I. Каждый верующий христианин, который прибывает в Серафимо-Дивеевский монастырь, стремится обязательно пройти по Богородичной Канавке. Да и как же иначе! Ведь Богородичная Канавка создана по повелению Самой Царицы Небесной.
Серафимо-Дивеевская обитель – это Четвертый Удел Божией Матери. Явившись в тонком сне монахине Александре (в миру Агафье Мельгуновой), основательнице Мельничной общины при Казанской церкви, Она сказала: «Я всегда буду с тобой и всегда буду посещать место это, и в пределах твоего жительства Я устрою такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете – это жребий Мой во вселенной. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
Богородица повелела вырыть в Своем Уделе Канавку, которую, по словам преподобного Серафима, Она измерила Своим пояском. Старец торопил сестер Мельничной общины побыстрее начать работу, но те почему-то медлили. Как-то одна из сестер вышла ночью из келии и увидела, что батюшка в своем белом балахончике капает землю. Она опрометью вернулась в келию и рассказала об этом сестрам. «Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидев батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его, – поведала сестра. – Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка».
С этих пор сестры трудились каждый день; работа не прекращалась даже зимой; мерзлую землю рубили топорами, так что искры летели снопами; батюшка подбадривал сестер, говоря, что сила Божия в немощи совершается. К Рождественскому празднику 1833 года Канавка в основном была готова.
Прошло почти два столетия; много бурь и потрясений пережила за это время Россия; в безбожные большевистские времена обитель была разорена, а Канавка пришла в полное запустение; но вот наступили времена отрады; стараниями сотен и сотен строителей, а также монастырских сестер и паломников Богородичная Канавка была восстановлена; сейчас, в наши дни, она в идеальном состоянии.
II. Ночной покров тихо и незаметно опустился на раскаленную жарким солнцем землю; на небесном своде высыпали мириады ярких лучистых звезд-светлячков; они таинственно мерцали; воздух, чутко прислушиваясь к ночным звукам, оставался недвижим; изредка с северной стороны, из-за редких строений, долетал слабый ветерок и быстро растворялся среди яблоневого сада.
Вдруг раздалось негромкое пение, и монахини, одна пара за другой спорым шагом двинулись от Троицкого собора в сторону колокольни; за ними густой широкой рекой потекли паломники – ночной Крестный ход начался.
Я присоединился к паломникам; людская река подхватила и понесла меня вниз, по гладкой дороге. Темп Крестного хода довольно высокий, – это ведь не загородная прогулка, когда можно медленно, не спеша шагать и смотреть по сторонам, ни о чем не думая; здесь нельзя глазеть по сторонам, нужно быть внимательным, собранным, шагать в ногу с другими крестоходцами, никому не мешать, не наступать на ноги впереди идущих людей.
Крестный ход – это сугубая молитва; каждая монахиня, послушница, каждый паломник творят ее про себя; чуткую ночную тишину нарушают только шаги многих людей.
Входим в большую арку монастырской колокольни, людской поток сразу сужается, шум шагов становится явственней, побыстрей, побыстрей, братья и сестры; через считанные секунды снова выходим на просторную дорогу, подходим к Казанскому храму, где почивают мощи блаженных и преподобных Дивеевских святых; они невидимо участвуют в нашем Крестном ходе. Монахини, а следом за ними и мы осеняем себя Крестным знамением и, обогнув храм и немного увеличив темп, продолжаем наш путь. Крестный ход растянулся, наверно, метров на сто – ведь не каждый может выдержать такой темп.
Вот и Богородичная Канавка; здесь крутой поворот, из-за этого небольшая задержка, снизу видно, как на Канавку вступили монахини; их темные фигуры удаляются по дорожке.
Начинается самая главная и самая ответственная часть нашего Крестного хода; темп убавился, теперь мы идем медленно, углубившись в молитву; шагов почти не слышно; цепочка людей растянулась еще больше, тесноты нет, ничто не отвлекает от молитвы.
Богородице Дево, радуйся,// Благодатная Марие, Господь с Тобою;// Благословена Ты в женах// И благословен Плод чрева Твоего,// Яко Спаса родила еси душ наших, – молитва как бы сама собой изливается из моих уст.
Головы паломников наклонены немного вперед – так удобнее, сосредоточившись и углубившись в келию своего сердца, творить Песнь Пресвятой Богородице.
Богородичная Канавка, огражденная высокими ажурными решетками, как бы парит над землей; и это уже не земной, а Небесный путь, путь с Ангелами и Архангелами, и тут уже не до повседневных забот.
Когда вступаешь на Канавку, наступает ощущение необычайной душевной радости, забываются дневная суета, мелочные заботы, предстоящие нужные и ненужные визиты, на устах – молитва к Царице Небесной, Которая покрывает меня и всех остальных крестоходцев Своим чудным омофором.
Мы, крестоходцы, находимся как бы на палубе большого корабля, который – под управлением опытного капитана – держит путь в Заветную Гавань.
Канавка озарена светом многих фонарей, установленных справа и слева, но мне кажется, что она озарена Небесной Благодатью – так тут хорошо! Идешь и не чувствуешь ног, как будто летишь по воздуху.
Преподобный Серафим говорил, что Матерь Божия каждую ночь проходит по Святой Канавке. Вполне возможно, что сейчас Она идет с нами; Ее не видно, но Ее присутствие ощущает каждая монахиня, каждая инокиня, каждый паломник. Она молится вместе с нами; Она молится о каждом из нас – ведь мы пришли к Ней, в Ее удел, мы вступили на Святую Канавку, созданную по Ее воле.
Мы Ее дети, а Она наша любящая и нежная Мать, и Она хочет, чтобы мы все спаслись, чтобы, пройдя наше жизненное поприще, оказались там же, где и Она, то есть в Райских Обителях, в Царстве Ее возлюбленного Сына.
III. Мы подошли к красивому белому Распятию, которое находится на одном из поворотов Канавки, в ее восточной части. К нему выстроилась очередь: паломники один за другим подходят к Распятию и прикладываются к нему. Я последовал их примеру, – там, где Божия Матерь, там и Ее Сын; и наоборот: там, где Иисус Христос, там и Его Матерь. Она стояла у Креста, на котором был распят Ее возлюбленный Сын, не побоявшись военной стражи, Она и сейчас с Ним, в Небесном Иерусалиме.
Вдруг паломники, идущие впереди меня, остановились и, повернувшись лицом к монастырскому некрополю, осенили себя крестным знамением и сделали поясной поклон – очень благочестивый обычай; я сделал то же самое.
Мы продолжили наше шествие; один поворот, другой, третий, меняется панорама монастыря, меняются виды вне ее, – похоже, Канавке нет конца; она опоясывает всю обитель; в более широком - мистическом смысле – она опоясывает всю Россию, ограждая ее от всех зол, бед и напастей.
Богородичная Канавка – величайшая святыня Земли Русской. Это духовное ожерелье России. Счастлив человек, который прошел по Канавке хотя бы один раз! Трижды счастлив человек, который прошел по ней десять-двенадцать раз! Ну а уж кто прошел по ней тридцать три раза, тот молодец из молодцов!
Я сделал последний шаг по Канавке – ночной Крестный ход закончился.
Был поздний час; ни звон колоколов, ни посторонние разговоры, ни крик ночных птиц – ничто не нарушало настороженной тишины; далекие звезды, подобно крестоходцам, выстроились в длинный-предлинный ряд; ни один лист на притихших деревьях не шевелился; монастырские соборы в ночной мгле казались еще величественнее; утомленная жарким, солнечным днем, земля отдыхала, неслышно вздыхая.
P.S. Богородичная Канавка никогда не бывает пустынной, по ней – и утром, и днем, и вечером – идут и идут русские люди; они прибыли сюда со всех концов нашего Отечества, чтобы поклониться Царице Небесной, поблагодарить Ее за все милости, которые Она изливает на нас, открыть Ей все, что накопилось на израненном, исстрадавшемся сердце, сказать Ей все самое заветное, самое теплое, самое нужное.
Я каждый день ходил вместе с ними; меня переполняла радость, когда я видел молодую или не очень молодую маму, которая вела за руку свою малолетнюю дочку или сына (а иногда нескольких детей), мысленно одобрял пожилого мужчину, который снял обувь, прежде чем ступить на Канавку, щуплую старушку, с большим трудом делающую шаг за шагом, но лицо которой светилось внутренней радостью, молодых людей, оставивших свои мобильные телефоны и взявших в руки карманные молитвословы.
А теперь я уступаю место снимкам, которые сделал на Богородичной Канавке. Посмотрите, дорогие братья и сестры, на лица русских людей, разного возраста и разного звания, посмотрите, как они молятся, и вы лучше узнаете, что такое Русь, что такое русский человек, у вас не останется ни капли сомнения в том, что никакому врагу, никакому супостату, в какие бы одежды он ни рядился, не одолеть Русской Земли, не одолеть Удела Пресвятой Богородицы, не одолеть нашей святой православной веры.
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, фото автора