От редакции РНЛ. В настоящее время идёт обсуждение поправок в Конституцию России, процесс этот инициирован лично главой государства В.В. Путиным. Среди прочих важных объективно назревших изменений как-то за скобками остаётся тот факт, что до сих пор Основной закон России предполагает, что внутри страны кроме государственного русского языка могут быть ещё и другие, так и названные в действующем старом варианте Конституции «государственные» языки.
Этот факт позволял националистически настроенным властям ряда «национальных» регионов на протяжении десятилетий откровенно перегибать языковую палку, сокращая в школах преподавание русского языка, заменяя его региональными «государственными» языками, от изучения которых отказаться было невозможно даже в условиях полной их ненадобности, например, для русскоязычных детей, несмотря на русскоязычное большинство в некоторых из этих республик.
Эта проблема стала предметом специальных поручений президента, данных им ещё в 2017 г. генеральной прокуратуре (в п.3) и главам регионов (в п.4) в целях исправления ситуации. Данные поручения в целом исполнены. Но сейчас при обсуждении поправок к Конституции возобновились попытки протолкнуть положения, которые позволили бы навязывать в регионах местные языки в качестве «государственных», помимо желания граждан и в ущерб государственному русскому языку.
Этот вопрос поднимался на «Седьмых Калязинских чтениях» международной общественной организации «Русское собрание», где было принято решение направить обращение президенту России Владимиру Путину и в Рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию от имени участников конференции, проходившей 11 и 12 февраля 2020 г. в г. Калязине Тверской области. Редакции известно, что аналогичные предложения нашли поддержку общественных организаций и движений в республиках Татарстан, Башкортостан, Бурятии и в ряде других регионов. Публикуем текст обращения.
Президенту России В.В. Путину
В Рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию
Предложения о внесении дополнений и изменений в статью 68 Конституции Российской Федерации
Вопрос о статусе государственных языков и их функционировании в различных сферах жизни общества, особенно в сфере образования, их взаимоотношении с другими языками в многонациональном государстве, является одним из ключевых в языковой политике современной России.
В последнее время в России возникает необходимость в разработке ряда нормативно-законодательных актов, направленных на упорядочение и государственное регулирование весьма деликатной сферы языковых отношений. На этой почве в последние годы нередко возникали различного рода конфликты, последствия которых весьма пагубно сказывались на всех сторонах жизни российского общества. Нельзя сказать, что это проблема сугубо российская. Обострение национально-языковых отношений достаточно неожиданно явилось общей характеристикой жизни мирового сообщества рубежа веков. Процессы глобализации парадоксальным образом сочетаются в различных государствах с противоположными явлениями. Центростремительные силы, интеграционные тенденции в мировом сообществе соседствуют с центробежными, иногда выливающимися в сепаратистские и даже экстремистски изоляционистские формы.
В полиязычной России одной из основ государственности является русский язык. Русский язык в статусе государственного, в первую очередь, обеспечивает конкурентоспособность населения не зависимо от этнической принадлежности на всей территории России, а также, выполняя консолидирующую роль, является главным средством межнационального общения народов России, способствует их сближению, взаимному духовному обогащению, обеспечивает связь с международным сообществом, с мировой культурой. Поэтому государственная поддержка русского языка отвечает стратегическим интересам России.
К сожалению, эти бесспорные истины иногда игнорируются, а иногда приносятся в жертву сепаратистским настроениям в ряде субъектов Российской Федерации. Такое положение в России зародилось в годы перестройки в результате безумного призыва к субъектам РФ брать суверенитета столько, сколько угодно. Результатом стало положение Конституции Российской Федерации о том, что республикам Российской Федерации предоставлено «право устанавливать свои государственные языки», поэтому понятие русского языка как государственного языка Российской Федерации становится как бы размытым. Обозначение одним термином разных по существу языков не может не привести в языковой политике к путанице и недоразумениям, особенно в организации школьного образования.
Безусловно, русский язык в своем статусе родного языка должен развиваться и функционировать наряду и в тесном взаимодействии с другими родными языками народов России. К сожалению, Конституция Российской Федерации устанавливает, что государственные языки республик «употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации». Использование в данном случае термина «наряду», который имеет синонимы «на равных правах, одинаково, наравне, на равных условиях» позволило в республиканских законодательствах изменить статус русского языка, превратив его в государственный язык республики. В этих условиях возникает необходимость законодательно чётко и определённо обозначить роль русского языка как общегосударственного языка всей России.
На основании вышеизложенного предлагаем 68 статью Конституции Российской Федерации изложить в следующей редакции:
1. Общегосударственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои республиканские языки – языки народов, давших название республике. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются, не подменяя функции общегосударственного языка Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного, в том числе русского языка, создание условий для его изучения и развития.
От имени МОО «Русское собрание» и участников «Седьмых Калязинских чтений»,
Председатель МОО «Русское собрание», гл. редактор портала «Русская народная линия» А.Д. Степанов