Уход Папы. Больше не может противостоять

Отречение Бенедикта XVI и добровольный уход с папского престола - событие, встречающееся крайне редко. Ближайшие аналогии, которые приводятся некоторыми экспертами, датированы 1415 г., когда от престола отрекся Папа Григорий XII, но более корректной параллелью, на мой взгляд, является отречение Григория VI в 1046 году, потому что Григорий XII уходил под очевидным внешним давлением в ситуации так называемого "Великого раскола" Римо-Католической Церкви во время Пизанского собора.

Что касается решения Бенедикта XVI, то каноника Римо-Католической Церкви допускает за Папой право добровольного ухода с папского престола. Собственно, это единственный способ, кроме ухода из земной жизни, с помощью которого человек может покинуть римскую кафедру. В Католической Церкви нет никакого института, который бы предполагал смещение Папы. Этого права нет ни у Конклава кардиналов, ни у собрания кардиналов, ни у собора епископов Католической Церкви. В случае ухода Папа остается в кардинальском достоинстве, но при этом перестает рассматриваться как Предстоятель Церкви. Он уже не Папа с точки зрения католического вероучения и каноники.

Чем руководствовался Папа Бенедикт XVI, покидая свой пастырский престол на самом деле, мы можем рассуждать только гадательно. Могу лишь высказать свое частное предположение, что причины, приведенные в официальном заявлении, протоиерей максим козлов настоятель храма святой татианы при мгу им.ломоносова профессор московской духовной академии|Фото: fsf.tsu.ruопубликованном Ватиканом, вероятно, имеют право на существование, но вряд ли являются единственными и главными причинами ухода на покой. Опять же вполне частным образом могу предположить, что Римо-Католическая Церковь на сегодня является настолько вовлеченной в глобальные процессы, идущие в западной цивилизации, что даже Римский Понтифик, человек, казалось бы, облеченный фактически абсолютной властью в Церкви, не может им противостоять.

Бенедикт XVI за годы своего понтификата и до того как кардинал зарекомендовал себя как человек твердых консервативных воззрений. Он консерватор в католическом смысле этого слова, то есть, с одной стороны, он отстаивает и специфические католические вероучительные и нравственные нормы, например, в принципе отрицает возможность разводов (замечу, что в православной канонике они в тех или иных случаях допускаются), с другой, - отстаивает и общехристианские парадигмы, утверждая, что брак - это союз исключительно мужчины и женщины, именуя гомосексуализм грехом, а не вариацией человеческого поведения, или, не принимая женское священство, которого не знают исторические христианские Церкви. И в этом смысле те трагические процессы, которые можно наблюдать сейчас в западном обществе, когда идет явный отказ западной цивилизации от христианских основ, к примеру, легализация браков извращенцев во Франции, Англии и на родине Папы в Германии не могли оставаться без внимания Бенедикта XVI, а его оценки и воззрения не устраивали очень и очень многих. Теперь здоровые силы в Католической церкви окажутся перед лицом очень опасных вызовов. Несомненно, что на новом конклаве на кардиналов будет оказываться закулисное, и, в чем я почти не сомневаюсь, открытое давление, целью которого будет избрание более компромиссного, более либерального и менее принципиального человека, чем Бенедикт XVI.

Что касается аналогичного ухода на покой православных Патриархов, то это тоже не беспрецедентно. Из новейшей истории можно вспомнить уход Сербского Патриарха Германа в 1990 году или уход с патриаршего престола Константинопольского Патриарха Анфима IV в 1854 году. Вообще в Константинопольской Патриархии таких случаев было много. Хочу заметить, что в православной традиции, если Патриарх уходит на покой, он не понижается в своем достоинстве, а так и именуется Патриарх на покое. Он будет уже без титула, но достоинство высшего сана останется за ним до конца жизни. У католиков, как я уже упомянул ранее, такого нет, и Папа может быть только один.

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, протоиерей Максим Козлов специально для Накануне.RU

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Максим Козлов:
Духовное образование: не реформы, а развитие
Беседа с председателем Синодального Учебного комитета Русской Православной Церкви
04.03.2019
Успенский пост напоминает о краткости нашей жизни
Протоиерей Максим Козлов о главных праздниках и смысле строгого, но краткого поста
14.08.2018
Все статьи автора