В воскресенье, 13 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408), день перенесения мощей блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1992) (переходящее празднование в воскресенье перед 6 сентября по старому стилю), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы (Рождественское благочиние Восточного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru.
По окончании богослужения Святейший Патриарх произнес проповедь.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Если вдуматься в сегодняшний евангельский текст (Мф. 22:1-14), то главные слова, которые в нём содержатся, вызывают много вопросов у любого недостаточно подготовленного человека. А слова такие: "Много званых, а мало избранных". Давайте и мы зададим некоторые вопросы вместе с людьми, стремящимися понять смысл этого текста. Если много званных в Царство Небесное, а мало избранных, что это означает? Предопределение? То, что Бог заранее определил, кто будет избран? Ведь не сказано, что человек сам себя избирает. Много званых, но мало избранных — кем? Богом мало избранных? Вот на основе подобного неправильного понимания текста и возникло в истории богословской мысли заблуждение, а именно учение о предопределении, согласно которому всё заранее решено на небесах. Рождается человек, и один предопределен к Царствию Небесному, а другой — к погибели», - сказал Предстоятель Русской Церкви.
«Церковь отвергла это учение, - напомнил он. - В самом деле, если всё предопределено, то зачем мучиться, зачем напрягать себя? Всё предопределено — так пускай всё по рельсам и катится! Но ведь это совсем не так! И в нюансах, в деталях сегодняшнего евангельского чтения мы можем увидеть подлинный смысл слов Спасителя "много званых, но мало избранных"».
«Какие же это детали? – вопрошает Патриарх. - Одежда. Помните, как только что было сказано в притче, — одежда, которая не подходит для участия в брачном торжестве. В самом деле, если грузчик, едва закончив работу, придёт на брачный пир в грязной замасленной одежде, его попросят: "Помойся, переоденься, и тогда приходи". Что же означает одежда в притче? Она символически представляет участие человека в деле его спасения. Господь призывает всякого человека ко спасению, но самому человеку нужно решать, в какую одежду он оденется, то есть как он будет жить».
«Одежда — это наши с вами дела, - пояснил Первосвятитель. - Господь призывает всех, не делая различий, Он не предопределяет жизнь человека и его загробную участь, вопреки известному богословскому заблуждению. Предопределение не есть непреоборимая сила, нет никакой заранее определенной программы, а есть необходимость правильно одеться, направляясь на брачный пир, то есть правильно жить, совершать правильные дела, и только тогда Божие предопределение приведёт человека к бессмертию в Божественном Царстве».
«Действительно, от Господа зависит всё, - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. - Он Творец мира. Он может изменить судьбу каждого человека, Он может вторгаться в нашу повседневную жизнь. Разве молитва, которую мы обращаем к Богу, — это не просьба к Нему вторгнуться в нашу жизнь? Если мы заболели, мы просим: исцели, то есть войди в нашу жизнь Своей силой, помоги нам, восполни нашу ограниченность, нашу слабость, наше несовершенство. Мы молимся перед экзаменами, даже подготовившись: Господи, помоги! Там, где я могу по-человечески сорваться, что-то забыть — поддержи! Мы молимся перед важными событиями в нашей жизни, просим у Господа помощи — не для того чтобы Он за нас что-то делал, но чтобы в тот момент жизни, когда наша слабость и несовершенство могут привести к роковой ошибке, Господь был вместе с нами».
«Божественное предопределение тесно взаимодействует с человеческой свободой, - отметил он. - Это не безусловное предопределение, это не стрелка на железнодорожном пути. Если перевести стрелку, поезд пойдет только в том направлении, куда она ему укажет. Но в жизни не так. Господь не управляет стрелками — мы сами выбираем на распутье движение вперёд, вправо или влево. Мы определяем свою жизнь, но Господь всегда остается с нами. Своей благодатной помощью, в ответ на молитву, Он может удержать нас от неправильного поступка. Он может помочь нам избрать правильный жизненный путь. Он может помочь нам войти на брачный пир — при условии, что мы будем в правильной одежде, то есть если мы будем совершать правильные дела».
«Так сочетаются человеческая свобода и Божественный промысл, и в сочетании этих двух факторов огромную роль играет человек, его личность, его воля, ибо он, созданный по образу и по подобию Божию, обладает священным даром свободы. Поэтому сегодняшнее Евангельское чтение должно помочь нам понять: от Господа зависит, пустить нас на пир или не пустить, пригласить или не пригласить; а вот в какую одежду нам одеться — зависит от нас. Давайте изберем чистые и светлые одежды, которые и откроют нам путь в Царствие Небесное! Аминь», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.