Политические истерики крымско-татарского меджлиса

Новости Москвы 
0
323
Время на чтение 7 минут

Крым остаётся политически нестабильным регионом. Нестабильности ему добавляют два фактора: неуклюжие попытки Киева украинизировать, насколько это возможно, местное политическое поле и усиление исламистского фактора, шагающего параллельно с крымско-татарским вопросом.

Следует понимать, что крымско-татарский вопрос, как он подаётся меджлисом, не имеет решения. Все требования меджлиса восстановить справедливость в отношении крымских татар - словесная ширма. Понятие справедливости не имеет чётких границ, никто не скажет, где она начинается и где заканчивается. Границы справедливости, особенно в межэтнических отношениях, определяются волюнтаристски, и всегда прав тот, кто громче кричит. Даже после выполнения Киевом всех требований крымско-татарского меджлиса (если бы это было возможно) на свет появились бы очередные претензии, ибо конечная цель этой «каши» - не восстановление какой-то там иллюзорной справедливости, а выведение полуострова из-под культурного, политического и, в конце концов, юридического влияния Украины.

Ведётся целенаправленная работа по изменению этнокультурного облика Крыма. Украинские и крымско-татарские националисты в деле «поиска справедливости» - союзники. Первые мечтают радикализовать малочисленные ячейки своих приверженцев в крымских городах, вторые - крымско-татарскую общественность, особенно молодёжь. Украинские власти, думающие не на десятки лет вперёд, а «от выборов до выборов», благосклонно смотрят на эти политические игрища, надеясь украинско-крымско-татарским национализмом противостоять прорусским настроениям крымчан.

Чем объяснить беспрепятственную деятельность в Крыму одиозной исламистской организации «Хизб-ут-Тахрир», как не попустительством со стороны центральных властей? В последнем открытом поздравлении с началом месяца Рамадан, которое крымское отделение «Хизб-ут-Тахрир» адресовало всем мусульманам Украины, речь идёт и о возрождении Второго Праведного Халифата, о котором мечтают крымские «хизбы», и об очищении от 230-летних напластований всего неисламского, и об украинском обществе, будто бы черпающем искажённую информацию об исламе из мировых СМИ (носителями истинной информации «хизбы» считают себя) (1). Это тем более должно настораживать, поскольку «хизбы» уже были замечены в склонности к экстремистским выходкам.

* * *

В риторике меджлиса постоянно присутствует тема исторических обид. Дескать, Крымское ханство было не рабовладельческим, а цивилизованным государством, а период после аннексии Крыма Российской империей крымские татары называют «чёрным столетием». Дабы опровергнуть эту пасторальную картинку, обратимся к иностранным источникам.

Как известно, в истории крымско-татарского народа было такое явление, как мухаджирство - массовое переселение крымских мусульман в Османскую империю после Крымской войны 1853-1856 гг. Османам это было выгодно, и они способствовали распространению среди крымских татар переселенческих настроений. Прибывших мухаджиров (крымских татар и кавказцев) расселяли на захваченных территориях, чтобы добиться этнического перевеса над местным христианским населением (в Сирии, Румынии, Болгарии).

Вот что сообщает о них Христо Ботев, народный герой Болгарии, один из виднейших лидеров национально-освободительной борьбы против турецкого ига: «Мрачна и печальная наша история от турецкого завоевания до наших дней, тяжела и возмутительна жизнь некогда свободолюбивого болгарского народа!.. Тяжки цепи, ржавые от крови и слёз...Злодеяния, унижения, колья, виселицы, пытки, тюрьмы... черкесы и татары, - словом, зло, дикое зло, которое может выдумать одно лишь азиатское воображение...» (2)

В Болгарии крымские татары расселялись в Вырбице, Ямболе, Сливене, Видине, Добрудже, откуда гонимое турками болгарское население ушло в Российскую империю (потомки тех беженцев до сих пор проживают в Молдавии и Украине), и получали существенные привилегии от османской администрации. Всего в Болгарию прибыло 60 000 крымских татар, многие из которых тут же влились в турецкую армию. Х. Ботев приводит примеры исключительно издевательских распоряжений турецкой власти для болгар - выводить на прогулку туфли турка, платить налог диш-хак за стёртые зубы турка, если тот покушал в доме болгарина, а крымских татар называет «братьями-наёмниками» турок.

Современный автор Георги Войнов в книге «Геноцид и Холокост болгар» пишет о наводнивших страну «турецких, черкесских и татарских разбойничьих шайках»: «Ограблены и сожжены... были Копривштица, Панагюриште, Калофер, Арбанаси... и др. процветающие города» (3).

О том, как болгары относились к крымско-татарским мухаджирам (вставшим, напомню, на сторону турецких оккупантов, под игом которых Болгария к тому времени томилась уже около 500 лет), говорит отрывок из книги болгарского исследователя Стояна Антонова «Татари в България» («Татары в Болгарии»), размещённой на одноимённом сайте: «После Освобождения [Освобождением в болгарской истории называется период после падения османского ига] ...в 1878 г. татары оказались в другом политическом организме - Болгарии... которая сильно отличалась от своей предшественницы. Такой этнопсихологический шок привёл к волне эмиграции в Турцию ...эмигрировала большая часть крымских татар» (4).

Идём далее. Видный карпато-русский историк Юрий Венелин (1802-1839) в книге «Об источнике народной поэзии вообще, и о южнорусской, в особенности» (1834), анализируя народные песни и фольклор Южной Руси (это слово Ю. Венелин употреблял как синоним слова «Украина»), описывая обстоятельства появления некоторых из них, упоминает, что крымцы уводили «в неволю всякий раз от 15 до 20 000 южной руси из Буковины, Красной Руси (Галиции), Подолья, Волыни... В Каффе крымцы продавали её туркам... Г. Мясновский, бывший посланником польским в Цареграде в 1841 г., из верных источников осведомился, что по одной Европейской Турции в его время находилось в разных местах более 150 000 южнорусских невольников... Ни на какой точке Оттоманский колосс не изрыгал столько огня, как со стороны Крыма...» (5).

Этих фактов достаточно, чтобы опровергнуть пропагандистские тезисы о мирном характере Крымского ханства и его непричастности к рабовладению. Будь это так на самом деле, разбойничьи набеги крымско-татарских мухаджиров и грабежи болгарского населения, например, не приняли бы массового характера, оставшись уделом лишь нескольких семей, не сумевших найти более честного заработка. Однако крымско-татарские переселенцы попытались перенести свою традиционную набеговую тактику на новые земли и сразу же встали в оппозицию к местному населению. Сегодня крымские татары в Болгарии вполне интегрировались в болгарское общество, среди них много лиц творческих профессий и интеллигенции, но в XIX в. всё было не так.

***

Но крымско-татарские активисты предпочитают замалчивать эти факты. В многочисленных статьях, описывающих историю крымских татар после присоединения Крыма к Российской империи, националистически настроенные крымско-татарские авторы ограничиваются простой констатацией факта: крымские татары вынуждены были покинуть свою родину и рассеяться по миру (далее идёт список стран, где проживают потомки крымско-татарских мухаджиров - Турция, Болгария, Румыния и т.д.). Но ни слова о том, чем они занимались в той же, например, Болгарии. Потому что придётся раскрыть нелицеприятные факты.

Характерно и поведение лидера крымско-татарского меджлиса Мустафы Джемилёва после подачи на рассмотрение Верховной Рады проекта о геноциде армян в Османской империи депутатом от «Батькивщины» Арсеном Аваковым и его соотечественниками-депутатами от Партии регионов Нвером Мхиторяном и Виленом Шатворяном. Джемилёв, видите ли, был возмущён и даже не исключил массовых акций протеста крымских татар. Отчего у лидера меджлиса такое нежелание признавать массовые казни армян османами? Оттого, что, возможно, участие в резне принимали крымско-татарские мухаджиры, и оттого, что Джемилёв отстаивает интересы Турции, ориентирует на Турцию крымско-татарское общество и делает всё, чтобы на авторитет турецкого государства не повлияли события прошлого, в т.ч. геноцид армян. Поэтому Джемилёв твердит о геноциде крымских татар, но о геноциде армян и слышать ничего не хочет. Такое вот этнополитическое лицемерие.

Вполне возможно, что Джемилёву придётся уйти на «почётную пенсию» после убийства, совершённого его сыном Хайсером. В преемники Джемилёву прочат его многолетнего соратника Рефата Чубарова. Р. Чубаров постоянно призывает крымских татар добиваться своих прав и противостоять ассимиляторской политике крымских властей. Сам же уже много лет в браке с латышкой, а двух дочерей выдал замуж за славян.

С приходом Р. Чубарова в деятельности меджлиса особых изменений не произойдёт. Он - продукт той же идеологической среды, что и Джемилёв. Но в крымско-татарской среде есть ещё ряд политиков, уставших от «вождизма» а-ля Джемилёв, и отодвинут его в сторону. С этими людьми и следует искать точки соприкосновения, вести разумный диалог.

* * *

Крымско-татарская проблема политизируется не самим крымско-татарским народом, который сам - заложник политических инсинуаций меджлиса, а теми, кто на противостоянии славян и крымских татар зарабатывает политический и экономический капитал. Не будь меджлиса в качестве «прокладки» между крымско-татарским народом и русскими, межцивилизационный диалог в Крыму давно бы закончился положительными результатами.

(1) «Привітання Хізб ут-Тахріру з початком місяця Рамадан» («Кримське питання онлайн», 11.07.2013)

(2) Христо Ботев. «Народ. Вчера, сегодня, завтра» («Христо Ботев. Стихотворения. Публицистика. Письма», издательство «Свят», София, 1983)

(3) Георги Войнов. «Геноцидът и Холокостът над българите» (София, 2006)

(4) Стоян Антонов. «Татарите в България» («Татари BG»)

(5) Юрий Венелин. ««Об источнике народной поэзии вообще, и о южнорусской, в особенности» (Москва, 1834 г., стр. 5-6)

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Гулевич
Греция и американо-польский проект «Троеморье»
Амбиции Варшавы подрывают региональную стабильность и сужают перспективы развития связей европейских государств с Китаем
11.09.2023
Интересам Польши отвечает, чтобы российские танки остановились на Днепре
Польша навязывает Украине идеологию январского мятежа 1863 года
14.01.2023
Все статьи Владислав Гулевич
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 09:33
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44