В четверг, 29 февраля, в Санкт-Петербургом историческом парке «Россия – моя история» прошла международная научно-практическая конференция «Дискурсы и практики традиции», собравшая ученых из России, Казахстана, Киргизии и Белоруссии. Конференция проводилась Герценовским университетом уже в девятнадцатый раз в содружестве с рядом ведущих вузов с целью изучения религиозной ситуации и факторов ее изменения за истекший период, сообщает наш корреспондент.
Председатель ОВЦО Санкт-Петербургской епархии кандидат богословия протоиерей Александр Пелин зачитал приветственный адрес в адрес организаторов, гостей и участников конференции митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, в котором, в частности, указывалось, что «разговор о традиции это не только и не столько разговор о прошлом, но прежде всего – о настоящем и будущем. Традиция требует не простого, формального усвоения, она должна быть понята и осмыслена, и только тогда она может раскрыть свой конструктивный потенциал. Поэтому нельзя говорить о традиции, не говоря о нас, о её сегодняшних носителях, наших проблемах и чаяниях, нашем мирочувствии и мировосприятии. В этой связи, как никогда актуальным выглядит Указ Президента России “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”. Представляется, что бережное отношение к традиции, должно сочетаться с творческим подходом к пониманию и осмыслению той ценностной парадигмы, выражением которой является традиционная культура, прежде всего базирующаяся на православном мировоззрении. Сегодня, как никогда, наше общество нуждается в ценностной концепции традиции».
Отец Александр подчеркнул, «что молодым исследователям следует обращать самое серьезное внимание не только на документы и факты давно ушедших эпох, но оперативно реагировать на реальные изменения в религиозном дискурсе современности. Современные документы некоторых религиозных организаций, которые часто выдаются за чисто теологические, например, “Послание Архиерейского Синода УГКЦ в Украине по поводу войны и справедливого мира в контексте новых идеологий”, опубликованное в феврале 2024 года, являются целиком ангажированными, научно некорректными. В них не содержится сколь-нибудь глубоких и научно обоснованных оснований, а лишь чисто политизированные квазитеологические аргументы. В частности, терминологический словарь описываемого документа включает в себя такие понятия, как “тоталитарный режим”, “новая русская тирания”, “декоммунизация”, “люстрация”, “постмодернисткий тоталитаризм”, “демоны русской истории”, “рашизм” и другие новые словообразования, никак не находящие себе основания ни в Священном Писании, ни в Священном Предании Церкви. Таким образом, мы имеем дело с очевидной подменой понятий, когда политически не нейтральные, и агрессивно антироссийские высказывания выдаются за богословски обоснованные».
От имени Герценовского вуза собравшихся приветствовал проректор Роман Соколов, подчеркнувший важность гуманитарной составляющей в развитии современного социума и, в частности, актуальность теологических и религиоведческих исследований.
Слова приветствия от имени ректора Санкт-Петербургской Академии епископа Петергофского Силуана передал протоиерей Дмитрий Лушников. От Научно-образовательной теологической ассоциации к собравшимся обратился директор Института теологии СПбГУ профессор Дмитрий Шмонин, указавший на необходимость ценностного наполнения образовательного теологического знания и совершенствования методик преподавания теологии в целом.
Управляющий делами Митрополичьего округа в Казахстане епископ Каскеленский Геннадий выступил на тему «Православие в дружественном Казахстане». Он особо отметил, что «православные христиане Казахстана сталкиваются с рядом вызовов и трудностей в сфере воспитания детей и молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Мы не имеем возможности пользоваться такими свободами, какие есть в России. Казахстан – многоконфессиональное светское государство, где внимательно следят за тем, чтобы в стране сохранялся дух межрелигиозного мира и согласия. Постулируется, что государственные служащие не должны мотвировать свои решения собственными религиозными убеждениями. Запрещена любая религиозная деятельность и распространение религиозной информации в учебых заведениях. Усиливается контроль за распространением в стране религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Литература должна проходить религиоведческую экспертизу, а распространять ее можно только в специально отведенных местах. Таким образом религия вытесняется из общественного пространства в сферу частной жизни. Православные с пониманием воспринимают эти ограничения, осознавая, что ради собственной безопасности приходится жертвовать частью свобод.
В связи с этим напрашивается предположение, что по мере того, как традиционные православные российские регионы будут терять свою идентичность, превращаясь в мультикультурные общества, подобные ограничения неизбежно будут вводиться и у них. Представителям православной общественности есть о чем задуматься.
Другой серьезной проблемой для православных Казахстана является отток славянского населения. Если в конце 80-х годов в стране проживало более 7 миллионов этнических русских, то сегодня их немногим более 3 х миллионов. В связи с этим хотелось бы предостеречь российских политиков и общественных деятелей от непродуманных заявлений, которые могут нарушить в Казахстане межнациональный мир и спровоцировать всплеск негативного отношения к русским со стороны коренного населения Республики. Вызывают сожаление высказывания, нацеленные на то, чтобы побудить всех русских граждан Казахстана к переселению на историческую родину, в Россию. Казахстан – место, освященное памятью множества мучеников и исповедников XX века, здесь возведены шедевры церковной архитектуры. Сохранить и передать потомкам все это богатство – священная обязанность православных, проживающих как в Казахстане, так и в России».
В выступлении заместителя директора Института Европы РАН профессора Романа Лункина была подробно проанализирована проблема взаимоотношений традиции и новых, в том числе технологических, измерений реальности.
Директор института истории и социальных наук Герценовского университета профессор Александр Прилуцкий остановился на серьёзных и устойчивых стереотипах в научном подходе к традиции. «Первая проблема коренится в терминологии. Часто мы не успеваем серьёзно осмыслить те слова, которые мы произносим. Если мы проанализируем дискурс, то увидим, что обыденный язык очень широко понимает традицию. Часто традиция смешивается с архаикой, а научный дискурс требует их чёткого разделения. Внимательно разобрав понятия, мы увидим их чёткое различение. Архаика больше апеллирует к бессознательному и подсознательному слою. Традиция как правило гораздо более конкретна и структурирована.
Существует устойчивый стереотип, что традиция это, прежде всего, сельская жизнь и культура. Но и в рамках городской культуры тоже есть своя мифология и все иные элементы традиции. Часто привычные понятия представляют как раз хаотическое смешение элементов традиции и архаики. В условиях конкуренции культурных феноменов сельская всегда проигрывает городской, что подчёркивает именно преобладание архаики в сельской традиции. Так что сведение традиции к сельской культуре – неоправданное упрощение.
Также стоит разобрать явление квазитрадиции. Тут подходит понятие семиотической мимикрии. Часто квазитрадиция использует внешние маркеры, усвоенные обыденным сознанием, и, используя их, пытается подменить смысловые слои традиции».
Директор Института Хо Ши Мина СПбГУ профессор Владимир Колотов в своём выступлении разобрал опыт взлома традиции с целью глубокого переформатирования геокультурных пространств. Так, для перепрошивки традиционного буддизма в период войны во Вьетнаме французская разведка внедрила в сознание части военно-полевых командиров новую квазирелигию – «каодаизм». Именно с помощью новых технологий управления сознанием десятилетиями перековывается молодежь на Украине, и даже есть попытки использования подобного опыта в России. Так, экс-губернатор Белгородской области Евгений Савченко некоторое время назад попал под влияние похожей манипулятивной технологии, о чем и написал в своей книге «Потрясение…», как во время предпоследнего губернаторского срока познакомился с женщиной-«боговидицей», через которую смог общаться с «Господом Земли Моностоном», Богородицей, Сергием Радонежским и душой Владимира Высоцкого. Они передавали ему советы по управлению одним из самых экономически развитых российских регионов и ставили конкретные задачи во время кризиса на Украине в 2014 году. Данная позиция была аргументированно раскритикована митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном.
Докладчик подчеркнул, что зачастую в качестве аргумента для публики и для слома традиции как раз используются обвинения представителей традиционных религиозных организаций в том, что они погрязли в архаике.
Директор гуманитарного института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Даниил Крапчунов посвятил своё выступление разбору образа голубя (горлицы), в его светском и сакральном аспектах. Это древний образ, который встречается в самых ранних христианских изображениях. В виде пикирующего голубя мы видим этот символ еще в катакомбах. Так, древнейший символ Рюриковичей – это именно пикирующий голубь, а не сокол, с которым он стал ассоциироваться позже. Также голубь – это символ снисхождения Святого Духа. А парящий голубь особенно часто употреблялся как дарохранительница. Какое-то время они были очень популярны в западной церкви. Также голубь очень часто встречается в русской народной традиции, причём во многих её вариантах. Голубь также известен как символ Великого Новгорода.
Главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Михаил Шкаровский выступил с разбором истории традиции почитания св. кн. Александра Невского в современной истории России. На протяжении столетий св. кн. Александр Невский был одним из самых почитаемых святых. Традицию почитания князя в Санкт-Петербурге заложил Пётр I, перенеся его мощи из Владимира в Санкт-Петербург. И уже в ближайшие годы в Петербурге было около 30 храмов, посвящённых ему. Также с князем Александром Невским в Петербурге связана обширная топонимика, проводятся многочисленные конкурсы, премии, музыкальные и художественные фестивали, возрожден исторический Крестный ход 12 сентября.
С заключительным докладом пленарной части выступил профессор кафедры истории религий и теологий Дмитрий Головушкин. Его речь касалась конститутивного понимания традиции. В науке в какое-то время довлело нездоровое, неправильное понимание традиции. Традиция не отделялась от архаики. Одним из первых на иное понимание традиции указал Джеймс Джордж Шилдс, который предложил альтернативный подход к традиции как динамическому и развивающемуся явлению. Далее было поставлено под сомнение противостояние модернизации и традиции. Шмуэль Эйзенштадт доказал, что модернизация является одним из проявлений традиции. Природа традиции как включённой в современность, а не чуждой ей была научно доказана. Способность каждого конкретного человека усваивать и воспринимать традицию – фактически только это и определяет её пределы. Это позволяет говорить о традиции как о динамичной метасистеме.
После окончания пленарной части конференция разделилась на 3 секции, а также на студенческий круглый стол. Всего в ходе работы конференции прозвучало более 50 докладов и сообщений.
Фото предоставлены организаторами