«За Крест Честной и свободу златую!»

Общество Русско-Сербской Дружбы направило братскому народу обращение с искренними словами восхищения и поддержки

0
471
Время на чтение 9 минут

В январе 2020 года Общество Русско-Сербской Дружбы направило братскому сербскому народу, его мужественным пастырям и архипастырям во главе с мудрым старцем-митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием (Радовичем) Обращение с искренними словами восхищения и поддержки в их героической борьбе за Веру Христову и свои исторические святыни, сообщил «Русской народной линии» пресс-центр Общества Русско-Сербской дружбы.

«Общество сочло необходимым направить это письмо в связи с последними событиями в Черногории, - рассказали в пресс-центре, - где 27 декабря 2019 года был принят "Закон о свободе вероисповедания", который является попыткой придать законную силу церковному расколу – по образцу украинского – и грозит разорением святынь этого древнего сербского края. В Обращении подчеркивается, что "каждому непредвзятому наблюдателю нынешней черногорской драмы, знакомому с историей и готовому по достоинству оценить исторический путь сербского народа и его волю и любовь к свободе, очевидно, что вышеупомянутый закон служит исключительно стремлению узаконить и оправдать разорение и осквернение православных святынь – залог сербской стойкости и преданности Спасителю". Его реализация на практике чревата предельным обострением сложившейся ситуации. Показательно, что всё это является новым этапом богоборческой политики Иосифа Тито и его небезызвестного идеолога Моше Пияде.

В ответ на это беззаконие последовал призыв митрополита Амфилохия, а также епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия (Мичовича) подняться на защиту своих святынь и самого сербского имени. Поэтому нынешние события в Черногории отличаются удивительным единством сербов: крестные ходы численностью до 150 тысяч человек собираются регулярно в Черногории, и многотысячные – в других сербских государствах – и в самой Сербии, и в Республике Сербской. В народе растет с каждым днем сопротивление противоправным действиям нынешних марионеточных властей Черногории, не изживших до конца титовское наследие и управляемых из американского госдепартамента.

Единение сербского народа перед лицом диктата нового мирового порядка и опасностью утратить свои святыни обусловлено всей его историей, борьбой за веру, свободу и национальную самобытность. Как и прежде, нынешняя черногорская ситуация демонстрирует нам, что сербы, являясь своего рода западным форпостом славянства и Православия, первыми испытывают на себе физический и духовный натиск со стороны сил, враждебных их историческому пути и самосознанию, и первыми встают на защиту христианских ценностей и за право быть хозяевами на своей славянской земле. Поэтому сегодня отстоять христианские святыни Черногории – задача всего сербского народа. К слову сказать, выдающиеся современные сербские писатели, мыслители, ученые и деятели культуры однозначно высказались в поддержку своего народа в его борьбе за духовное и историческое наследие.

И это именно так, ведь многие из храмов и монастырей Черногории ведут свое начало со времен сербской средневековой династии Нéманичей (1166–1371). В Рибнице (область современной Подгорицы) в начале XII века родился основатель этой династии – могучий славянский витязь и государь Стефан Нéманя, отец святителя Саввы Сербского, а для храма святых апостолов Петра и Павла города Биело Поле было написано знаменитое Мирославлево Евангелие (XII век)!

Православная Церковь здесь традиционно пользовалась непререкаемым авторитетом, если учесть, что на протяжении длительного времени – с начала XVI до середины XIX века – Черногорией управляли митрополиты. Из них еще при жизни в славянском мире были особенно известны святитель Петр Цетинский (1784–1830) (его нетленные мощи почивают ныне в Цетинском монастыре) и его племянник – митрополит, правитель Черногории, величайший сербский и крупнейший южнославянский поэт Петр II Пéтрович Негош (1813–1851).

Нелишне вспомнить и то, что со времен знаменитой Косовской битвы (1389) – символа сербской духовной победы, благодаря судьбоносному выбору князя Лазаря в пользу Царства Небесного, знаменитый девиз Косовских витязей "За Крест Честной и свободу златую!" стал основанием и знаковым выражением исторического самосознания сербов. Борьба за веру и ее святыни со времен османского ига неразрывно соединилась в сербском народном сознании с освобождением родной земли от чужеземных захватчиков. В дальнейшем это послужило развитию историософских представлений о Черногории (свободной от османского ига) как о "вековом и неприступном редуте христианства" на гористых Балканах. Духовные лица здесь нередко принимали прямое участие в битвах с турками и даже, по примеру святителя Петра Цетинского, предводительствовали в сражениях. А сам Цетинский монастырь представлял собой нечто вроде военной крепости, защищенной каменными стенами с брустверами, которые были снабжены пушками, судя по описанию русского генерал-майора и военного писателя В.Б. Броневского (1784–1835) в его книге "Записки морского офицера".

Сознавая, что вера является оплотом и живой нитью исторического самосознания сербского народа, условием самосохранения его культуры и национальной традиции, члены Общества Русско-Сербской дружбы заявляют в своем Обращении, что в свете той обстановки, что сложилась сегодня в православном славянском мире, пример сербских братьев и сестер, решительно и бескомпромиссно отстаивающих свое христианское и национальное достоинство, заслуживает всяческой поддержки, социального признания и восхищения.

Сегодня, как и во времена наших первых ученых-славистов – И.И.Срезневского, П.И.Прейса, В.И.Григоровича, – а также философов-славянофилов, применительно к Черногории вновь уместно говорить о "сербской Спарте", уроженцы которой – храбрые черногорцы – всегда являлись неотъемлемой и наиболее героической частью сербского народа. Таковыми они в значительной мере остаются и поныне, вопреки всем трагическим потрясениям минувшего XX века и многочисленным лукавым и псевдонаучным медийным манипуляциям, обслуживающим миф о т.н. "черногорской нации" и "черногорском языке" – это горькое идеологическое зерно было посеяно Иосифом Тито, который еще в 1945 году инициировал искусственное разделение единой сербской нации на сербов и черногорцев.

Закрепление этого процесса происходило поэтапно, за счет реализации языковой политики и ее ключевых направлений, предусматривающих переименование учебного предмета "сербский язык" в "родной язык" ("наш jезик"), а спустя некоторое время в официальных документах он стал называться "черногорский язык". Политическая воля возобладала над языковой реальностью, игнорируя при этом сравнительно небольшие отличия между екавским и иекавским диалектами сербского языка (напомним, что, например, между отдельными диалектами немецкого языка существуют более существенные различия).

Факт этот давно известен и не оспаривается серьезным научно-лингвистическим сообществом, однако цели сегодняшней политики не всегда совпадают со здравым смыслом, а потому могут вызывать противоположный эффект, – в данном случае ее поспешные решения послужили поводом к характерным насмешливо-ироничным названиям нового языка, вроде "монтенегринский" или даже "милогорский" язык, – по имени предводителя местных черногорских сепаратистов Мило Джукановича.

Показательно, что наряду с поспешной реализацией этапов языковой политики происходит игнорирование географических изменений, произошедших в данном регионе, и даже искажение политико-картографических данных. Признанию искусственного "черногорского языка" и относительно быстрому занесению его в международный языковой реестр в 2017 году сопутствует значительное ограничение объема информации о географических изменениях региона.

Так, государство боснийских сербов – Республику Сербскую, где Православие является государственной религией, закрепленной на законодательном уровне, предпочитают упорно не замечать, хотя по своим размерам она больше Черногории. Республика Сербская, занимающая 49% от территории Боснии и Герцеговины, была образована в 1995 г. на основе Дейтонских соглашений и поэтому существует и de facto и de jure, однако на современных политических картах – как американских, так и российских демократических – никак не обозначена.

Все эти факты – часть процесса по "разрушению сербского этнического и культурного пространства", как определял основной смысл современной геополитики академик Веселин Джуретич. Из опыта нашей собственной истории XX века мы знаем о таком разрушении и его политических последствиях и горьких результатах не понаслышке, если учесть, что историческая Россия, – впрочем, как и главные сербские земли, – разорвана ныне на три государства.

Между тем, судя по ряду публикаций в СМИ, в Европе и на Западе немалое удивление вызвала непонятная для современного мира готовность сербов защищать, а если придется, и жизнь отдать за свои святыни. Наиболее известные из них являются достоянием всего православного мира: десница святого пророка и Крестителя Иоанна, частица Честного и Животворящего Креста Господня, Филермская икона Пресвятой Богородицы, написанная, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой.

Напомним, что в результате титовского правления в Черногории действующими оставались лишь единичные храмы и монастыри, – большинство же из них было разрушено или пребывало в запустении. Так, старинный величественный монастырь Стáневичи во всех путеводителях значился как "самая монументальная развалина в Югославии". При этом в них не указывалось, что монастырь одно время служил резиденцией черногорских митрополитов. По одной из версий, именно здесь Негош написал свою знаменитую религиозно-философскую поэму "Луч микрокосма" (1845).

Все изменилось в 1991 году, когда на трон славных митрополитов династии Пéтровичей был поставлен их достойный последователь и духовный преемник – нынешний митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, ученик преподобного Иустина (Поповича) и старца Паисия Святогорца. Сила и глубина его веры и любви к Богу и народу, мудрость, глубокая образованность и духовная одаренность воскресили веру в людях. Своим примером он вдохновил целое поколение будущих священников избрать духовный путь. Отовсюду сюда стали стекаться люди разных профессий, зачастую высокообразованные, жаждущие подвига и преисполненные желания послужить Богу. Многих из них владыка Амфилохий определил восстанавливать заброшенные святыни, находящиеся в труднодоступных и суровых местах.

Обращение Общества Русско-Сербской дружбы засвидетельствовало глубокое уважение и почитание митрополита Амфилохия в своем народе и во всем православном мире. Подобно многим светильникам сербского Православия, ведущим свою паству путем, намеченным святителем Саввой, митрополит Амфилохий – не только добрый пастырь и выдающийся архипастырь, но и ревностный патриот своего славянского Отечества и Черногории Пéтровичей. Его авторитет и роль в сохранении сербских святынь велика и особенно ценна в деле защиты православной веры и в противостоянии черногорскому сепаратизму, в том числе из-за которого "кровоточит сегодня сербская рана", как писал недавно почивший сербист И.М. Числов, по праву считавший митрополита Амфилохия настоящим столпом не только Сербского, но Вселенского Православия».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45