«Адмиральский час» – эта фраза употребляется с начала XVIII века. Происходит от обычая Петра I после утренних дел в 11 часов приступать к трапезе. Как сам Пётр, так и его сподвижники – сенаторы и члены коллегий, в том числе Адмиралтейской, – прерывали заседания присутствий для обеда.
С 6 февраля 1865 года в петербургском Адмиралтействе, а с 24 сентября 1873-го с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно производился полуденный выстрел из пушки. Эта традиция просуществовала до 1938 года и была возобновлена 22 июня 1957 года в день празднования 250-летия Ленинграда.
Ушаковцы, отмечая день памяти святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала флота Российского, решили посвятить праздничный форум этой традиции.
День выдался на удивление, после непрерывного ночного ливня, солнечный. Золото осени продолжало падать с деревьев под ноги на землю. Стая детишек кувыркались по мокрому ковру листьев, чем-то напоминая морские баталии…
Но скоро последовал удар за ударом корабельной рынды, знаменуя начало Ушаковского сбора. Традиционно он начался с молебна святому праведному воину Феодору и заупокойной литии памяти о приснопоминаемом рабе Божием Валерии Ганичеве, много потрудившемся для прославления адмирала Ф.Ф. Ушакова, которые отслужил протоиерей Андрей Лебедев.
Чудом нынешнего торжества был акт передачи Центру Федора Ушакова иконы с образом святого праведного воина Феодора, Архистратига державы Российской с частицей его святых мощей. Один за другим подходили к святыне ушаковцы и гости, повторяя слова: «Архистратиже державы Российской, непобедимый воине Феодоре! Моли Христа Бога воинству нашему даровати на враги одоление, Отечеству во благочестии непоколебиму пребыти и сынам Российским спастися».
В момент молитвенного единения на лицах молящихся явственно проявляется стремление к очищению, к чистоте мыслей, к чистоте сердца. «Не призва нас Бог на нечистоту, – говорил апостол Павел, – но во святость».
Так, друг за другом, со своей внутренней молитвой и подходят к иконе легендарный адмирал Игорь Владимирович Касатонов, подводник, контр-адмирал Александр Журков, капитан 1 ранга Владимир Шигин, писатель, автор книги «Нахимов» в серии «ЖЗЛ» Наталья Петрова, конструкторВиктор Лотарев, штурман дальнего плаванья Пётр Шигин, жена Татьяна и дочь Диана военного летчика, Героя России Николая Гаврилова, фотохудожник Кирилл Петров, организатор бесед Марина Ганичева, ушаковцы София Акчурина (Макеевка, ДНР), Алина Свиридович и Игорь Горбунов (Николаев, Украина), Елизавета Ермолаева (Белгород), москвичи Таисия и Ульяна Лотаревы, Светлана Журкова, Кирилл и Юрий Пашковы…
После молебна Марина Ганичева сказала о том, чему посвящена Ганичевская беседа:
«Пример тому, чем и как надобно предварять наши дела, являет святой адмирал Феодор Ушаков. Сохранилось драгоценное свидетельство о его жизни в Севастополе, когда он командовал Черноморским флотом и осуществлял начальствование над городом и портом. Его биограф Н. Д. Бантыш-Каменский писал: «К вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность… каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных, а произнося приговор, щадилмужа, отца семейства многочисленного, и был исполненный доброты необыкновенной…» – Пояснял далее нам насельник Санаксарской обители отец Венедикт: «Нам это кажется удивительным – как минимум четыре часа ежедневной молитвы! – а для него это было нормой. Будучи человеком чрезвычайно занятым, причем важнейшими государственными делами, он предварял их усиленным молением, закладывая прочное основание всех своих последующих дел. Естественна при этом и его «необыкновенная доброта”, – она была проявлением его внутреннего пребывания с Богом, его внутренней чистоты, того самого мира Христова, о котором свидетельствует преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи”».
Мы продолжаем нашу Ганичевскую беседу в Переделкино. С нами сегодня адмирал Игорь Владимирович Касатонов, командующий Черноморским флотом в тяжелейший период новейшей истории России, буквально спасший наш флот в 1992 году, наше право обладать, по слову В.Н. Ганичева, «южным окном в Европу, выходом в Русское Черное море, в Средиземное море…», – завершила своё выступление М.В. Ганичева, предоставив слово адмиралу Касатонову.
Игорь Владимирович рассказал ушаковцам и гостям о своей дружбе с Валерием Ганичевым, о духовном значении адмирала Ф.Ф. Ушакова для каждого моряка, о князе Потёмкине, незаслуженно забытом, отодвинутом на периферию нашего исторического знания, о перспективах современного флота и его значении не только для страны, но и для всего мира… Ребята были поражены океаническим мышлением И.В. Касатонова, его рассказом о ментальных войнах, о современных геополитических проблемах и связанных с этим исторических факторах, почему было так важно сохранить для России Черноморский флот… А сегодня в Очакове стоят корабли НАТО, натовские моряки ходят по суворовскому Очакову…
«Если бы не наши усилия, то они бы, натовцы, были не только в Очакове, а и в Севастополе, и вообще, где хотите. Все происходило очень быстро, – говорил Игорь Владимирович. – И вот было у нас три-четыре месяца, а надо было изменить обстановку. Изменяла обстановку мягкая сила. Во-первых, то, что крестилась вся Русь там. И то, что я был у Патриарха Алексия II, это тоже было серьезным определяющим фактором. Срочно все объявили и рассказали в печати, конечно. Как можно такое святое русское место кому-то сдать? Как можно? Хотя тогда, конечно, не было такого представления, что Украина станет тем, чем она стала сейчас, врагом хуже любого натовца. Нецивилизованным, вероломным… Это был важный фактор.
Другой фактор, это опора на фундамент устройства послевоенного мира. А у меня отец был участником Ялтинской конференции, на которой Черчилль, Рузвельт и Сталин проводили в Ялте, будем так говорить, «дележку» мира. Входной билет этой конференции – это армия пять миллионов. И Сталина тогда просил Рузвельт, просил Черчилль. О чем просил Рузвельт? – Рузвельт просил, чтобы русские вступили в войну с Японией. А если бы русские не вступили в войну с Японией, то еще было бы 200 тысяч убитых американцев, и война бы на три года была продлена, – огромный ущерб. Рузвельт просил поддержать создание Организации объединенных наций. Черчилль просил поддержать Францию и признать ее страной-победительницей, потому что Англия не хотела остаться в Европе один на один с Германией. Ну представляете, французы-победители?! – Какие они победители? Вот один факт. Несмотря на то, что французы всегда щеки надували, воевало-то всего 8 французских дивизий, а польских 10 дивизий, 12 югославских дивизий. Даже по такому счету видно, что за вклад в общем-то французов. Единого фронта не было, в Африке воевали, на второстепенных фронтах… – Это был фактор послевоенного устройства.
Река Дунай. Международная артерия и с Дуная можно попасть во многие страны Европы. Если владеешь Дунаем, то это очень важный фактор логистики, коммуникаций. Уходить от Дуная, ну как? Бросили всё, и ушли, и Черноморский флот на Дунае не стоит? Это же большое безобразие… Мы остались, и Дунай тоже остался нашим. И сегодня Россия является членом Дунайской комиссии, до сих пор, благодаря тому, что мы тогда задержались (до 1997 года наш флот в Дунае стоял).
И еще очень важный фактор, про него обычно не говорят. Это фактор ядерного оружия. Я вообще не определял в этой части, но то, что мы не дали Украине стать ядерной державой, это важно.
Фактор исторический. И Румянцев-Задунайский, и конечно, Суворов и Ушаков великие, в этом сомнения нет. Но они были исполнителями воли властей страны. Нельзя, выделяя их, умолять значения Екатерина II и князя Потемкина. Вот современный флот у нас строил Дмитрий Федорович Устинов, а досталась слава вся Горшкову. Но нужно знать, что флот строил Устинов. А тогда, в XVIII веке, кто строил флот? Кто строил Северное Причерноморье? – Потемкин-Таврический. Екатерина II построила 144 города в северном Причерноморье. 144 города! – Ганичев называл это Южным окном в Европу. – У нас сегодня только собираются строить за Уралом, а тогда вот сколько построено.
Как сейчас нашу страну сбалансировано представить? Есть Черное море, Крым, Черноморский флот. Есть Сахалин, Курильские острова, Тихоокеанский флот. И с учетом того, что баланс Советского Союза Европа-Азия нарушен, то Крым – это центр Евразии, об этом есть исследования философов и историков, Данилевского, сегодня Натальи Нарочницкой… В этом балансе Крым уравновешивает Сахалин и Курильские острова, а Курильские острова уравновешивают Крым. Это прецедент один другому.
И, конечно, в этом контексте принципиально важно Ушаковское движение, Андреевский флаг, кадеты, суворовцы. Будущее в этом. На генном уровне вся система русская, русские взгляды, Черное море – оно же Русское называлось, – все это очень важно, и ваши журналы важно, и то, что Шигин пишет, и то, что здесь молодежь сегодня – всё очень важно! Учитесь, учитесь, ребята, руководить! За вами будущее!
Наша Родина, Россия – это великая Родина и все, кто здесь сидят, имеют прямое отношение к ее величию!»
Разговор продолжили подводник, контр-адмирал Александр Журков, капитан 1 ранга Владимир Шигин, писатель Наталья Петрова и военный публицист Сергей Лотарев…
Ребята зачаровано слушали рассказы о великом флотоводце и святом праведном воине Феодоре Ушакове, узнали, кто такие корабелы, расспрашивали о писательском труде и подвиге писателя В.Н. Ганичева, который «довёл» своего героя до святости.
Ровно в полдень, как и положено, с 1883 года, когда с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно производился полуденный выстрел из пушки, в Переделкино грянул звон рынды. Участники собрались за столом в кают-компании под предводительством адмирала И.В. Касатонова на братскую трапезу из 27 изысканных блюд, приготовленных на камбузе по рецептам из семейной книги Ганичевых «Кремлёвская кухня» коками Мариной Ганичевой, Татьяной Максимовой, Татьяной Гавриловой с непременным участием юных ушаковцев... Тут вам и украинский борщ, и соленные и маринованные грибочки, собранные организаторами праздника, и капусточка, и салаты, и печеночный паштет, и картошка с жареными грибочками, пироги и торты четырех видов, и компоты из свежих фруктов, и сациви, и котлетки, и холодец, и… – всего не перечесть…
Гоголевское разгулье… Увы, при всей усталости от обеденной нагрузки, «послеобеденного сна» не вышло. Слишком мало времени для столь сказочной встречи, чтобы тратить его на отдых…
Затем были сражения на театральных площадках, знакомились с выставкой работ участников и победителей XVII Международного Конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» – «Помнить хорошее». Выставка, действительно, сказочная, работы детей настоящие, чистые, свежие, во всех видах творчества… Чего здесь только нет: и рисунки, и вышивки, и плакаты, и видеофильмы, и куклы… Макеты «Взятие Берлина» и «Cбор яблок в Выселках» (по мотивам произведения И.А.Бунина «Антоновские яблоки»), «Да! Он был первым из землян! Эпохи космоса – начало!», посвященный 60-летию полета в космос Ю.А. Гагарина, модель (3D), «Бронекатер БК-31»,панно «Святитель Лука» (В.Ф. Войно-Ясенецкий), рукописные книги «Дети Победы» (Народный проект. Собираем воспоминания о военном детстве), «Мы, зная все, не знаем ничего», «Мои родные – дети Победы»…
По выражениям на лицах ребят было видно, что они способны радоваться успеху других!
Молодцы, юные ушаковцы, что нашли время посмотреть выставку, а кто-то и поучаствовать в Конкурсе!
Спасибо всем, и особенно адмиралам, что подарили нам свой час, и не один! Вперёд, и только вперёд!
Фото автора
1. Истинные герои