1 июня 2020-го года отошел ко Господу митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров). Закончился исполненный любви ко Господу его земной путь.
С владыкой я познакомился летом 1991-го года. В тот год отмечали 60-летний юбилей архиепископа Варнавы. А я тем летом крестился и воцерковлялся в Введенском кафедральном соборе. По воскресным и праздничным дням там служил правящий архиерей. Прошел год. После окончания аспирантуры и защиты диссертации работал в больнице, которая располагалась в ста метрах от собора и резиденции владыки. Я стал бывать у архиерея на приеме. А он был и до последнего дня оставался открыт для паствы. Для многих прихожан и духовенства Чувашии владыка был, как родной отец. В очереди на прием у его кабинета можно было встретить и сельскую труженицу, и университетского ученого, и врача, и учительницу – для каждого находилось доброе слово и мудрый совет.
Прошло еще несколько лет. Появилось предложение переехать из Чебоксар в Москву. В столице можно было осуществить свою профессиональную мечту. Дело в том, что по профессии я врач-психиатр, психотерапевт и очень хотел поставить свое любимое дело на православные «рельсы». В Москве мы вскоре организовали по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия «Душепопечительский Центр» для помощи пострадавшим от сект и оккультной пагубы, а также людям страдающим алко- и наркозависимостью. Владыка благословил меня на переезд и сказал: «Будешь приезжать». Так и было. Каждые несколько месяцев я бывал в Чебоксарах, гостил у родителей и старался увидеть ставшего уже очень близким дорогого архипастыря.
Однажды владыка дал мне целую стопку бумажных иконочек святителя Николая Чудотворца и сказал при этом: «У тебя много народа. Вот и раздавай». «Откуда он это узнал», - недоумевал я. А людей, стремящихся попасть на прием в наш Центр, было и впрямь очень много. Время было сложное, переломное. Люди, нередко, путались и искали «духовность» в какой-нибудь секте. Мы, с Божией помощью, помогали заблудшим обрести истинную веру.
Интересный факт. В Москве в первый год мне пришлось поменять три квартиры. И все были около храмов. Это ли не чудо? Я тогда опытно понял, что такое благословение старца-духовника, да еще и архиерея.
Рядом с владыкой Варнавой было очень легко, душа радовалась, сердечные смущения разрешались тут же. Владыка знал с чем я приходил, видел меня «насквозь». Иногда он приоткрывал мне такие обстоятельства моей жизни, которые знал только Господь и я.
Много лет спустя, в 2014 году у меня появилась мысль: правильный ли путь, которым я иду? Может быть, Господь ждет от меня иного поприща. Дело, которым я занимаюсь, новое. Эта мысль долго смущала меня. И вот однажды, после беседы владыка говорит мне: «Твой путь правильный». Я был поражен. Придя домой, я дословно записал в своем дневнике слова владыки и поставил дату – 14.09.2014.
В другой раз отправил письмо владыке Варнаве с тревожащими меня обстоятельствами и на следующий день получил от него ответ. Причем, письмо чудесным образом меня нашло, так как я уже проживал по другому адресу.
Вспоминается и такой случай. Однажды во время приема я простоял на коленях около владыки всю нашу встречу. Сделал перед ним земной поклон да так как-то и остался стоять. Пришел я тогда с большими скорбями. А чтобы их пережить, нужны были терпение и смирение, которых, увы, у меня и не было. Тогда же владыка спрашивает меня: «Как ты живешь?». Я стал отвечать уклончиво. А он настаивает: «Скажи прямо». Я собрался с духом и ответил: «хорошо». И в ту же минуту понял, что в главном – я счастлив. А остальное можно пережить. Это было очень важно для меня.
Владыка Варнава благословлял меня в паломнические и деловые поездки на Афон, в Иерусалим, на Кипр, в Киев. В 2017 году, прощаясь, владыка благословил меня иконой святителя Тихона. И мы встретились с ним в следующий раз на службе через год в Великую Субботу (7 апреля 2018 года). В тот день была память святителя Тихона. А тремя годами раньше владыка подарил мне акафист «Поясу Пресвятой Богородице», а через год у нас с супругой родилась доченька.
Я никогда не уходил от владыки с пустыми руками. Он всегда что-то дарил: крестик, иконочку, книжечку. Это было очень трогательно и приятно. Всегда с теплом и любовью, и с большим смыслом, который открывался мне не сразу…
Об одном таком удивительном подарке я хочу рассказать подробнее. Много лет назад, в каком году, уже и не припомню, владыка дал мне в благословение серебряный крестик, освященный на Гробе Господнем в Иерусалиме, и сказал при этом, заглянув мне в самую душу, такие слова: «Чтобы крест твой был полегче». Я с благодарностью принял крест, поклонился владыке и ушел. Дома крестик я положил в шкатулку, в которой хранил разные святыньки. Были там: земля со святой Канавки Пресвятой Богородицы из Дивеево, земелька с могилы святой блаженной Матроны Московской, часть от гроба святителя Филарета (Дроздова), оливковые листочки из Гефсиманского Сада и другие святыни. А теперь еще и крест, благословленный архиереем. Казалось бы, и все… Что тут еще сказать?
Прошли годы. В 2004 году мне по издательским проектам помогала одна женщина. Звали ее Людмила. Она очень переживала, что ее супруг не крещен. Мы не раз говорили с Людмилой на эту тему. Я был у нее в гостях, познакомился с мужем и решил подарить ему что-то, что, по моему мнению, как-то сподвигло бы его креститься. Он, как мне думалось, в мыслях был уже не далек от принятия этого великого Таинства. Ничего лучшего я не придумал, как подарить ему крест, который благословил мне владыка Варнава. Мне казалось, что ничего в этом плохого нет. А напротив – даже очень хорошо. Нательный крест у меня на груди, а этот крестик как бы «лишний». Про слова владыки, обращенные ко мне, я не вспоминал. Сказано – сделано. Крест я подарил.
Прошло несколько лет. С Людмилой и ее мужем связь как-то оборвалась. Москва, увы, часто разъединяет людей. Номер их телефона я, к сожалению, тоже не сохранил, хотя всегда с благодарностью вспоминал помощь Людмилы. Но вот что произошло дальше. В моей жизни начались тяжелые испытания. «Будь со Христом!», - так всегда поучал меня владыка Варнава. Надо нести свой крест и благодарить Господа и за радости, и за скорби. Крест…
Мне очень захотелось приложиться к крестику, который благословил мне владыка, но его уже не было в заветной шкатулке. Как же я мог так легковесно отнестись к благословению старца-архиерея? Я стал вспоминать об этом крестике чаще и чаще. Он мне даже снился. Я вдруг отчетливо понял, что он был благословлен лично мне, да еще с такими важными и таинственными словами. Мне очень захотелось вернуть эту святыню. Но как? Контактов никаких. И вообще, ведь я же подарил этот крест, и он теперь не мой. За эти годы его могли уже отдать, подарить, носить на груди. О нем могли просто забыть или потерять, наконец…
Телефонный номер Людмилы чудом отыскался в какой-то из старых записных книжек. Звонить – не звонить? Как-то неловко… Да и вспомнит ли она меня?.. Я все-таки решился позвонить. Людмила, к счастью, сразу меня узнала. Вспомнила и о моем подарке супругу. С грустью в голосе она сказала, что муж пока так и не крестился.
– А крестик Ваш в целости и сохранности. Мы его даже из упаковки не доставали, – сообщила мне она.
– Людмила, я должен Вам рассказать о том, как он ко мне попал, – выпалил я и все, как есть, ей рассказал.
– Мне он очень нужен. Если можно, пожалуйста, верните мне крест. А Вашему мужу, если надумает креститься, я куплю другой, – закончил я свой сбивчивый монолог.
– Конечно, конечно. Я все поняла. Он Ваш. Вам он и был благословлен, – обнадежила меня Людмила.
Я поблагодарил ее и положил трубку. Вечером следующего дня Людмила привезла мне крестик на работу. Мы недолго, но тепло, по-дружески пообщались и расстались. Я был ей очень благодарен. Оставшись один в кабинете, я долго не мог поверить в то, что КРЕСТ ВЕРНУЛСЯ. Слезы радости покатились по щекам. Ведь это какое-то чудо! Ни годы, ни расстояния не сокрыли от меня этой маленькой, но ставшей такой родной и желанной святыни. В сентябре 2014 года я рассказал об этом случае владыке Варнаве. Он, еле заметно улыбнувшись, сказал: «Крест был благословлен тебе, а не ей».
В 2006 году у меня были большие скорби. Я пришел на прием к владыке, а он меня спрашивает: «Ну что ты скажешь хорошего?». И сам же отвечает: «А ничего хорошего ты не скажешь». Я промямлил 2-3 слова, а владыка сказал мне, как надо поступить: четко, ясно, как будто он все знал и отслеживал весь ход событий. Он очень помог мне в тот период. Поддержал меня духовно и морально. А потом еще и прислал «привет». Было это так.
Я всегда дарил владыке свои новые книги. Вот и прошлый раз привез ему только что вышедшую из печати книгу «Душевные болезни: православный взгляд». Владыка митрополит знал, что я регулярно просматриваю сайт Чувашской митрополии. Как правило, фото архиерея на сайте было или со службы, или с какой-то важной встречи, мероприятия. А тут такая фотография: владыка в своем кабинете за рабочим столом просматривает какие-то документы. На столе лежит стопка книг, а сверху – моя. Мне было очень приятно.
Как-то я сказал владыке Варнаве, что через три месяца, если доживу, мне будет пятьдесят лет. На что он ответил: «Это не мало». А перед юбилеем в моей голове промелькнула дерзкая мысль: «Вот бы владыка мне что-нибудь подарил». И вот какой подарок я получил! Как обычно, прощаясь, я склонился под благословение, а владыка в этот момент крепко прижал к себе мою голову и стал ее гладить. В тот раз мы были вместе с супругой, и она, потом, взяв меня под руку, буквально вывела из кабинета. Пола я под собой не чувствовал. Душа моя трепетала. Думаю, что владыка поделился со мной благодатью. Мне было очень спокойно, легко и хорошо. Вот такого подарка я, грешный, сподобился…
В 2017 году Господь посетил меня тяжелой болезнью. Онкология. Владыка благословлял меня на лечение и операции (а их было три), настраивал на сугубую молитву: «Надо молиться!», - по-отечески, но строго повторял он мне. Говорил, что нужно спокойно и молитвенно, уповая на помощь Божию, встретить эти испытания. Состояние мое было критическим. Жизнь, как говорится, висела на «волоске». Владыка просил мою маму ежедневно сообщать о состоянии моего здоровья, о самочувствии. И, конечно, я опытно познал силу молитв владыки.
Время летит. Годы стали брать свое. Телесные немощи неумолимо надвигались, но служб церковных митрополит Варнава не пропускал. Облачался, как всегда, на кафедре, после службы благословлял КАЖДОГО богомольца. Не пропускал праздников преподобного Сергия в Лавре. Всегда ездил поклониться любимому авве, в обители которого будущий архиерей подвизался более двадцати лет. Отпусков владыка Варнава не имел, светской одежды никогда не носил. Когда бывал в паломнической поездке по Святой Земле, то за 12 дней служил до 10 литургий. Я всегда ждал такого паломничества владыки. Знал, что он неустанно будет молиться за всех нас у великих Святынь.
Истинный монах, молитвенник, аскет, старец. Его внешность, поведение, движения, улыбка (но никогда не смех) – все говорило о нем как о человеке высочайшей духовности. Он был деятельным архипастырем и монахом-молитвенником одновременно. Это редкостный дар благодати.
В 2018 году владыка лечился в Москве и привез из столицы икону блаженной Матроны Московской. Игуменья Покровского женского монастыря матушка Феофания, - как рассказывал мне сам владыка, - подарила этот святой образ ему со словами: «Это лично Вам». Но владыка Варнава никогда не жил для себя. «Лично Вам» означало для него – для всей паствы. Вот и устроили в передней его дома аналой и поместили на него святую икону. После вечернего богослужения или после литургии, прихожане провожали дорогого владыку до дома, а он всех приглашал зайти и приложиться к иконе. Матушка Серафима (ныне – схимонахиня Сергия) раздавала нам всем в благословение цветочки от иконы блаженной Матронушки. Это было незабываемо. И взрослые, и дети – все с радостью ждали этих трогательных мгновений.
На Крестопоклонной неделе 2020 года я был на приеме у митрополита Варнавы. Когда уходил из кабинета, уже стоя в дверях, владыка очень тепло со мной прощался. Благодарил за поздравления к праздникам, напутствовал, желал помощи Божией. Говорил он так проникновенно, что я еле сдерживал слезы. Выйдя из кабинета, я почувствовал некоторую тревогу и подумал: «А вдруг это последняя наша встреча?». И не ошибся. Вернее, нет. Я еще дважды молился на службах, возглавляемых владыкой митрополитом. Дарил ему цветы и поздравлял с Днем рождения. Но такого разговора больше, конечно, не было…
Владыка любил меня. Эти слова, думаю, могут произнести многие и многие люди, соприкасавшиеся по жизни с митрополитом Варнавой. Имя владыки - Варнава - в переводе означает «сын утешения». Вот уж поистине - по имени и житие. Он навсегда останется в моей благодарной памяти, в молитве, в моем сердце.
Около четверти века я не живу в Чебоксарах. Не раз думал, что мне может и не удастся попрощаться с владыкой, когда Господь призовет его. Возраст у старца был уже почтенный. А у меня всегда было много поездок, командировок. Но Господь не лишил меня этой милости. Я имел возможность молиться у гроба дорогого владыки, присутствовать на Литургии и отпевании почившего в Бозе архипастыря.
Уверен, что еще много будет сказано и написано о митрополите Варнаве. Владыка прожил долгую жизнь. 44 года он прослужил на одной кафедре. Пишу эти строки ночью 8-го июня. Завтра – девять дней.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего митрополита Варнавы и сотвори ему вечную память!
Дмитрий Александрович Авдеев, врач, публицист, член Союза писателей России
1. Один из самых ревностных архиереев Русской Церкви.