Фрагмент беседы, посвящённой вопросу отношения к процессу формирования российской политической нации, вызвал определённый интерес у читателей «Русской народной линии». Сегодня мы предлагаем вниманию продолжение разговора.
В дискуссии приняли участие член Союза писателей России, председатель международной общественной организации «Русское Собрание», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов, публицист РНЛ Владимир Валентинович Янчевский и видный сербовед, помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров.
Павел Тихомиров: В своей последней статье доктор экономических наук, координатор Союза русских общин Европы по Латвии Александр Гапоненко осмысляет пути дальнейшего развития Русской мысли в области национального строительства.
Цитирую: «В Российской империи проблема выбора пути национального строительства возникла в середине XIX века. Дворянство выступало тогда за строительство внеэтнической российской нации, чтобы не обострять отношения с малыми этносами и сохранить свое господство в стране. Буржуазия — склонялась к строительству русской нации на базе великорусского народа, поскольку пыталась получить его поддержку в борьбе за власть».
Владимир Янческий: Да, конечно читал. Признаюсь, режет ухо эта лексика: «буржуазия», «социальная революция» и прочее.
И почему, по логике ув. А.Гапоненко, до 1917 года буржуазия хотела создавать русскую нацию (в противовес сословному обществу, которое хотели оставить дворяне), а после 1991 года буржуазия решила создавать гражданскую нацию россиян.
Т.е. скорее сословное общество?
П.Т.: Может быть, автор намекает на то, что Русская буржуазия XIX века представляла собой типичных представителей идеологии национального романтизма, т.е. людей, чуждых идеям политического универсализма сословного общества. И поэтому их ставка на формирование собственно Русской Нации по лекалам Европейских наций вполне понятна.
А после перестройки Россия стала, условно говоря,криптоколонией неких глобальных центров политической и экономической мощи, которые – из чисто утилитарных соображений – не желали «югославизации» б.РСФСР. При чём тут Ельцин и сословное общество?
В.Я.: Начну с того, что Российское общество всегда было сословным. Скорее всего, это связано с имперской государственностью. Ослабление сословного общества началось с реформ Александра Второго, привело к очень динамичному развитию Российской Империи, к формированию буржуазного общества и краху Империи. Затем «нация русских», которая не успела сформироваться, была полностью уничтожена.
Сталинский СССР это сословное общество.
При Л.И.Брежневе опять появляются некие намёки на гражданское общество, затем опять попытки формирования «русской нации», затем крах Союза – как Большой России.
В 90-е годы попытки создания буржуазного общества практически привели к распаду и РФ.
С момента появления В.В.Путина начался, по сути, возврат к сословному обществу. Это естественно для империи.
Анатолий Степанов: Думаю, что такая интерпретация нуждается в некоторой корректировке и уточнении. Классически сословным российское общество можно считать со времен Екатерины Великой, которая юридически закрепила права и обязанности сословий. Хотя начало сословной структуре общества было положено реформами Алексея Михайловича и Петра Алексеевича. Реформы Александра Второго (особенно отмена крепостного права, земская и военная реформы, по реформе Д.Милютина армию начали формировать по французскому образцу путем призыва). Но его сын Александр Третий попытался провести свои «контрреформы», в том числе в части восстановления сословности. К 1917 году сословность сохранялась, пожалуй, только в двух видах - офицерство и духовенство. Первое составляли в основном дворяне, часто родовитые дворяне, а второе - в основном дети духовенства.
Советское общество, когда наступила эпоха стабилизации (при Сталине, а особенно при Брежневе), всё-таки было структурировано скорее не по сословному, а по профессиональному принципу. Каждая профессия имела свои праздники, льготы и преференции (дома отдыха и санатории, особые условия выхода на пенсию у некоторых), а иногда и свою форму (военные, моряки, железнодорожники).
Сейчас общество практически никак не структурировано, и это является серьёзной проблемой для стабильности. У нас остались, пожалуй, два сословия, офицерство (плюс сотрудники спецслужб, МЧС), сохранившее некоторые привилегии, да духовенство, которое с государством никак не связано как сословие.
Либералы со времен перестройки многое сделали для разрушения социальной структуры общества, поскольку она мешала им захватить и удерживать власть (неструктурированным обществом легче манипулировать). Увы, сегодня власть пока даже не приступила к формулированию задачи новой социальной структуры общества, что делает её - власть - неустойчивой.
В.Я.: Рационально здесь создавать гражданскую нацию — россиян.
Что же касается использования понятия «Русский мир», и разговоров о русских – как «разделённой нации», то реально за этим ничего нет.
Под «Русским миром» понимается остатки мира советского и разделённый Советский народ.
Что такое «нация русских»?
Советские великороссы?
Славяне?
Кто?
П.Т.: Русскими можно считать как минимум тех, чьё мировоззрение сформировано в пространстве Русской Культуры. Евангельски ценности, изложенные при посредстве Русского языка. Плюс те ценности Советской цивилизации, которые не противоречат евангельским ценностям.
В.Я.: Ну хорошо. Вот, например, певец Виктор Цой — это русский? Писатель Ким? Чингиз Айтматов? Данелия? Раймонд Паулс? Это кто? Или надо записать в русские только Высоцкого и писателей деревенщиков?
П.Т.: Ну, Раймонд Паулс – точно не русский.
А.С.: Что значит быть русским? Конечно, надо знать русский язык. Хотя бы с акцентом (как Сталин) говорить по-русски (это путь к тому, чтобы начать думать по-русски). Надо приобщиться к русской литературе. Хорошо бы знать всю русскую культуру (и живопись, и музыку), но литература — главное, ибо она через Слово приобщает человека к русскому мировоззрению. Но главное — любить Россию. Уже доводилось писать: что комиссар Брестской крепости Ефим Моисеевич Фомин более русский, чем коренной русак Андрей Андреевич Власов. И это есть истинное понимание русского вопроса. Русский — это тот, кто живёт для России и умирает за Россию!
1. Ликвидировать причину,а не следствие.