Непростая ситуация во МХАТе им. М. Горького после отлучения от дел Татьяны Васильевны Дорониной, хотя и приглушена сегодня в СМИ, продолжает обсуждаться российской патриотической общественностью. Вот как оценил ее хорошо знающий театральную среду известный писатель Юрий Поляков:
«Для меня и для всех изменение статуса Татьяны Васильевны Дорониной, великой актрисы, создательницы и хранительницы МХАТ им. М. Горького, было как гром среди ясного неба. А приход в театр команды Эдуарда Боякова стал еще большей неожиданностью: ведь в общественном сознании он олицетворял до последнего времени как раз альтернативную ветвь отечественного театра. Достаточно вспомнить опыт его работы в "Практике"… Но Бояков стремительно, буквально на глазах стал православным патриотом… И никому в голову не приходило, что сыграв 25 января 2019 года в Татьянин день Вассу при переполненном зале, Доронина больше не переступит порог своего храма, порвет всякие отношения с "варягами"… На первом премьерном спектакле Боякова "Последний герой" из зала кричали: "Позор!" Впечатление удручающее. Прежде всего – от литературной беспомощности…».
Разумеется, видя происходящее, ведущие актеры театра не могли не восстать против «курса» Боякова. Приведу строки из их недавнего письма президенту Владимиру Путину:
«…в результате годового правления Э. Боякова и его команды почти уничтожен русский классический реалистический театр… 25 спектаклей уже уничтожено, а это постановки драматургии Горького, Островского, Достоевского, Симонова, которые заменены на низкопробную "новую драму"… Высокий уровень литературы, основополагающий для Художественного театра со дня основания, последовательно подменяется убожеством "новой драмы", что ведет к уничтожению театра – хранителя русского СЛОВА!
Бояков насаждает вопиющее отношение к коллективу театра. Уволены более 90 сотрудников из 315 членов коллектива. Новым руководством приведено в МХАТ им. М. Горького более 150 новых сотрудников, штат раздут до 400 человек… Следствием деспотичной и диктаторской политики Боякова явился раскол в труппе. Актеры, высказывавшие критические замечания в адрес нового руководства, потребовавшие реальных полномочий для президента театра Т.В. Дорониной, подвергаются репрессиям: их сняли с ролей, зачастую главных, лишили заработка, не допускают на собрания труппы…
В настоящее время идет осуществление нового проекта Боякова "открытые сцены". Это 14 площадок по всей территории театра: в буфете, фойе, в переходах проводятся лекции, занятия йогой, танцы, всевозможные кружки, например, инструктаж по сортировке мусора… Театр превращен в проходной двор. На эти "открытые сцены" обещано около 150 миллионов бюджетных денег. Посещаемость этих сцен, как правило, 2-3 человека.
Вопиющим явлением стало якобы восстановление спектакля "Синяя птица", поставленного К.С. Станиславским в 1908 году и с тех пор бережно охраняемого всеми поколениями мхатовских артистов. Бояков за режиссуру "восстановления" получил 600 000 рублей, при этом не постеснялся в афише рядом с именем Станиславского поставить – Бояков.
Главное направление пропагандистской работы нового руководства – ложь.
Постоянные заявления в прессе о сохранении традиций – ложь, о сохранности репертуара – ложь, заявление об уважении и сохранении коллектива - ложь. Вопиющая ложь об уважительном и доброжелательном отношении к президенту МХАТ им. М. Горького Т.В. Дорониной – также… Он не прекращал своей борьбы с русским классическим театром, ведущейся давно и продолженной теперь на территории МХАТ им. М. Горького…».
Артисты театра обратились в суд, записали также видеообращение к новому министру культуры Ольге Любимовой…
Понимаю их, сочувствую им. Сам в свое время после длительной травли был отлучен от должности руководителя областной газеты «Тверская жизнь» («Калининская правда»), которой отдал 12 лет, спасал ее от закрытия в 90-е. Тогда немало было писем читателей в мою защиту. И даже комитет Госдумы по СМИ, благодаря депутату Татьяне Астраханкиной, поддержал. Но – тщетно. Мы с моим первым заместителем, писателем Михаилом Петровым были уволены «по сокращению штатов». По иронии судьбы это произошло, когда «Тверская жизнь» стала победительницей фестиваля российской региональной прессы в двух номинациях. Прошло время, и либеральные приспособленцы вместе с кураторами-либералами довели старейшую, с достойными традициями газету до ликвидации. Сейчас вместо нее в Твери выходит мелкотравчатый глянцевый журнальчик под названием «Тверьлайф».
Думается, и Юрий Поляков в какой-то степени разделил судьбу Т.В. Дорониной, будучи отстраненным от должности главного редактора «Литературной газеты», которая с его уходом скатилась на откровенно либеральные позиции. Много нас, изгнанных высокими покровителями поборников дебилизирующей народ «новой культуры» и отправленных во внутреннюю эмиграцию в своей собственной стране.
Случайности в этом никакой. Наоборот, речь надо вести о системе, закономерности. России навязан глобалистский курс (тренд): в экономике, культуре, образовании, других сферах. Отказываться от него, российская власть (хотя Владимир Путин обнадеживающе заявил, что либерализм вошел в противоречие с интересами абсолютного большинства населения), похоже, не намерена. Подлое отлучение Татьяны Васильевны Дорониной от театра произошло, судя по всему, не без указки высокопоставленной «тусовки», имеющей отношение к культуре. Согласен с Юрием Поляковым: «На мой взгляд, Доронину сделали демонстративной жертвой, дав сообществу сигнал, что традиция, норма, русский реалистический театр, диалог с совестью зрителя теперь не актуальны, они окончательно вытеснены со сцены нафталиновым новаторством, зрелищным дилерством и аномалией, объявленной творческим методом». Так что, надо признать: МХАТу, как выразителю высоких художественных русских национальных традиций, глобалистами-русофобами вынесен уничтожительный приговор. И он методично приводится в исполнение. Более того, с большой долей вероятности можно сказать: «бояковщина», хочет того новый министр культуры или нет (не она определяет тренд), будет продолжена везде, где только можно.
Чувствуя уязвимость, «реформаторы», как и следовало ожидать, пускают «дымовые завесы». Бесовским образом ловчат, переделываются из либералов в традиционалистов-патриотов, правдолюбцев, бегают на телеканал «Спас». Но суть задачи, которые они выполняют, от этого не меняется. Уместно тут вспомнить статью М. Горького (имя его, а не Солженицына, Жириновского, Прилепина или кого-либо другого, пока еще носит театр) «С кем вы, "мастера культуры"?». Действительно, с кем? С поборниками высоких русских художественных традиций и смыслов, с народом или с теми, кто стремится «к делу украшения бытия буржуазии, к делу утешения богатых в пошлых горестях их жизни»? Впрочем, как отмечал М. Горький, «талант "красивой лжи", основной их талант, уже не может, не в силах прикрывать грязный цинизм буржуазной действительности».
Весьма странную позицию занимает во всей этой истории возглавляемый Александром Калягиным Союз театральных деятелей Российской Федерации, его происходящее во МХАТе им. М. Горького словно бы не волнует (не потому ли послушного Калягина, как и Захара Прилепина, заместителя Боякова по литературной части, включили в рабочую группу по поправкам в Конституцию РФ?). И «Бесогон» во главе с проницательным Никитой Михалковым, если не ошибаюсь, затронул эту тему лишь вскользь. Казалось бы, вот они, либеральные бесы, корежащие традиционную русскую культуру, налицо. Разоблачайте, изгоняйте их, Никита Сергеевич, со всей силой своего таланта! Но, увы, приходится осторожничать.
Конечно, не по душе мне на такой скептической ноте заканчивать свои размышления, но приходится. Хотя помечтать иногда не вредно. Вдруг наберется решительности Ольга Борисовна Любимова и, получив дозволение сверху, от самого президента Владимира Путина, с треском выгонит «апробаторов территорий» из русских театров и других учреждений культуры? По-моему, патриотическая общественность (не только театральная) и патриотические СМИ (хороший пример подает газета «Слово») в этом случае окажут ей активнейшую поддержку.
Валерий Яковлевич Кириллов, писатель, заслуженный работник культуры РФ, г. Андреаполь, Тверская область