«Человечеству, соблазняющемуся новыми богами,
кичливо выдвигаемыми взамен смиренного
Христа Господня, не будет оправдания»
(Епископ Григорий)
«В последние трудные годы вы, быть может, чувствуете себя усталыми и одинокими. Жизнь тяжела, и вера как будто уходит, и редеют наши ряды. Пусть так, но пусть не смущается сердце ваше. Прежнее время и прежние годы в отношении веры - это было время "званых". Званные были все, буквально все, чтобы не было ни у кого оправдания перед Богом: "Господи, я не слыхал". Сейчас наступил другой период жизни Церкви: сейчас все называющиеся верующими, все позванные, как зерно на гумне. Взял Великий Жнец - Господь лопату и отвевает полноценное зерно от мякины, чтобы собрать пшеницу в житницу Свою...» - не к нам ли, христианам теплохладного и расслабленного XXI века обращается ныне святитель и священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, совершавший свое земное странствие в начале мятежного и сурового XX века!
Тогда под напором богоборчества рухнуло многовековое Самодержавное Российское царство и казалось, что «Русь уходящая» уходит навсегда. Это были времена, о которых епископ Григорий говорил, «что теперь вырабатывается совершенно новое мировоззрение, в котором не будет ни одного атома веры», времена, «когда идет моральное вырождение человечества». Времена, когда «человек, как одержимый рвет все связи жизни добра. Он разбивает законы чести, совести, долга, он рвет семейные связи, уничтожает общественные связи и, наконец, добравшись до Бога, рвет Его святые веления,.. веления Божиего закона». Не напоминает ли происходившее в нашем земном Отечестве столетие назад сегодняшние времена!? Это - в ограде государства Российского. А окрест - «вселенная подобна вулкану, когда кровопролитиям и войнам нет конца, когда мир - котел кипящий: война или приготовление к войне идет повсюду... земля содрогается от землетрясений и разъедается человеческой злобой и ненавистью». Не напоминает ли и это наши сегодняшние времена!? И как же поучительны, актуальны и важны для нас сегодня отрезвляющие, научающие и утешающие слова проповедей и духовных трудов священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского!
А тогда, во время своего служения в Петрограде в 1923-1928 годах, он был одним из самых известных и любимых в народе проповедников. Он с глубокой верой, убедительной силой и подлинным вдохновением отстаивал истины Православной веры от нападок безбожников и обновленцев. Его проповеди стенографировались прямо в храме, расшифровывались, переписывались верующими и передавались друг другу для чтения. Владыка умел, при всем тончайшем и глубоком анализе сложнейших тем апологетики, донести до слушателей суть предмета не в туманных метафизических измышлениях, но в словах, апеллирующих к обыденной человеческой жизни. А таинственные события Священного Писания представали не отдаленными, холодными, сухими воспоминаниями, но картиной живой и очень близкой жизни в нас и вокруг нас. Он умел глубоко и проникновенно бесхитростными словами и житейскими сравнениями показать Истину Божиего Промысла. В его проповедях и богословских трудах, евангельских размышлениях живое ощущение Бога, единения с Ним. Ярко и живо он умел передать евангельские картины и пояснить их глубокий, потаённый смысл.
Вот «Слово в 9-ю Неделю по Пятидесятнице»: «Возлюбленные братия! Сегодня - изумительный евангельский рассказ. Слушаешь, и поражаешься его глубине. Изумительно в Евангелии то, что в нём Откровение на все времена, жизнь человеческая и душа человеческая всех времен и народов, как на ладони, как в зеркале. Вникай в Евангелие, смотри на себя, учись и выправляйся!»
Владыка рассказывает, как «в одну из бархатных ночей знойного юга, когда в сонной дрёме отдыхала природа, изнемогшая в ласках жаркого солнца, Христос молился на одной из гор Палестины. Ученики Его оставались внизу на озере и плыли. И было мирно... Сын Бога был так близко, и могущественное покровительство Его ощущалось в тишине благоговейно застывшего воздуха...»
Епископ Григорий описывает внезапный шквал, бесшабашную пляску стихий, ужас земли, которая не могла сопротивляться, плакала и металась, и - ужас учеников, панику и отчаяние. Учитель бросил их? Они погибнут? Они не узнали даже Господа, идущего по бушующим волнам моря, в фосфорическом блеске молний, идущего, как всегда кротко и покойно, полного внутренней силы. Узнав, Петр просит у Господа позволения подойти к Нему. В нем зажглась пламенная и дерзновенная вера. Христос просто отвечает: «Иди».
Вот как показывает Владыка момент наивысшего напряжения духовных сил человека: «Петр пошел по воде - простой смертный человек пошел по бушующей стихии. Но уровень пламенной веры скоро снизился, безраздельность волевого захвата прошла. Проступило человеческое, просочилось немощное. Стихия бушевала, лицо обдавало брызгами. Под ногами была страшная глубина. Ветер по-прежнему рвал одежду, и молнии слепили глаза...
С человеческой точки зрения дерзновение Петра было безумием, неслыханным безумием. Ведь он сейчас пойдет ко дну... Стихия беспощадна. Кто он? Кусок тяжелого тела. Что он захотел? Под ним же открытая могила. Сумасшедший! И как только мимолетным зигзагом мелькнула эта мысль о себе, как только Петр свое положение на воде и прочность отдал под опеку человеческого, так сразу человеческое и материальное вступило в свои права - Петр пошел ко дну. Его спасает Господь. Он берет его за руку и поддерживает с мягким упреком: малодушный, маловерный. Зачем ты дал место сомнению? Ведь Моя сила уже была проявлена, а ты захотел на себя положиться. Вот твои стихии и похоронили тебя.
Эта евангельская история с Петром есть вечно живая и действительная история, бессмертно повторяющаяся в каждый момент жизни Церкви. История Петра - это и наша история, история отдельной души», - говорит Владыка... Вот что нужно - терпение, и в нем крепость души и безраздельная вера... Поэтому смотрите больше на себя, выравнивайте душу, заряжайте ее силою веры и направляйте эту силу навстречу силе Божией, и тогда встреча этих сил спасет вас. Помните, что близость Христа сама по себе не спасает». Святитель подчеркивает: нужна активность самого человека, бодрствование, а это дается только подвигом.
Мысль о том, что для того, чтобы спастись для жизни вечной, нужно отлепиться от земного, перестать считать земное, временное - главным, сопровождает все проповеди епископа Григория. Отречение от земного, от привязанности к земле, преодоление внутренней зависимости от земного, от подчиненности ему - это «общая обязательность» для живущих на земле, а не только монахов, указывает он. Это не означает, «что надо полностью отрешиться от земных забот. Пока мы в миру, заботы о мирском неминуемы, Но не надо из этих забот плести сети, затягивающие душу без остатка. Пусть заботы о необходимом останутся, но душа должна быть свободна в главном - в своей постоянной внутренней устремленности к Богу. Только тогда у нас будет сила и способность подняться... Вознесение души совершается вне земного мира» - говорит Владыка в «Слове на Вознесение Господне».
При этом он подчёркивает: «Апология веры - сама жизнь»; «Вера - это сила души, которой нужно жить»; «Плод веры - спасение»; «Когда сознанием безсилия и устранением самости ты освободишь путь Богу, тогда-то Господь и спасет тебя»; «Помни: Божия сила спасает. Для Бога же, для силы Божией “вся возможна”»; «Вот так поступает любая живая душа, жаждущая Бога. Она выбирается к Нему навстречу»; «Без подвига не бывает победы»; « Братия, торопитесь приготовить души! Господь идет по дороге!» И предостерегает: «Не смешивайте сфер духа и материи, не мерьте высочайшие духовные предметы мерой материальных вещей».
Владыка Григорий много работал над богословскими трудами, в том числе над комментариями к Евангелиям. Это его евангельские размышления - «Евангельские образы», центральное место среди которых занимает «Благовестие святого евангелиста Марка». Духовные чада Владыки в самые тяжелые для Церкви времена сохранили его письма и богословские труды - тонко, глубоко и доходчиво передающие суть Евангелия и основ Православной веры. Сохранились и письма Владыки к духовным чадам. Труды епископа Григория, восходящие к лучшим святоотеческим традициям, отличаются удивительно образным, выразительным, емким и глубоким словом. Недаром же Святейший Патриарх Тихон, направляя будущего священномученика на викарную Шлиссельбургскую кафедру, сопроводил это назначение словами: «Посылаю вам жемчужину».
Будущий Владыка (в миру Александр Алексеевич Лебедев) родился в городе Коломна Московской губернии 12/24 ноября 1878 год в семье священника. Три брата его тоже стали священнослужителями. Закончил Духовные училище и семинарию. Затем поступил в Казанскую Духовную Академию, по окончании которой занимался преподавательской деятельностью и углубленным изучением богословия. Много отдавал себя умной молитве.
В 1921 году Александр Лебедев принимает монашество в Смоленской Зосимовой пустыни с именем Григорий, затем подвизается в Свято-Даниловом монастыре, где получает сан архимандрита.
19 ноября/2 декабря 1923 года Святейший Патриарх Тихон совершил его хиротонию, одновременно назначив его наместником Александро-Невской Лавры, викарием Петроградской епархии. Архипастырское служение епископа Григория (Лебедева) продолжалась около пяти лет. Это было необычайно сложное время для Русской Православной Церкви - время жестоких открытых гонений, обновленчества и внутрицерковной смуты. По словам современников, его приезд «вдохнул жизнь в жизнь Лавры» и верующий народ стал стекаться в храмы. Тогда Лавра на многие годы стала неколебимым оплотом Православия, центром паломничества и духовной жизни России. Громадную роль сыграл авторитет Владыки Григория в борьбе с ересью обновленчества.
В сложной обстановке разногласий между Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Ленинградским митрополитом Иосифом (Петровых) владыка Григорий не принял ни ту, ни другую линию и, пользуясь древним правом ставропигии, которое имела Лавра, он никому не подчинялся и поминал лишь Патриаршего местоблюстителя Петра, находившегося в заключении. А в августе 1928 года добровольно ушел на покой. Временный Патриарший Синод вынес постановление о переводе епископа Григория (Лебедева) на Феодосийскую кафедру, но преосвященный Григорий от нового назначения отказался.
Некоторое время владыка жил в Подмосковье, в родной Коломне, а в 1934 году поселился в городе Кашине Тверской губернии. Отойдя от церковной деятельности, он полностью посвятил себя богомыслию и работе над богословскими трудами. По свидетельствам родных работал сторожем на птицеферме. Известно, что тайно совершал богослужения со своими ближними.
Трижды подвергавшийся арестам ещё в Ленинграде по заведомо ложным обвинениям, Владыка провел в общей сложности более года в застенках внутренней тюрьмы ЧК на Шпалерной. В апреле 1937 года был снова арестован богоборцами по обвинению в контрреволюционной деятельности. Следователи предложили ему «сознаться» в «создании фашистско-монархической организации и назвать имена ее членов», то есть духовных чад и сомолитвенников. На первом же допросе святитель Григорий твёрдо отверг все обвинения и отказался «сотрудничать со следствием». 13 сентября он был приговорен Тройкой Калининского УНКВД к расстрелу. Через четыре дня в час ночи в тверской тюрьме святитель Григорий (Лебедев) принял мученическую кончину...
При наречении во епископа владыка Григорий произнес смиренное слово, полное глубокой, горячей живой веры: «Что я буду говорить о себе? Что я готовился к предстоящему служению рождением, образованием, воспитанием и настроением? Да какая же ценность всего этого? Никакой... Готов ли? Достоин ли? Не готов. Не достоин. Но идет Суд Божий, отметая человеческое, дается Божие.
Вот моя вера. При ней я - ничтожная щепка, вздымаемая Промыслом на гребень волны. И задача одна: неизменно пребывать в русле Божественного Промысла, отдаваться Богу безраздельно, всем существом, без рассуждения».
Именно так и удалось владыке Григорию пройти свой жизненный путь! Удалось запастись одеждой Света, как он назвал православное делание в одной из своих проповедей. Удалось так прилепиться к стихии Неба, чтобы душа слилась с ней и стала участницей вечного блаженства! Об этом он свидетельствует и всей жизнью своею, и смертью. Удостоившись по своей сильной вере и обильным делам благочестия самого высшего - мученического венца, сегодня он в белых одеждах Света предстоит пред Господом в Вечном Царстве добра, любви и света и молит Господа о нас, грешных, о заблудшей России.
Владыка Григорий всегда учил - не унывать и не отчаиваться. В «Слове в 28-ю Неделю по Пятидесятнице», снова вспоминающем притчу «О званых» он говорит: «За отказом званых, к трапезе Бога собираются с улиц и переулков нищие, увечные, хромые и слепые. После них с дорог и распутий, от изгородей и заборов подбираются последние, уже как бы выброшенные из нормальной жизни остатки человечества.
Братия, это мы и есть! Мы и бездомные, мы и безкровные, с душами как пыльная улица, пустыми и вытоптанными, как площади, где гуляет ветер и нет ни травинки жизни...
И разве мы не нищие? Нищие из нищих. Совсем прожившие все богатство и оставшиеся в рубашках и лохмотьях. Увечные мы и хромые, безпомощно и жалко колыхающиеся туда и сюда, и совсем, совсем незрячие.., ничего не видящие, себя не видящие. Мы - как последнее отребье людей. И его собирает Бог!
О, безконечность Божия милосердия! Оно не бросает землю, даже когда кончается сбор с нее здоровых и цельных плодов. В века, когда идет моральное вырождение человечества, милосердие Бога всё же выбирает из рассеянной по земле гуще людской всё, имеющее хоть малейшие признаки жизни.
Упорствующие - устыдитесь! Нищие, обнаженные - откликнетесь! Увечные - поднимитесь! Хромые - выпрямитесь! Слепые - прозрейте! Последние остатки человечества - оглядитесь! Поймите свое падение и содрогнитесь, но не поддавайтесь малодушию. Не говорите: "все потеряно", - встрепенитесь под солнцем Божией любви!»
Надо только быть готовым для участия в браке - в торжестве, в трапезе Света - надо быть в брачной одежде, - предупреждает священномученик Григорий. «Запаслись ли вы одеждой Света?.. Что избрали вы? Всегда ли Свет? Всегда ли верность Небу и Богу?» - обращается он к нам.
И не о нас ли, сегодняшних, говорит он в этой жгуче покаянной и обличительной проповеди!? Ведь одежды Света были нам так обильно даны Господом и современными нам обстоятельствами, и историческими условиями - открыты храмы, идет Литургия, громко и открыто звучит проповедь Слова Божия, издается духовная литература... Почему же храмы порою полупусты? Почему современники XXI века ищут других богов и спешат поклониться маммоне, земным суррогатам жизни и своим страстям? Идем ли мы навстречу Господу или мы опять - духовно слепые, глухие, нищие? И не идет ли уже сегодня Суд Божий над остатками обезверившегося человечества?
Хотелось бы вспомнить слова из ещё одной, насущной для сегодняшнего дня проповеди Владыки Григория, сказанной им в 1927 году в Александро-Невской Лавре - «Слове о конце света»: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия, прошлое воскресенье, когда я вас не видел, вы вместе с Церковью молились Господу Богу как неумолимому Судии, потому что была Неделя Страшного Суда... "Се Жених грядет". Невольно, братия, появляется вопрос - когда?
Напрасно люди стараются гадать; все их попытки тщетны, и сколько бы человеческий разум ни придумывал - никто не узнает этой тайны. Сам Господь сказал: "О дне и часе том никто не весть, ни даже Ангелы, только Отец Небесный..."
Что же людям дано знать об этом? Самим Христом указаны признаки Второго пришествия на просьбу учеников сказать им, когда это будет. Эти слова записаны у трех евангелистов: у Матфея, Марка, Луки... Вот что говорит об этом Слово Божие: "Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах (то есть приготовлениях к войне). Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга" (Мф. 24: 4-10). Иссякнет любовь в людях - будет ненависть, злоба, предательство. "Тогда придёт конец" (Мф. 24: 14).
Просматривая этот перечень признаков, можно их разделить на две группы. Первая - это признаки физического порядка: глады - истощение запасов, сырья; моры - эпидемические болезни; и трусы - землетрясения по местам, войны или приготовление к войне. Это признаки физического порядка. Вторая группа - морального, нравственного порядка: обольщение масс народа новыми идолами, оскудение веры, иссякнет любовь; ненависть, злоба будет в людях, предательство!..
В обеих этих группах проходит одна мысль - конец будет тогда, когда мир, вся вселенная, придет к своему вырождению...
Сила человека реализуется в ту или иную сторону, и конец придет, когда мир созреет...
Мир подошел к своему вырождению?.. Я не знаю. Смотрите! Это ваше дело; решить - дело людей. Христос так и сказал: узнавайте по признакам!.. Решайте сами! У вас есть для этого "форточка", если можно так выразиться. Такой "форточкой" являются ваши глаза, уши, совесть. Смотрите, слушайте! И еще есть у вас "форточка" куда большего масштаба - это радио ваше. В невидимых волнах, которые улавливает радио, вы слышите почти всю вселенную. Чаще подходите и слушайте. Что вы слышите? Джаз-банд? Фокстрот? Неужели в этом отвратительном смраде вертится вся вселенная? Это ужас, братия!
Вы гадаете - когда? Это ошибка. Бросьте, не к гаданьям звал Христос... Если вы нервничаете, высчитываете года, отыскиваете имена - это ошибка!
Не к этому звал Христос. Он сказал Своим ученикам: "Бодрствуйте!"
Что можно прибавить к этим словам Христа? Конечно, ничего! Бодрствуйте! Бодрствуйте, братия, бодрствуйте. Аминь», - так заключает свою проповедь святитель Григорий.
Временем духовного бодрствования и героического стояния в вере стал для Русской Православной Церкви жестокий и суровый, богоборческий XX век. Это время - пламенной молитвы и терпения, скорби и горя, величия и мужества, потерь и побед. Время ревностного исповедничества и Креста, явившее силу веры новомучеников и славу могущества Божия.
Тысячи чад Русской Православной Церкви - иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян засвидетельствовали свою веру и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти! Добровольно и безстрашно проливая кровь свою за веру, исповедали они Христа Богом и Спасителем перед всей вселенной. На крови мучеников зиждется Церковь Русская, их жертвенным подвигом жива наша земля. Недаром же крестный подвиг России Православной принято называть Русской Голгофой.
В одном из своих слов будущий священномученик Григорий (Лебедев) произнес: «Ведь путь Креста Христова - это и наш путь. У каждого есть своя Голгофа... Перед нами путь страданий.
Крест - это стержень, на котором все держится, вся жизнь. Возьмите его - и все земное, суетное рассыплется... Если ты христианин, то не думай - бери и неси. И не бойся страданий на этом пути. Они будут. Они должны быть. Но будем помнить слова апостола Павла: "С Ним пострадаешь, с Ним и прославишься". Аминь».
День памяти священномученика Григория, епископа Шлиссельбургского 4/17 сентября; в соборе Коломенских исповедников и новомучеников - 3 мая; и в соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской - в ближайшее воскресенье после 25 января.
В «Слове в день Всех святых, в земле Российской просиявших» Владыка говорит: «Здесь на этом торжестве веры, цвет и соль Русской Земли: цвет земли потому, что это - лучшее порождение её, соль, потому, что это - цемент её. Слышите, цемент! Здесь только богатыри духа и герои. Герои гранитной веры, пламенной любви, беззаветной решимости до самоотвержения. Здесь богатыри духа, потому что их жизнь пронизана подвигом. Здесь души кристальной чистоты... Тянись к ним, вдохновляйся ими, насыщайся плодами их высокий подвигов, учись, молись, проси, и их руки, протянутые к тебе, примут тебя как своего дорогого собрата, и будешь ты в житнице Отца Небесного и с земного пира веры перенесешься на безконечный пир вечной жизни в Царстве Отца Небесного. Аминь».
Святый священномучениче Григорие, моли Бога о нас!
Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский поэт и публицист