Москва и Анкара в новой архитектуре Чёрного моря: вместе или против?

Новости Москвы 
0
96
Время на чтение 4 минуты

В Москве прошло четвертое заседание Совместной российско-турецкой группы стратегического планирования (СГСП) под председательством министров иностранных дел двух стран двух стран - Сергея Лаврова и Ахмета Давутоглу. В ходе заседания стороны провели «углубленный обмен мнениями по широкому кругу актуальных двусторонних, региональных и международных проблем». Это подтвердил глава МИД России Сергей Лавров на итоговой совместной пресс-конференции в Москве: «Мы предметно рассмотрели двусторонние отношения. В том, что касается торгово-инвестиционных вопросов, Турция входит в число ключевых экономических партнеров России. Констатировали достигнутые успехи, прежде всего, в энергетической сфере, где наше сотрудничество вышло на уровень стратегического партнерства».

Отметим несколько особенностей нынешнего российско-турецкого форума. Первая: он проходит в условиях, когда Запад угрожает России различными санкциями из-за кризиса на Украине и оказывает давление на Турцию с целью присоединиться к ним. Поэтому, когда Москва и Анкара подтверждают свои намерения довести взаимный товарооборот с нынешних почти 40 млрд. долларов до 100-150 млрд., это свидетельствует о том, что Турция не намерена оказываться в этом отношении в фарватере политики Запада, будет продолжать инвестировать в Россию и заходить на российский рынок.

Вообще, за период с 2004 по 2013 годы турецкий экспорт в России вырос почти в четыре раза, а российский экспорт в Турцию примерно втрое. Россия в настоящее время является вторым - после Германии - торговым партнёром Турции, а в 2008 году была даже первым. Анкара и Москва пошли на осуществление масштабных энергетических проектов, и в частности, в Турции идет строительство первой российской по технологии АЭС «Аккую», что невозможно было достигнуть в случае отсутствия высокого уровня политического доверия сторон друг к другу, не говоря уже о стабильных поставках российских энергоресурсов в Турцию. Но дело в том, что Москва пока принимает предложенную Анкарой формулу сотрудничества: «Бизнес - отдельно, политика - отдельно». При этом определенное значение имеет и то, что между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом сложились хорошие личные отношения. В то же время, как демонстрирует конкретная политическая практика, при определенных обстоятельствах обозначенные два тезиса могут быстро утерять признаки фундаментального характера. Применительно к Турции это может означать, что западные партнеры, заманивая ее разными уступками вроде ускорения переговорного процесса по евроинтеграции, могут «продавить» ее до ситуации, когда «бизнес станет политикой». Тем более что сейчас Турция балансирует на грани серьезного политического кризиса, в результате чего политическое будущее Эрдогана не выглядит столь однозначно. Запад стал шарахаться от турецкого правительства, отношения Путина с Эрдоганом квалифицируются как «союз двух диктаторов». Поэтому сложно предполагать, как могут сложиться российско-турецкие отношения в случае прихода к власти в Анкаре новых политических сил. Да и Эрдоган не всегда предпочитает путь поиска компромиссов с Москвой. Отношение к сирийскому кризису, политика блокирования женевского процесса по урегулированию ситуации в этой стране - наглядный тому пример.

Вторая особенность ситуации: возможность влияния уже украинского кризиса на развитие российско-турецких отношений. Так новоизбранный президент Украины Петр Порошенко в своих первых заявлениях отметил стремление блокироваться с Турцией. Ссылаясь на какую-то ранее достигнутую «договоренность» с высшим руководством Турции, он говорит о желании создать в бассейне Черного моря «новую систему безопасности, способную ответить на «вызовы» России. Киев, который за все годы своей независимости не сделал ни одного шага в сторону улучшения политического, социального и экономического положения крымских татар, пытается - с опорой на Турцию - разыграть в своих интересах «крымскую карту». Сейчас на этом направлении активно действует бывший глава Меджлиса Мустафа Джемилев, который заявляет с намеками также на какие-то «договоренности» с турецкими властями, о том, что «готовится операция по возвращению Крыма в состав Украины», на которую кем-то «отведено от нескольких месяцев до 3 лет». При этом глава МИД Турции Ахмет Давутоглу на совместной пресс- конференции со своим российским коллегой в Москве в отношении крымских татар высказался так: «Нам очень важно благополучие и спокойствие крымско-татарского народа. Этот вопрос обсуждали по телефону премьер-министр Турции и президент России. Важно, чтобы все народы жили в благополучии и согласии. Для этого мы всегда поддерживали регулярный диалог с Россией и Украиной, а также с представителями Крыма» То есть предлагается формула «Россия - Турция-Украина и власти Крыма», что является некоторым косвенным подтверждением сентенций Джамилева.

Что же касается подходов к урегулированию украинского кризиса, то глава МИД России Лавров сформулировал ее следующим образом: «Выборы состоялись, мы уважаем результаты волеизъявления украинских избирателей. Однако считаем абсолютно необходимым без какого-либо промедления выполнить то, о чем договаривались в рамках Женевского заявления от 17 апреля - прекратить любое насилие. Поэтому задачей номер один и проверкой на прочность киевских властей с учетом результатов президентских выборов является незамедлительное прекращение задействования армии против населения и любого насилия со всех сторон». В свою очередь Турция «с удовлетворением встретила прошедшие 25 мая выборы президента Украины» и, как говорится в заявлении МИД этой страны, «она надеется на скорейшее урегулирование спорных вопросов». Но как? Не с помощью упомянутого Лавровым женевского заявления, а только через «возможность для диалога между представителями всех регионов страны» и ни словом не обмолвилась о недопустимости использования армии против населения страны. Налицо - использование созданного на Западе типичного двойного стандарта в подходах к конфликтам, как в Сирии, так и на Украине.

Вообще, наличие нескольких общих российско-турецких переговорных платформ, или общих с третьими сторонами дипломатических площадок для решении проблемных ситуаций в широком геополитическом диапазоне - Ближний Восток, Северная Африка, Сирия, иранское ядерное досье, и плюс проблема Украины - может быть важным преимуществом дипломатии, которая получает возможность для широкого маневрирования. Но «игра» сразу на нескольких «досках» может стать и тормозом в случае появления непреодолимых противоречий на одной из них. Поэтому дипломатам России и Турции нельзя допустить того, чтобы кризис на Украине работал бы на подрыв бурно развивающихся турецко-российских отношений.

Уровень стратегического партнерства, достигнутый общими усилиями двух стран сам по себе представляет такую политическую ценностью, которой стоит дорожить.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Тарасов
Все статьи Станислав Тарасов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 10:22
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 09:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 09:23
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05