались о фиксировании курсов валют на мировом валютном рынке в собственных интересах. Махинации нешуточные - объем сделок на рынке Forex достигает $5,4 триллиона долларов в день. А если учесть, что аферы продолжались годами, трудно даже приблизительно подсчитать, во что обошлась вкладчикам алчность банкиров-ростовщиков.
На фоне этих сообщений нарастает обеспокоенность состоянием экономики Соединённых Штатов.
Бывший помощник по экономической политике министра финансов США в администрации Рональда Рейгана Пол Крэйг Робертс пишет: «Сокращения в Microsoft выросли на 92 процента по сравнению с прошлым годом, годовые потери Hewlett Packard составили 21 тысячу рабочих мест... Основными местами занятости стали секторы обслуживания и индустрия развлечений, 80 процентов которых составляют вакансии барменов и официанток... Непонятно, как США могут считать себя сверхдержавой, если государство не может создать необходимое количество вакансий для среднего класса?»
Эксперт Post Globalization Initiative профессор университета Висконсина-Милуоки Джеффри Соммерс (Jeffrey Sommers) считает, что падение на фондовой бирже США вызвано той политикой, которая проводилась американской администрацией после кризиса 2008 года. Модель выхода из кризиса в 70-е годы, когда уровень прибыли удавалось повышать за счет уменьшения оплаты труда, сегодня не работает. Сегодня увеличение прибыли возможно только за счет общественных и частных кредитов, поскольку американский потребитель не способен купить всё, что производит американская экономика. В какой-то момент такая экономика обрушится, и момент этот, похоже, недалёк.
Спасти экономику США, говорит Джеффри Соммерс, можно только при условии увеличения заработной платы до уровня, который соответствовал бы возможностям производства.
Ведь главным толчком к кризису 2008 года стало создание в Соединённых Штатах невиданно изощрённых инструментов заимствования. Это стремление формировать потребности экономики на долгах покупателей и правительства и взорвало Америку. Теперь, по мнению Соммерса, есть только два пути: законодательное увеличение минимальной заработной платы, что, естественно, поднимет спрос населения, и масштабные общественные инвестиции, которые дадут новый импульс экономическому развитию.
Рецепты не такие уж новые. В последние пять лет Китай, действуя именно таким образом, то есть увеличивая ёмкость внутреннего рынка, не только не пострадал от мирового кризиса, спровоцированного Соединёнными Штатами, но и поднялся на верхнюю ступеньку мировой экономической пирамиды.
Там, где власть служит рычагом увеличения прибыли корпораций, регулярные потрясения экономики неизбежны. Когда Конгресс США два года назад провалил попытку провести закон об увеличении заработной платы, масштабные интервенции Федерального резерва в интересах Уолл-стрит не добавили инвестиций в реальную экономику. Поэтому Джеффри Соммерс говорит: «Единственный путь для США восстановить экономику - это переориентировать ее на внутренние потребности и инвестиции. То же самое справедливо для России и Китая».
Американцы отказались от первой формулы успеха по Соммерсу - увеличения покупательной способности населения.
Затраты на обслуживание госдолга США в 2013 году уже стоили 6 процентов бюджета, а долговая нагрузка за десять лет почти удвоилась. Она достигла 80 процентов ВВП в 2013 году и превысит 100 процентов в 2014-м.
Почему США, принуждающие всех новичков ВТО к фундаментальным структурным реформам, сами предпочитают обходиться без оных? Да потому, что тогда «волками с Уолл-стрит» им пришлось бы кормить собственных «овец», что просто противоречит устройству американского общества.
Никогда еще пропасть между экономической реальностью и её восприятием, замечает главный экономист брокерской компании Saxo Bank Стин Якобсен, не была такой огромной, но «это не конец света, а предвестник начала чего-то нового...». Возможно, предвестник наступления того момента, когда прекратится рост стоимости банковских активов и заемщики обнаружат себя неплатежеспособными.
Приближается время, когда многим экономикам понадобится отвязываться от доллара и переориентироваться, делая это, возможно, по китайскому образцу, поворачиваясь лицом к своему внутреннему рынку.
Наполняя товаром национальные валюты, эти экономики потеряют во внешней торговле, но зато выживут. Разумеется, быстрой и безболезненной дедолларизация мировой экономики не будет, но в условиях наступающей волны очередного кризиса это единственный путь к стабильности национальных финансовых системы на долгосрочную перспективу. Поэтому в последние несколько месяцев ряд крупнейших банков - JP Morgan, HSBC, ScotiaMocatta, Barclays, UBS, Deutsche Bank - делали всё, чтобы не допустить роста цен на золото и, соответственно, снижения курса доллара.
В то же время центробанки продолжают наращивать долю золота в своих резервах, оберегая участников внутреннего валютного рынка от возможных потерь во время «валютных войн». Лидером по объемам закупаемого золота стал Китай. Пекин намерен пополнять золотые резервы до 8,5 тысячи тонн, заявил глава China Gold Association, генеральный директор China National Gold Group Corporation Сун Синь, секретарь Компартии Китая.
Во время экономического кризиса золото становится последней защитой экономической безопасности страны, ее национального суверенитета. История государств демонстрировала это много раз. Объем золота во всем мире составляет, по оценкам, около 30 тысяч тонн, при этом у США 26 процентов его мировых запасов - 8,134 тысячи тонн. У Германии еще почти 3,4 тысячи тонн, у Италии и Франции - более 2,4 тысячи тонн. При этом в США золото составляет 71,7 процента резервов, в Европе 40-70, а в среднем по миру около 10. Поэтому китайский 1 процент в золотовалютном мировом запасе выглядит пока очень скромно. И на первом этапе Пекин предполагает увеличить золотой запас КНР до 4 тыс. тонн, чтобы обогнать Германию и занять второе место в мире, а затем накопить 8,5 тысячи тонн и обогнать США. Служить подпоркой доллару, взваливая на себя любые американские долги и расплачиваясь своими ресурсами за каждый финансовый пузырь «волков с Уолл-стрит», китайцы не будут.