Во время репетиции Парада Победы в Симферополе фотокорреспондент Михаил Патлис сфотографировал морского пехотинца с татуировкой Seier eller valhalla (Победа или Вальхалла).
Согласно Википедии, Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла (др.-сканд. Valhöll — «чертог мёртвых», «чертог убитых», «дворец убитых») — в германо-скандинавской мифологии небесный чертог в Асгарде, куда попадают после смерти павшие в битве воины, и где они продолжают прежнюю героическую жизнь.
О́дин правит Вальхаллой, восседая на Хлидскьялве. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг (Fólkvangr — «Людское поле») к богине Фрейе.
Легенда гласит, что Вальхалла представляет собой гигантский зал, увешанный щитами на остриях мечей. У этого зала 540 дверей, и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы — Рагнарёка.
Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать в окружении валькирий. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и который каждый день воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. Вальхаллу вместо огня освещает блеск мечей.
О проблеме неоязычества, в частности, скандинавского в рядах Вооруженных сил России рассуждает в интервью «Русской народной линии» сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков:
В скандинавской мифологии грустная эсхатология, ибо всё заканчивается, как мы помним, Рагнарёком, в котором погибают все, в том числе воины. В российской среде неоязычников присутствует незначительный пласт германо-скандинавского язычества. Например, в ВКонтакте группа славянских неоязычников насчитывает приблизительно 9 тысяч подписчиков. А в группе сторонников германо-скандинавского язычества на данный момент состоит 1354 человека.
К сожалению, и в казачестве присутствует незначительный пласт неоязычников германо-скандинавского толка, пропагандирующих взгляды господина Розенберга, который выводил казачество из остатков готских племён.
Среди современных неоязычников превалирует славянское язычество. Однако в России действует организация «Союз общин Асатру». В группе в ВКонтакте насчитывается 1354 человека. В этот Союз входит около 6 общин, объединяющих любителей древнескандинавского язычества. Чем оно может быть интересно для наших сограждан? Мы должны помнить, что информация о славянском язычестве весьма скудна. Поэтому современное славянское неоязычество является некой реконструкцией, в которой каждая организация или община реконструирует неоязычество на свой манер.
Древнескандинавское язычество более изучено в связи с наличествующей информацией. Мы ведь даже не можем сказать о культе богов древнеславянских язычников – ныне это всего лишь реконструкция. А о древнескандинавском язычестве можно с определённостью сказать о наличии культа, пантеона богов, мифологии. Об этом говорится подробно в Старшей и Младшей Эдде, подобных документов, повествующих так подробно о древнеславянском язычестве, нет.
В нашем обществе есть определённая часть людей, интересующихся изучением чужих культур. Например, тяготеющих к англоязычной музыке, одежде, образу жизни. Для некоторых людей чужая культура становится более привлекательной, чем культура родной Отчизны. Ведь мы сами замечаем, что в нашей стране возникают трудности с изучением собственной культуры.
Древнескандинавское язычество во многом ассоциируется с воинами и викингами. Военному человеку необходимо созидать своё воинское мировоззрение на каком-то основании, поэтому в этом отношении мужественность, бесстрашие и жажда крови древнескандинавских воинов – привлекательная картинка для военных.
Мне приходилось сталкиваться с поклонником О́дина. Я нередко встречаюсь с представителями славянского неоязычества, а что касается древнескандинавского язычества, то в армии мне повстречался всего лишь один его сторонник.
Субкультура древнескандинавского язычества и воинства весьма распространена среди молодежи, особенно среди тех, кто увлекается реконструкцией – ранних времён нашего Отечества (8-10 вв.).
В исторической науке и археологии не отрицается участие скандинавов в создании нашего государства. Поэтому, если вы будете участвовать в исторических фестивалях раннего Средневековья, то заметите молодых ребят, которые участвуют в реконструкциях и во всевозможных мероприятиях. На ребятах особым образом выделяются наколки и обереги, связанные с воинской субкультурой викингов – бесстрашие проливать кровь, свою и чужую, соблазнительно действует на неокрепшие умы. В нашем обществе присутствует небольшая часть сторонников скандинавского язычества и часть сочувствующих им молодых ребят из спортивно-исторического ветеранского сообщества. Через историю, соприкасаясь с субкультурой древних воинов, человек начинает погружаться в атмосферу скандинавского язычества, атмосферу магии и крови – это довольно-таки кровожадное и страшное язычество. Но повторю, лишь небольшое количество людей увлекается древнескандинавским язычеством. В России более распространено славянское неоязычество.
Но стоит отметить ещё один важный момент: сама современная молодежная субкультура неким образом связана с субкультурой древнего язычества – всевозможные знаки, руны, которые изображают на футболках, на теле в виде наколок. Молодой человек, не погружаясь глубоко в саму идеологию неоязычества, пленяется её красотой и брутальностью, некоторой избранностью и элитарностью. Тем более, ныне на Западе выходят сериалы о викингах.
Приобщаясь к скандинавской субкультуре, некоторые начинают глубоко погружаться в языческое болото. В армии присутствуют скандинавские неоязычники, но в очень незначительном количестве. Для нас является проблемой именно славянское, а не древнескандинавское язычество. Все неоязычники нуждаются в доброй заботе, мы должны вывести их из языческих заблуждений и наставить на путь Истинный. Поэтому не нужно выделять славянское или скандинавское неоязычество – это общая единая проблема и беда. Наши военные священники работают на этом направлении. Есть и результаты. Хотя, и проблем хватает.
Недавно совместно с протодиаконом Владимиром Василиком мы издали книгу «Путь Архистратига. Преодоление зверя», в которой очень серьёзно говорим о славянском и скандинавском язычестве и неоязычестве. В книге мы объясняем, почему наши воины из дружины русского князя, где были представители скандинавов, выбрали Христа и отреклись от всяких видов язычества – славянского, скандинавского и иже им несть числа.
На днях я имел беседу с историками Санкт-Петербургского государственного университета, которые говорили о том, что книга была удостоена многочисленных положительных рецензий от представителей силовых структур.
Книга «Путь Архистратига. Преодоление зверя» является противоядием от скандинавского плена язычества. В книге мы не просто критикуем, а даём свой православный ответ: на каком основании созидают силу духа православные воины. Мы не столько критикуем язычество, сколько раскрываем положительный опыт жизни православного воина и созидания воинского духа. Мы рассказываем о том, как жили наши православные воины.
Книга «Путь Архистратига. Преодоление зверя» – яркий пример работы по воцерковлению наших военных. Если кому интересно, Вы можете приобрести наше учебное пособие, которое поможет разрешить вопросы, в том числе связанные со скандинавским и славянским язычеством.