«NewsBalt» побеседовал с главой нового общественного движения «Союз потомков русских солдат-участников штурма Кёнигсберга «Русская община Калининградской области» Максимом Макаровым.
Глава «Русской общины Калининградской области» Максим Макаров
В Калининграде 13 января 2014 года в день очередной годовщины начала Восточно-Прусской операции 1945 года состоялось общее собрание учредителей регионального общественного движения «Союз потомков русских солдат-участников штурма Кёнигсберга «Русская община Калининградской области».
Учредителями движения стали шесть жителей Калининграда, двое из которых являются участниками штурма столицы бывшей Восточной Пруссии - это Иван Максимович Рожин и Михаил Семёнович Оршанко. Остальные - потомками солдат, штурмовавших Кёнигсберг. По итогам собрания председателем Совета нового общественного объединения избран Максим Макаров, который поделился с «NewsBalt» своими мыслями.
- Не считаете ли вы, что, создавая русскую общину в Калининградском регионе, где абсолютное большинство населения - русские, вы тем самым создаёте что-то вроде гетто для русского этноса?
- Нет, конечно, ни в коем случае мы никакого гетто не создаём, мы создаём организацию, которая будет заботиться, прежде всего, о создании приоритетных условий для изучения коренными жителями Калининградской области и их потомками, в том числе русскими, своей родной истории и культуры. Это самая главная задача.
- Будут ли какие-нибудь критерии отбора в русскую общину Калининградской области? Как вообще вы будете измерять «русскость» человека?
- «Русскость» человека мы будем измерять по личному отношению к русской истории и культуре и по пониманию решающей роли русского народа в создании и защите России как самобытной тысячелетней цивилизации. Многие деятели российской культуры, различные выдающиеся деятели называли себя русскими, несмотря на то, что они по своему происхождению были далеко нерусскими. К примеру, это русский военачальник Багратион и русский художник Левитан. Братские отношения между народами в период Российской империи и в период Советского Союза это те традиции, которые необходимо возрождать, но при этом даже в советское время чётко было произнесено, и все это понимали, что русский - старший брат, который готов всегда отдать больше всех сил на защиту Родины и общих интересов.
- Должен ли человек, желающий вступить в русскую общину Калининградской области, быть обязательно православным?
- В нашем уставе чётко сказано, что участники движения - граждане Российской Федерации любой национальности, привязки к вероисповеданию нет. Мы в свою русскую общину готовы принять любого человека, если он признаёт решающий вклад русского народа в становлении и развитии нашего государства.
- Как оцениваете этническую ситуацию в Калининградском регионе, которая сложилась на сегодняшний день?
- В целом я считаю, что она в удовлетворительном состоянии. Каких-то особых столкновений нет. Но в стране проблема стоит остро. Есть группа политических деятелей, к примеру, некоторые псевдонационалисты, в том числе в нашем регионе, которые, прикрываясь красивыми целями защиты прав русского народа, на самом деле исповедуют антирусскую нацистскую идеологию. Они это делают в открытую, популяризируя Гитлера, предателя Краснова.
- Одной из целей вашего движения является противоборство сепаратизму. Как вы считаете, эта проблема действительно актуальна для Калининградского региона? Есть ли, на ваш взгляд, мощные силы, имеющие под собой реальную почву, ведущие политику отделения Калининградской области от России?
- У нас есть группа регионалистов, активно себя проявляющих. Их, кстати, замечают их же единомышленники из других регионов и приглашают на различные конференции по обмену опытом.
- Но регионализм - это не сепаратизм...
- Люди, называющие себя регионалистами, находятся на грани фола относительно вопросов на тему нарушения территориальной целостности страны. Достаточно сказать, что ничего страшного, если Россия разделится, начинать искать какие-то выгодные для регионов России права, которые зачастую противопоставляют интересы региона и общегосударственные интересы федерального центра. Это очень чревато, заигрывать с этим нельзя.
В нашем регионе, учитывая географическое и геополитическое положение эксклава, определённые попытки научного обоснования так называемой калининградской идентичности существуют. И это тоже одно из действий по подготовке населения, чтобы оно лояльнее относилось к таким вопросам. Калининград может стать русским Косово, если здесь начнутся действия по привлечению в регион избыточного количества мигрантов некомплиментарных по отношению к местным жителям, если начнётся размывание привязанности к русской культуре, если появятся различные действия сепаратистского толка. В этом случае может сложиться ситуация, что мы окажемся чужими на родной земле, пропитанной кровью наших отцов.
- Время от времени идут дискуссии относительно возможного переименования Калининграда в Кёнигсберг. Вы в свою очередь заявляете о планах переименования проспекта Мира в Сталинградский проспект. Какая ваша позиция относительно возвращению городу немецкого названия и почему в Калининграде должен быть Сталинградский проспект?
- Потому что он был в Калининграде до 1961 года, как и Сталинградский район города, ставший после переименования Октябрьским. Само название Сталинградского проспекта говорит о том, что он назван в честь Великой Сталинградской битвы. Например, в Париже есть станция метро «Сталинград», там же с 1946 года имеется Сталинградская площадь, которая находится в 19-м округе Парижа. В странах Европейского Союза есть улицы и проспекты, названные в честь Сталинградской битвы. И почему калининградцы не замечают этого? Наши отцы и деды победили фашизм, дали своё название району и проспекту нового советского города, а мы не можем вернуть одной из главных улиц областного центра её историческое калининградское название?! Где же трепетное отношение наших краеведов к русской истории города?
Сталина же не нужно превозносить до небес, но, как минимум, быть ему благодарным за его личные дипломатические усилия по передаче территории Восточной Пруссии Польше и СССР, за то, что он не бросил страну и всё-таки довёл дело до победного конца - просто необходимо.
- А что касается названия города Калининграда...
- Я как патриот, конечно, против переименования в Кёнигсберг. У меня есть предложение переименовать Калининград в Калининград, не в честь Михаила Калинина, а в честь всех наших солдат, носивших или носящих исконную русскую фамилию Калинин, в основе происхождения которой - крестильное православное имя Каллиник, которым называли в честь святого мученика Каллиника Киликийского (просторечное Каля, Калина). Это имя создано на основе греческих слов «калос» и «ника» и переводится как «красивый (или добрый) победитель», отсюда же всем известная «каллиграфия». На фронте погибли и пропали без вести десятки тысяч солдат с фамилией Калинин. Да и весь наш народ испытал в годы Великой Отечественной войны подлинные мучения, но при этом одержал добрую и красивую Победу.
Учредители «Русской общины Калининградской области»
Источник