Двадцать восьмого июля 1942 года вышел знаменитый приказ Народного комиссара обороны И.В. Сталина - за номером 227, вошедший в историю Великой Отечественной войны как «Ни шагу назад!». Он вводил в РККА по примеру германской армии формирование штрафных частей для укрепления дисциплины. Но поддерживали ее противники несколько разными методами.
Суровый документ появился в тяжелейшее для страны время — под ударами вермахта войска Южного и Сталинградского фронтов с тяжелыми боями отходили на восток, отступая до предгорий Кавказа и берегов Дона и Волги. Туда, куда еще никогда не ступала с запада нога иностранного захватчика.
Приказ готовил недавно назначенный начальник Генерального штаба генерал Александр Василевский, однако нарком обороны Иосиф Сталин внес в текст существенные правки. Верховный главнокомандующий постарался найти такие простые и проникновенные слова, которые бы показали бойцам и командирам РККА всю глубину постигшей страны катастрофы.
В приказе, в частности, констатировалось: «Население СССР проклинает Красную армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток… У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину».
Сталин призвал учиться стойкости у врагов, которые, по его словам, укрепили пошатнувшуюся в ходе зимнего наступления Красной армии 1941-1942 годов дисциплину созданием особых подразделений.
Он приказал сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов по 800 человек для средних и старших командиров и от пяти до десяти штрафных рот численностью до 200 человек в каждой для красноармейцев и младших командиров. Направлять туда следовало нарушителей дисциплины, а части использовать на самых трудных участках передовой линии.
Постоянный состав этих подразделений должен был включать проверенных и дисциплинированных офицеров и сержантов, тогда как в переменный входили штрафники, присланные искупать вину.
Подобные части не были для РККА чем-то новым. В 1919 году, в разгар Гражданской войны, по распоряжению тогдашнего председателя Реввоенсовета республики Льва Троцкого были созданы штрафные роты, причем не только в действующей армии, но и в запасных батальонах. Однако Сталин по понятным причинам не стал вспоминать опыт своего идеологического противника по партии, предпочтя сослаться на немецкую армию.
В вермахте первые штрафные подразделения появились еще весной 1941 года. А после стратегического поражения под Москвой, Ростовом-на-Дону и Тихвином зимой 1942 года было создано сразу 100 штрафных рот, которые равномерно распределили по всему обширному Восточному фронту.
В них направлялись недисциплинированные офицеры, унтер-офицеры и солдаты — каждый в свою особую часть. Иногда эти подразделения сводили для усиления в батальоны. Общая же численность немецких штрафников почти всегда была равна составу обычной пехотной дивизии — 16,5 тысячи человек, благо понесенные потери аккуратно, по-немецки, восполнялись.
Германское командование использовало штрафные роты на самых трудных участках войны. Весной 1942 года более тысячи человек было убито в боях против советской 2-й ударной армии в районе Мясного Бора.
В Сталинграде осенью 1942 года из-за отсутствия снарядов у артиллерии именно штрафники занимались уничтожением советских танков. Поскольку ручных гранатометов — Faustpatrone или Panzerfaust — в вермахте и СС еще не было, солдаты подбрасывали под гусеницы Т-34 или КВ противотанковые мины, а затем добивали экипаж с помощью ручных гранат…
Во время прорыва блокады Ленинграда в январе 1943-го в боях за Синявинские высоты немецкий штрафной батальон, защищавший эти оперативные рубежи, за два дня потерял более 700 человек.
Яростные контратаки против русских немецкие штрафники проводили и во время ожесточенных схваток на Малой земле, в районе Новороссийска, где нацисты неоднократно предпринимали ожесточенные контратаки с целью сбросить советских моряков и солдат в Черное море. И каждый раз, неся тяжелые потери, люди в серо-зеленой форме откатывались на исходные позиции.
Летом 1943 года разгорелось ожесточенное сражение на Курской дуге, в ходе которого на его северном фасе все штрафники Восточного фронта, сведенные в одно формирование в составе 9-й полевой армии генерала Вальтера Моделя, безрезультатно пытались прорвать позиции войск Центрального фронта генерала Константина Рокоссовского.
После того как саперы проделали проходы в минных полях, немецкие штрафные батальоны пошли вперед, но попали под убийственный огонь советской артиллерии, танков, пехоты и понесли большие потери. По словам одного из пленных, его рота потеряла за час боев 56 солдат убитыми, 15 было ранено, остальные бежали.
Не удалось штрафникам остановить и наступление Красной армии на Орел в июле — августе 1943-го. После этого германское командование отказалось от идеи использования подобных батальонов на одном участке фронта и вновь раскидало их по разным направлениям.
Во время обороны Днепра осенью 1943 года многие штрафники вермахта, прикованные кандалами к пулеметам в дотах, пытались сдержать форсирование реки советскими бойцами. Большинство из них отстреливалось до последнего патрона и погибло под ударами гранат и артиллерии.
В дальнейшем, по мере наступления РККА на запад, практика использования пулеметчиков-смертников при обороне важных объектов активно использовалась гитлеровцами. Вплоть до последних дней войны, когда Красная армия штурмовала немецкие города, объявленные германским командованием «крепостями».
Штрафники в СС использовались в качестве карательных частей против партизан и гражданского населения. Самые беспринципные человеческие отбросы в виде профессиональных уголовников и асоциальных элементов были собраны в печально известной бригаде «Дирлевангер», солдаты которой, в частности, жестоко подавили восстание в Польше летом — осенью 1944 года. За это командир бригады (в свое время осужденный за растление 13-летней девочки) после войны был убит польскими солдатами.
В Красной армии первое подразделение штрафников было создано в 42-й армии Ленинградского фронта в июле 1942 года. Вскоре штрафбаты и штрафроты появились и на других фронтах.
Направлялись туда или нарушители воинской дисциплины (например, проявившие трусость на поле боя), или приговоренные за совершение нетяжких преступлений. Воры в законе или репрессированные по политическим статьям, как правило, на фронт не отправлялись.
Всего же за годы войны через штрафные части прошло чуть более 400 тысяч бойцов и командиров. Что составляет примерно 1,24% от 34,5 миллиона прошедших за этот период через вооруженные силы страны. При этом женщины-военнослужащие, совершившие проступки, в подобные подразделения после октября 1943 года не посылались.
Как и у противника, в Красной армии штрафники использовались на самых опасных направлениях. В частности, без них редко обходилась разведка боем перед началом той или иной операции.
Разжалованным бойцам ставились задачи и по прорыву обороны противника — как с целью отвлечения на себя его сил, так и для овладения и удержания стратегических высот и плацдармов. Иногда штрафникам поручалось вести бои местного значения — для того, чтобы сковать силы немцев на данном направлении; бывало, что они прикрывали отход своих частей на заранее подготовленные позиции.
В целом их боевые задачи почти не отличались от тех, которые поручались обычным стрелковым подразделениям. За одним исключением: «шурики», как называли штрафников, использовались командованием почти всегда в наступательных боях, выступая в роли штурмовых отрядов или диверсантов. Из-за этого потери у них были выше, чем в пехоте.
Минобороны РФ недавно рассекретило документы об освобождении Польши от нацистов. Так, в ходе Висло-Одерской операции в январе 1945 года 123-я штрафная рота под командованием капитана Зии Буниятова преодолела тройную линию вражеской обороны и, пройдя по тылам противника, взяла и удержала заминированный мост длиной 80 метров через реку Пилица, который был необходим нашим войскам для прохода тяжелой техники.
За данный блестящий маневр пришлось заплатить громадными потерями — из 670 человек в живых остались лишь 47. Все уцелевшие бойцы были награждены орденами, а командир удостоен звания Героя Советского Союза.
Несмотря на схожесть штрафных частей в вермахте и РККА, между ними были весьма существенные различия. В Красной армии боец мог искупить свою вину смелостью и досрочно покинуть ряды особого подразделения. Зачастую разжалованные освобождались и после отлично проведенного боя.
Так, например, произошло с переменным составом 8-го штрафного батальона в феврале 1944 года, который сыграл важную роль в освобождении города Рогачев Гомельской области в Белоруссии.
По решению командующего 3-й армией генерала Александра Горбатова все штрафники, принимавшие участие в смелом рейде по тылам врага, были освобождены досрочно, независимо от того, были они ранены или нет. Кроме того, многим были вручены ордена Славы III степени, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
После того, как красноармеец или бывший командир покидал ряды дисциплинарной части, он направлялся в свое подразделение, восстанавливался в прежнем звании, ему возвращались награды.
Ничего подобного не существовало у нацистов, где штрафникам никогда не возвращали прежних чинов и наград и крайне редко направляли в обычные части как искупивших. Обычно особые батальоны вермахта, получившие 500-е номера, можно было покинуть или ногами вперед, или сдавшись в плен.
Тех же, кто был признан солдатом «второго сорта», ожидали 999-е батальоны, которые были, по сути дела, военными каторгами, куда ссылали бессрочно на оборонное строительство — как недостойных носить боевое оружие. Сюда же попадали и те, кто не исправился в боевых штрафных частях.
Самых безнадежных с точки зрения дисциплины направляли в штрафные концлагеря, где они лишались статуса пусть и плохих, но военнослужащих, становясь просто заключенными.
К сожалению, в последнее время появилось немало надуманных «либеральных» писаний и кинофильмов, грубо извращающих суровую правду о штрафниках в Красной Армии: в частности, фильм «Штрафбат» по сценарию Э. Володарского, как некий собирательный образ штрафных рот и батальонов; фальшивые сочинения небезызвестного В. Суворова (Резуна), получившие широкую известность в области псевдоисторического ревизионизма, и др., в которых откровенно ставится под сомнение как приказ № 227 Главнокомандующего И.В. Сталина, так и остро необходимая по тому трагическому времени мера по созданию штрафных подразделений в воинских частях.
Однако факты и реальные события минувшей войны убедительно опровергают досужие домыслы и вымыслы любителей половить рыбку в мутной воде.
…Память о Великой Отечественной войне исторически поучительна, бесценна и вечна. Ей посвящены тысячи прекрасных художественных книг, воспоминаний, кинофильмов, академических документально-исторических исследований, как в России, так и за рубежом.
Но вся Правда о войне, конечно, далеко не рассказана, ещё много документов под грифом «Секретно» находятся в архивах и ждут своих беспристрастных и объективных аналитиков. Нашим потомкам предстоит потратить немало творческих и научно-исследовательских усилий, чтобы суровый образ Великой Отечественной предстал незамутнённым и максимально правдивым.
Владимир Александрович Юдин, профессор, доктор филологических наук, г. Тверь
2. По теме
1. И "Цитадель" Н. Михалкова "туда же"!