Вчера интернет взорвала неверно интерпретированная некоторыми СМИ новость об отставке Анатолия Чубайса с поста главы ОАО «Роснано», однако уход оказался «техническим» и связан с ползучей приватизацией компании. О том, как теперь будут делить убытки и прибыль от нанотехнологий государство и Чубайс - стоит поговорить.
В конце января Чубайс с большой долей вероятности досрочно сложит с себя полномочия председателя правления «Роснано». Связано это не с утратой доверия и никоим образом не является ознаменованием новой эпохи, как поспешили предположить многие. Речь идёт о реализации давнего плана по приватизации «Роснано». Суть его в следующем.
Изначально предполагалось, что «Роснано» после импульса к развитию, полученного от государства, станет самостоятельной коммерческой структурой, то есть будет продана частным инвесторам. Однако за 5 лет существования заработать на нанотехнологиях так и не удалось, несмотря на бюджетные вливания, а значит, и привлекательность инвестиций в «Роснано» со стороны инвесторов близка к нулю. Кроме того, против идеи приватизации высказался Владимир Путин, видимо опасаясь, что в таком случае о вложенных государством средствах можно будет забыть навсегда.
Альтернативу предложил сам Анатолий Чубайс - создать частную управляющую компанию, которая будет действовать вне рамок государственной «Роснано», но станет распоряжаться её имуществом. По замыслу такая компания будет более привлекательна для инвесторов и именно в неё потекут частные средства от желающих заработать на перспективных российских технологиях.
Собственно, реализацию этого плана мы и наблюдаем. Чубайс уходит с поста главу ОАО «Роснано» на пост главы управляющей компании, перетаскивая с собой менеджмент. То есть ни о каком отстранении его от фактического управления отраслью речи не идёт.
Тут стоит разобрать, что меняется при осуществлении этой схемы.
- Управляющая компания не будет иметь отношения к долгам и проблемным активам, накопленным «Роснано»;
- Лично Анатолий Чубайс и команда его менеджеров станут владельцами части управляющей компании. Пока речь идёт о выкупе ими 10%. Как совладельцы они имеют право претендовать на вознаграждение за управление активами. Обычно оно составляет 1-2% от объёмов активов в управлении;
- Лично Анатолий Чубайс и его команда, как совладельцы управляющей компании, имеют право претендовать и на долю в прибыли в случае продажи активов.
Ключевым вопросом тут должна стать степень изменения меры ответственности Чубайса за наноотрасль, но, во-первых, как показывает практика, в реальной жизни данный термин к Анатолию Борисовичу не применяется, а, во-вторых, пока нет текста договора на управление между ОАО и УК, судить об этом невозможно. Поэтому пока что имеем только то, что Чубайсу удаётся изящным движением сбросить на государство накопленные долги и слегка улучшить личные финансовые перспективы. То есть в который раз выйти сухим из воды.
Естественно, вся эта манипуляция сопровождается возвышенной риторикой о «Священной Инвестиции». По словам Чубайса, это ничто иное, как проявление заботы об иностранных инвесторах, которым именно такая форма участия в развитии российских нанотехнологий наиболее понятна и интересна.
Здесь возникает вопрос к целесообразности столь замысловатой схемы. Ведь если Чубайс и его команда не смогла показать положительный результат работы до сих пор, пользуясь безмерной поддержкой государства, то с чего это вдруг её эффективность повысится в рамках УК? Понятно, если бы управлять этой самой УК были приглашены другие люди, может быть даже из числа зарубежных профессионалов, но речи об этом не идёт. По факту мы видим, что речь идёт только о том, что Чубайс получит в распоряжение помимо бюджетных ещё и средства мало знакомых с современной российской историей иностранных инвесторов.
Впрочем, сам глава «Роснано» считает, что дела идут нормально и прошло ещё слишком мало времени, чтобы требовать от компании положительного финансового результата. В неудачах он винит то мировой кризис, то китайских конкурентов. И обещает увеличить объём выпуска нанотехнологичной продукции в 6 раз (до 300 млрд. рублей) уже к 2015 году. Меж строк отметим, что объём выпуска - это не прибыль и даже не выручка от реализации - это просто объём выпуска некой продукции с лэйблом «нано».
И ещё один любопытный момент. Так уж совпало, что сбрасывание проблем Чубайсом происходит с развитием одного крайне неприятного скандала, связанного с «Роснано». Недавно в прокуратуру поступило заявление о фактах возможных нарушений в одной из дочек «Роснано» - компании «Уником», обанкротившейся летом минувшего года. Кратко суть истории в том, что «Роснано» вкачивала в «Уником» бюджетные средства (около миллиарда рублей), несмотря на то, что её возглавлял мошенник (здесь и здесь) и то, что она имела колоссальные долги и не могла занимать в принципе. При этом знал ли о таких махинациях лично Чубайс или мошенники смогли провести даже его - вопрос пока не принципиальный. Всё равно в обоих случаях он характеризует менеджмент «Роснано» как, скажем, не совсем профессиональный. Так, может быть, нежелание иностранных инвесторов вкладываться в российские нанотехнологии связанно как раз с этим фактом, а не с формой собственности компании?
Прокуратура разберётся.