5 июля в Софии Киевской прошла встреча священников УПЦ МП и представителей структуры Думенко, на которой присутствовал 21 человек, сообщает «Союз православных журналистов».
Возглавила собрание глава Госэтнополитики Елена Богдан. Как утверждают участники, встреча прошла по инициативе государства. Приглашение они получили от Богдан, а перед началом встречи выступил министр культуры Александр Ткаченко.
Он заявил, что «преодолевать разделение, служить народу Украины и строить наш общий дом – наши общие цели. Я верю, что эта встреча – это начало нового, мудрого, сильного пути наших Церквей ради свободного и мирного будущего Украины».
По итогам встречи участники подписали некую «Декларацию понимания».
О чем конкретно говорили участники и зачем собирались?
По словам Е. Богдан, чтобы «обменяться взглядами на настоящее и будущее, и вместе строить наш общий дом Украина».
Ушедший в раскол бывший клирик УПЦ А. Дудченко заявил, что участники договорились «отказаться от языка ненависти» друг ко другу и «возрождать киевскую традицию». По словам Дудченко, священники УПЦ якобы заявили о признании таинств ПЦУ! Дудченко также утверждает, что на соборе в Феофании 27 мая «ультимативные решения» по ПЦУ не обсуждались. То есть предпринимается попытка дезавуировать решение собора УПЦ, что условием объединения с ПЦУ является перерукоположение раскольнического епископата.
Официальные представители УПЦ заявили, что никто не уполномочивал представителей УПЦ участвовать во встрече в Софии. Мол, частная инициатива отдельных лиц. Председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви митрополит Климент (Вечеря) сообщает заявил Telegram-каналу «Политика Страны»: «Никто от Церкви не делегировал принявших участие в этой встрече священников представлять точку зрения духовенства и миллионов мирян УПЦ. Данное мероприятие было организовано представителями Министерства культуры, поэтому за все организационные вопросы, в том числе и за состав участников, ответственна только эта организация. Из СМИ мне стало известно, что участники этой встречи разговаривали о том, что общего и в чем отличие УПЦ и ПЦУ. К чему они пришли – мне не известно».
А вот принимавший участие во встрече священник УПЦ Анатолий Слинько на своей странице в Фейсбуке заявил, что во время встречи «обсудили возможные точки соприкосновения. Это – начало диалога, неофициального, с низов, так сказать». Больше того, инициативный священник Слинько утверждает: «9-й пункт постановления Собора УПЦ от 27 мая провозглашает необходимость диалога с ПЦУ "даже в таких кризисных обстоятельствах Собор не теряет надежды на возобновление диалога". Что можно расценивать как благословение к диалогу, несмотря на то, что встречу никто со стороны УПЦ не "благословлял"». Мол, нам и не нужно никакого благословения.
Тем временем, предшественник митрополита Климента, бывший председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП и пресс-секретарь главы УПЦ МП митрополита Владимира, ушедший в пцушный раскол Георгий Коваленко в эфире Радио НВ заявил, что судьба Украинской Православной Церкви «зависит от успехов Вооруженных сил в ведении войны», а также обвинил свою бывшую Церковь в «мимикрии», сообщает сайт «Расколам.net».
«Мы видим потенциально коллаборационную структуру, которая готова сотрудничать и пытаться понравиться любой власти. На нашей территории они пытаются понравиться украинским властям. Поэтому, вероятно, их судьба зависит от Вооруженных сил Украины и наших успехов на фронте… то экзархат, то независимый, то автономный, то почти автокефальный – придумывает себе варианты. Но когда возвращается московская власть (как мы сейчас видим на оккупированных территориях, как это было в 20-х годах, когда сюда зашли большевики, как было после 44-го года, когда сюда вошли советские войска), вся эта независимость полностью испаряется и те же люди остаются епископами Московского патриархата», – говорит Коваленко.
Между прочим, во времена оны, Георгий Коваленко бывал регулярно в Москве, где даже состоял чем-то навроде духовника телеканала «Радость моя», созданного православным олигархом Виктором Нусенкисом. И в те времена вполне себе законный православный священник Георгий Коваленко исповедовал совсем другие взгляды. Видимо, тщательно скрывал свою щирость.
Союз Православных Журналистов в итоге утверждает следующее:
1. Это полностью инициатива государства. И ее можно рассматривать как реализацию Рекомендаций Комитета Рады по объединению всех в одну церковь ради «повышения авторитета Украины на международной арене».
2. Благословения священноначалия УПЦ на эту встречу не было. Один из участников, о. Дмитрий Сидоренко, на вопрос об этом на своей странице ФБ утвердительно ответить не смог. Таким образом, участвовавшие там священники представляли не УПЦ, а самих себя.
3. Предложения «отказаться от языка ненависти» звучат даже мило. Особенно на фоне, когда клирики ПЦУ безнаказанно бьют священников УПЦ ногами в живот (как было в Фастове), по лицу (в Колодном) и просто обманом и силой отбирают у них храмы.
4. Собор УПЦ совершенно четко обозначил, при каких условиях возможен диалог со структурой Думенко. Среди них – призыв ПЦУ отказаться от агрессии (того самого языка ненависти), а также рукоположить свой «епископат» со «священниками» (сейчас это просто миряне с панагиями и крестами). Попытки государства обойти эти условия, «зайти с черного хода» можно понять – у чиновников просто такая работа, им надо выполнять поставленные задачи. Но вот почему пытаются обойти решения своей Церкви ее священники – понять очень сложно.
Впрочем, ведущий Telegram-канала «Религия и политика» публицист Александр Вознесенский в своём комментарии справедливо обращает внимание на некоторое лукавство СПЖ: «Если иерархия автокефалистов (имеется в виду митрополит Климент. – РНЛ) заявляет, что они ни при чём, то где же решения о запрете этих клириков за эту самодеятельность без согласования с епископом и поддержку антицерковного учения о признании таинств у раскольников? Я ничего такого не вижу, а вижу лишь обилие лапши, которую автокефалисты УПЦ вешают на уши доверчивым верующим».
Действительно, комментарии официальных лиц УПЦ не выглядят убедительными. Остаётся ощущение двурушничества некоторых представителей УПЦ.
Редакция Русской народной линии