Украина стремится стать ближе к Европе и планирует переделать свои железные дороги под европейскую колею. Это мероприятие обойдется стране в сотни миллиардов евро, без экономической отдачи. Эксперт Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Безпалько рассказал об этом в беседе с ФБА «Экономика сегодня».
Депутат фракции «Слуга народа» Владимир Крейденко заявил, что Украина намерена частично поменять железные дороги на узколинейные в соответствии со стандартами Европы. Он также отметил, что для того, чтобы сразу переделать всю железную дорогу, у страны нет на это средств. Поэтому для начала изменения ожидают новые участки железной дороги по направлению в европейскую сторону.
Так, узкую колею планируется положить на участок путей, который будет построен из Львова до ближайшего города в Польше.
«Кое-кто говорит, что ширококолейка более устойчива, позволяет перевозить больше грузов. Но понемногу те участки, которые будут строиться, которые направлены в европейскую сторону, должны трансформироваться в европейский стандарт», – сказал Крейденко.
«Киев вновь транслирует евромечтания своих чиновников на реальную жизнь страны, что каждый раз заканчивается провалами и убытками, - отмечает Безпалько. – Всякий раз власти Украины стремятся угодить Западу – США и Европе, а потому демонстрируют, как намерены переделать свою страну под их "стандарты". В реальности перестроить всю железнодорожную систему под европейскую ширину колеи означает дополнительные траты в сотни миллионов евро.
Ведь предстоит не просто снять старые рельсовые пути, и проложить новые, что само по себе достаточно дорого. Это еще и полная переделка всех стрелок, переездов, обслуживающей автоматики. А также закупка локомотивов и вагонного парка, дрезин под новый стандарт. Несколько лет назад на Украине даже подсчитывали, в какую сумму это может обойтись – пришли по самым предварительным данным к минимуму в 300 млн евро. Этих денег у страны нет и не предвидится».
Ширина колеи в разных странах мира отличается. Это связано с тем, что в начале строительства железных дорог какого-то стандарта ширины колеи не было. Поэтому инженеры каждую новую дорогу проектировали, опираясь на свои представления. В местах со сложным рельефом и насыщенной городской инфраструктурой удобнее было использовать узкие колеи.
В Европе для облегчения торговли сделали универсальную ширину 4 фута 8,5 дюймов (1435 мм). В России другой стандарт – 1524 мм. Массовое строительство во времена СССР сделало его дороги вторыми в мире по протяженности. Чтобы пересечь границу грузы и пассажиров обычно направляют в вагоны с необходимой шириной колесных пар. В России в 19 веке был разработан свой формат, в Европе в это время не было единого стандарта, поэтому исторически так сложилось, что регионы пошли разными путями в этом вопросе.
«Украина, как и другие страны Советского Союза, обустраивалась стандартной для СССР колеей, и никогда это не мешало торговать с Европой или обмениваться пассажиропотоками, - подчеркивает Безпалько. - Если ехать по железной дороге в Польшу, то на границе с ЕС под вагонами просто меняются тележки – это не утомительная и довольно быстрая процедура. То есть ширина колесной пары при развитии технологий перестала быть проблемой.
Смысл для государства придерживаться сразу двух стандартов железных дорог может быть только политический – с точки зрения экономики это сплошные убытки. Ведь придется обеспечивать снабжение железной дороги сразу по двум стандартам – буквально всем от локомотивов до шпал. Это не просто накладно, а разорительно. С учетом того, в каком плачевном состоянии нынешняя железная дорога Украины, говорить о масштабных вложениях в новую не приходится».
В феврале 2019 года экс-президент Украины Петр Порошенко подписал закон, закрепляющий в конституции страны курс на ЕС и НАТО. Это показало стремление Украины идти в сторону Запада антироссийским курсом. Когда на Советский Союз наступили германские захватчики, то они столкнулись с тем, что им приходилось перебрасывать войска и вооружения по железным дорогам СССР. Поэтому армия была вынуждена менять ширину колеи своего состава. Скорость перешивки рельсов доходила до 20-50 км в сутки.
«На мой взгляд, своими проевропейскими жестами Украина надеется получить от Европы грант или кредит под строительство железных дорог европейской колеей – это единственная экономическая составляющая со здравым смыслом, что может быть во всем заявленном проекте. Во всем остальном это чистая политика, а также убытки без возможности возвращения вложенных денег.
Ведь при этом страна также снижает свои торговые возможности с Белоруссией и Россией – главными экономическими партнерами. Это перспективы, которые во многом Украина за последние шесть лет уже упустила, но теперь намерена еще и выстроить дополнительные трудности для экономического взаимодействия. Иначе, как глупостью, такую политику назвать сложно.
При этом Европа с восторгом поддержит инициативу Киева по смене колеи. Ведь у ЕС украинские чиновники купят локомотивы, вагонные тележки, новые стрелки и много чего еще. Страны Евросоюза на этом неплохо заработают. Украина же останется с новыми долгами вдобавок к прежним, дополнительными проблемами и никому не нужной узкой колеей», - говорит Богдан Безпалько.
2. Всех переплюнули в своей русофобии!
1. Бандердандия, она же Абсурдистан!