В начале января в Татарстане произошли столкновения между участниками «шариатского патруля» и активистами движения «Русские пробежки». Первые охотились за подвыпившими горожанами с целью склонить их к «истинной вере», а вторые охотились за первыми в целях пресечения несанкционированной проповеди. Кто победил, откуда на Волге «шариатские патрули» и что с этим всем делать - разбираем ниже.
В райцентре Базарные Матаки республики Татарстан в праздничные дни произошла стычка между приверженцами ваххабизма и их противниками. Участники т.н. «шариатского патруля» ночью привязались к подвыпившему гражданину с целью проучить его за употребление спиртного и приобщить к «истинному исламу». На счастье гражданина, рядом оказались участники движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни», которые вели своё патрулирование. В итоге начинающие исламисты были побиты и ретировались, а новость об этом облетела все соответствующие интернет-сообщества. Причём если в стане т.н. «русских националистов» праздновали разгром врага (отметим, безосновательно примазываясь к победителям - см. ниже), то в среде т.н. «татарских националистов» и интернет-ваххабитов жаловались на произвол «русских фашистов» и притеснение мусульман.Впрочем, МВД Татарстана после проверки опровергло информацию о конфликте, и это, в свою очередь, само по себе является поводом для размышлений, но обо всём по порядку.
Во-первых, сам факт наличия в центре России «шариатских патрулей» вызывает, к сожалению, не удивление, а раздражение. И хоть на официальном уровне их предпочитают не замечать, местные жители и общественные организации факт их наличия подтверждают. Действуют такие ячейки в республике с 2010 года и являются структурными подразделениями ваххабитской «Ат-Такфир ва аль-Хиджра» - запрещённой, между прочим, в России экстремистской организации. Её участники выискивают на улицах подвыпивших людей и «карают» за грех, ведут проповеди в людных местах, собирают средства на помощь «братьям в Сирии» и призывают не отмечать «кяферский Новый Год» и другие богомерзкие праздники. Ранее эти активисты пытались наставить на «путь истинны» священника местного православного прихода, но не смогли, за что попытались сжечь ему дом.
Милиция, простите, полиция ничего с ними поделать не может, так как переживает результаты «медведевской реформы», вылившиеся в радикальное сокращение штата. А те, что остались, видимо, не очень-то горят желанием ссориться с набравшими силу исламистами.
Во-вторых, можно было бы подумать, что мы имеем дело с очередным межнациональным конфликтом, но это не так. Участники «Русских пробежек» - сами этнически преимущественно татары и чуваши. В данном случае - они борются против пришлого исламизма арабского розлива и выступают в роли самых натуральных консерваторов.
В-третьих, то, что МВД не нашло подтверждений случившегося, тоже не удивляет. Скорее всего, никаких заявлений от пострадавших не поступало. Но главное то, что признание случившегося означает моментальную отставку главы района, а возможно, и местных руководителей МВД. Напомним, что по новому закону отвечают за состояние межнациональных и межконфессиональных отношений на местах местные же власти. А подставляться, понятное дело, никто не хочет.
В-четвёртых, специфические события в Татарстане стали ложиться слишком уж плотно. Только отгремели новости о череде поджогов церквей, об обстреле самодельными «кассамами» государственных объектов, об участии татарстанской молодёжи в сирийской войне, как вот вам - «шариатские патрули».
И это, пожалуй, главное. После громкого убийства исламистами Валлиулы Якупова и последующей зачистки бандитского подполья в преддверии Универсиады в Казани казалось, что республика вздохнёт свободно. Но затишье длилось недолго.
Говорят, что после того как информация о «шариатских патрулях» просочилась в прессу в конце 2013 года, в Базарные Матаки нагрянули высокие чиновники из Казани и потребовали от местных властей «усилить воспитательную работу с молодёжью через приобщение к здоровому образу жизни и спорту». Хорошее, годное предложение, жаль только, что запоздало на пару десятилетий. Сегодня пропагандистами «здорового образа жизни и спорта» являются сами ваххабиты, используя эти термины для противопоставления привычному образу жизни татарстанской глубинки, из которого так или иначе мечтает вырваться молодёжь. Вырываться предлагается в направлении «джихада» против «неверных, ведущих свинскую жизнь и притесняющих истинных мусульман».
Мы, в общем-то, об этом говорили и говорим постоянно, но силовыми методами радикалов в Татарстане уже не извести. Такие методы были бы уместны на этапе их становления, но сегодня они уже слишком крепко осели в республике, и любое давление на них лишь укрепляет им имидж мучеников за веру в глазах неофитов.
Тут хочется передать пламенный привет горячо любимому нами федеральному агентству «Росмолодёжь». Почему-то в подобных новостях оно не фигурирует, и улицы от ваххабитов у нас защищают самодеятельные организации, в то время как «росмоловцы» предпочитают заседать за «круглыми столами» и стенать о недостаточности бюджетного финансирования.
Чтобы не оправдались мрачные предсказания о возникновении «второго Дагестана на Волге», действовать нужно срочно. Для этого следует признаться себе в том, что исламистские организации оторвались от неповоротливого государства на десять шагов вперёд и продолжают увеличивать отрыв, в то время как государство ещё не определилось, в каком направлении бежать. А бежать нужно в направлении введения режима «контридеологической операции». И лучше бы в масштабах всей страны, а не отдельной республики.
Пусть такого термина ещё и не существует, да и проводить его в жизнь пока, кроме народных ополченцев, некому, но потребность в нём есть. Есть и совсем чуть-чуть времени на организацию массированного идеологического ответа. По крайней мере, подавляющее большинство жителей Татарстана идеологию ваххабизма не разделяет, но мы знаем, как быстро меняется общественное мнение при грамотном и системном на него воздействии - и отсутствии внятного и решительного противодействия. Нужно поспешить.