Белоруссия: грядущие выборы и положение в экономике

Треугольник

 

После окончания в 2010 году периода внешнеполитических колебаний и прекращения попыток выстроить независимо от России энергетические мостики к Ирану и Венесуэле внешняя политика Минска оказалась жестко детерминированной треугольником интересов Россия - Запад (ЕС и США) - КНР. Роли в треугольнике расписаны вполне однозначно...

Китай занимает по отношению к Белоруссии нейтрально-благожелательную позицию, поддерживая её в периоды обострений отношений с Западом. Россия осуществляет внешнеполитическое прикрытие Белоруссии, что стало особенно заметно после образования Таможенного союза. Запад пытается делегитимизировать нынешнюю власть с тем, чтобы передать бразды правления своим ставленникам из прозападной оппозиции. 

Вместе с тем в последние полгода, с момента прихода на пост главы белорусского МИД Владимира Макея, бывшего главы администрации президента, стало заметно движение властного центра в сторону отказа от конфронтации с Западом. Это дало свои результаты - с главы белорусского МИД сняли визовые санкции и разрешили въезд в Европу. Тем не менее серьезные проблемы в отношениях по линии Беларусь - Запад остаются, и в преддверии начинающегося в 2014 году избирательного цикла (2014 год - выборы в местные советы, 2015 год - выборы президента, 2016 год - выборы в парламент) они, скорее всего, будут обостряться. 

В то же время менять что-то кардинально внутри уже давно сформировавшейся политической системы белорусские власти не намерены. Понимает это и Запад. Только если США ориентированы на более жесткий сценарий в отношении властей республики, то Европа проводит более сложную линию с учетом позиции стран-соседей Белоруссии - Польши, Литвы и Латвии.

При этом, например, вопрос о политзаключенных не является для Запада ключевым. Это, скорее, фактор давления на белорусские власти с целью добиться уступок по другим, гораздо более важным вопросам. Так, если с будущими президентскими выборами всё понятно в силу слабости основных оппонентов нынешнего главы республики, то парламентские выборы представляют некоторый интерес: пойдут ли белорусские власти на введение пропорционально-мажоритарной системы (выборы по партийным спискам) или избирательная система останется исключительно мажоритарной? 

Введение партийных списков и появление в парламенте нескольких партийных депутатов должно положительно сказаться на отношении Запада к вопросу о легитимности парламентских выборов. Если это произойдет, то Запад подаст сигнал и на дальнейшую разморозку белорусско-западных отношений на 2017-2020 годы.

Вместе с тем помимо политических существуют еще и экономические факторы, которые могут оказать существенное влияние на избирательный цикл 2014-2016 годов.

Внутриэкономические трудности

Во-первых, происходит серьезное падение продаж белорусской продукции на внешних рынках. Экспорт товаров из Беларуси за 6 месяцев текущего года снизился примерно на четверть в годовом выражении. Продажи «МАЗа» на российском рынке за первое полугодие упали в 2 раза. Стоимость экспорта нефтепродуктов за восемь месяцев снизилась на 3,5 млрд. долларов. Экспорт калия в январе - июне снизился на 13,8%, а в августе и сентябре практически вообще остановился. Это значит, что в республику резко снизился приток валюты и одновременно происходит рост складских запасов.

Во-вторых, происходит рост инфляционного давления на белорусский рубль. Снижение экспорта и происходящий отсюда недостаток валюты порождает на нее повышенный спрос. Белорусский рубль обесценивается, встаёт вопрос о его планируемой девальвации. Еще одной причиной необходимости управляемой девальвации белорусского рубля является снижение курса российского рубля по отношению к основным валютам уже более, чем на 10% с февраля 2013 года. Так как основной рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции Белоруссии приходится на Россию, то и белорусский рубль должен снижаться соответственно на те же 10%, а то и больше, и на сегодня должен уже быть на уровне 9500-9800 за один доллар, в то время как сегодня он стоит только 9050 за один доллар.

В-третьих, происходит серьезное ухудшение качества золотовалютных резервов республики. Если в 2011 году ЗВР были сформированы из твердой валюты, полученной от продажи «Белтрансгаза» «Газпрому» и кредитов, то сегодня белорусские ЗВР сократились до уровня ниже 8 млрд. долларов, причём из этого объема 5 млрд. долларов - средства белорусских коммерческих банков, то есть это вклады населения и средства белорусских компаний. Естественно, при развитии кризисных явлений фирмы и население потребуют эти деньги у коммерческих банков назад, они обратятся с этим вопросом к Нацбанку, в результате чего ЗВР сократятся ещё больше.

Эти и многие другие экономические факторы, получив дальнейшее развитие, могут поставить под вопрос предсказуемость политических кампаний в республике на выборах 2015-2016 годов. Для решения экономических проблем стране потребуются дополнительные средства. 

Россия выделила Белоруссии 3,5 млрд. долларов в рамках кредитов Евразийского банка развития (ЕАБР). Эти кредиты уже фактически проедены. Соответственно, обращаться за новой кредитной поддержкой к России сложно - еще не до конца получены все транши нынешнего кредита ЕАБР.

Попробовали белорусские власти обратиться за кредитами на сумму 5-7 млрд. долларов к МВФ, но тот, по признанию белорусских властей, выдвинул ряд неприемлемых политических требований. То есть и этот вариант обеспечения внутриполитической стабильности на 2014-2016 годы пока не сработал.

Остался Китай. Однако, судя по итогам визита главы белорусского государства в Пекин, и там прорыва в привлечении кредитных средств не произошло. В рамках визита А.Лукашенко в КНР было подписано несколько контрактов и соглашений на общую сумму не более 230-250 млн. долларов. 

Так, Беларусь поставит для нужд СП «Харбин Дунцзинь Гомель - предприятие сельхозмашиностроения» 1,5 тыс. машинокомплектов для сборки комбайнов на 29,7 млн. долларов, 50 тракторокомплектов для СП «Дунцзинь - Минск трактор» на 2,3 млн. долларов, а также 300 тракторокомплектов на 15,2 млн. долларов для компании «Или Юнчэн». ОАО «БелАЗ» подписало контракт на поставку в Китай 10 карьерных самосвалов на 9,2 млн. долларов, а также запасных частей для этой техники на 13 млн. долларов. Итого, экспорт на 69,4 млн. долларов на полтора-два года.

В свою очередь, БелЖД закупит 18 грузовых односекционных электровозов на 7 млн. долларов. Кроме того, подписаны меморандумы на выделение Китаем 50 млн. долларов по использованию альтернативных источников энергии и 25 млн. долларов по строительству на территории СЭЗ «Могилев» фотогальванической электростанции мощностью 10 МВт. 

В Пекине также было подписано соглашение о выделении связанного китайского кредита в 80 млн. долларов по проекту «Электрификация участков Гомель - Жлобин - Осиповичи. Вторая очередь. Участок Гомель - Жлобин». 

То есть и Китай не смог поддерживать Беларусь кредитами в необходимых ей размерах. С учетом того, что ЗВР республики в национальном определении снизились за июнь на 400 млн. долларов, за июль приблизительно на 110 млн. долларов, за август - на 220 млн. долларов, рост кризисных тенденций в белорусской экономике налицо. Без внешнего кредитования эти тенденции не преодолеть. Если такого кредитования не будет, у республики останется, по-видимому, только один путь пройти избирательный цикл 2014-2016 годов без осложнений - это приватизация на 2,5 млрд. долларов, о чём еще в 2011 году говорила Москва. Дело в том, что в 2014 году республике предстоит выплатить по внешнему долгу около 3,5 млрд. долларов. И сегодня это можно сделать либо за счет снижения на такую сумму ЗВР, либо за счет приватизации. 

Основной вопрос сейчас лежит в политической плоскости: готовы ли власти республики начать плавное снижение курса белорусского рубля накануне большого избирательного цикла. Сейчас, когда перед республикой в следующем году стоят только выборы в местные советы, сделать это можно практически безболезненно. И если граждане увидят, что девальвация проводится грамотно, без серьезного ущерба их банковским вложениям, они лояльно поведут себя и в ходе двух других, гораздо более важных политических кампаний.

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий