СРОК ДО МАЯ
Провалил тест на Правила дорожного движения, а завтра снова за руль автобуса. Лишь четырнадцать процентов водителей-мигрантов смогли получить российские права. Но и остальных, провалившихся на экзаменах, увольнять пока не собираются. Хотя закон, запрещающий садиться за руль автобусов иностранцам без российских прав, вступил в силу 5 ноября, однако перевозчикам дали отсрочку до мая следующего года. После компании грозятся штрафовать на пятьдесят тысяч рублей, а шоферов снимать с линии. Так что чайников за рулем общественного транспорта в Петербурге хватает. Из почти десяти тысяч водителей-иностранцев, которые трудятся сейчас в Петербурге и области, заявки на экзамен подало чуть больше 2500 человек. Сдали - 372.
К слову, в отличие от россиян мигранты сдают лишь теоретическую часть, а потому оценить качество их вождения полицейским не удастся.
НА ВОЖДЕНИЕ НЕ ПРОВЕРЯЮТ
На экзамене по ПДД все те же двадцать вопросов с несколькими вариантами ответов. На весь тест отводят двадцать минут. Допускается сделать только две ошибки.
Экзамен для мигрантов практически ничем не отличается от такового для граждан России. Разница в том, что иностранцы ограничиваются лишь экзаменом по теорию ПДД, а практическую часть не сдают. Всего двадцать вопросов с несколькими вариантами ответов, на все задание - двадцать минут. Есть право на две ошибки.
Впрочем, как показала практика, большая часть тестируемых сделала их уже в первых пяти вопросах, а дальше - больше.
Говорят, одна из основных проблем - незнание русского языка. Уж больно сложные для перевода вопросы попадаются иностранному человеку.
По словам ГИБДД, лучше других тест на ПДД сдают приезжие из Белоруссии, хуже обстоят дела у работников из Узбекистана и Таджикистана.
Особую тревогу в ГИБДД вызывает снижение числа экзаменующихся. Поначалу каждый день приходило до трех сотен человек, сейчас гораздо меньше.
На днях журналистов пригласили посмотреть, как иностранцы сдают теорию
в МРЭО на шоссе Революции. На тест пришли 68 человек. Всех усадили за компьютеры, за полчаса до начала экзамена предупредили - их будут снимать. То ли под прицелом камер и волнения, то ли от простого незнания тест провалили 52 человека. С такими результатами к маю и вовсе возить нас будет некому.
- В нашем предприятии трудятся 3000 водителей, и лишь 150 из них - иностранцы, - сказала корреспонденту «Комсомолки» пресс-секретарь государственного предприятия «Пассажиравтотранс» Татьяна Клепикова. - Поэтому любые результаты экзамена не смогут сильно отразиться на нашей работе.
ПОСЛЕ РАБОТЫ ЗА ПАРТЫ
А вот у коммерческих перевозчиков ситуация другая. Например, в компании «Третий парк» из 3100 водителей 1632 - это граждане зарубежных государств. Но и здесь тоже не видят серьезного повода для беспокойства.
- Мы рады, что власти ввели этот порядок, - пояснили нам в пресс-службе парка. - Теперь горожанам станет спокойнее. До мая достаточно времени. Большинство наших водителей получали права еще в советские времена. Тем не менее мы закупили экзаменационные комплексы, которые позволяют углубить знание Правил дорожного движения. Мигранты очень дорожат этой работой и потому регулярно ходят на занятия. Возможно, с кем-то и придется расстаться. Но это не остановит работу парка.
Между тем, как нам удалось выяснить, зарплата водителя социального или коммерческого автобуса сейчас составляет 35-45 тысяч рублей. Тогда возникает вопрос: неужели в таком случае нельзя набрать россиян и тем самым закрыть вопрос?
По словам специалистов, это сделать очень сложно. В городе практически разрушена система подготовки водителей общественного транспорта. Если раньше комбинаты выпускали четыре тысячи человек в год, то теперь - 250-300. Кроме того, это тяжелая и не слишком престижная работа. На нее не заманишь даже высокой зарплатой.
- А если и обещают приличный оклад, то потом обязательно найдут, к чему придраться, за что оштрафовать, - признался нам один из водителей.
Собеседники «Комсомолки» утверждают, что аварии с маршрутками, о которых много пишут и говорят, чаще всего случаются с нелегальными перевозчиками.