В плане по урегулированию конфликта между Израилем и Палестиной, который представили США, не все идеально, но палестинцы могут внести свои предложения, заявил госсекретарь США Майк Помпео, сообщает РИА Новости.
«У них (палестинцев – РНЛ) есть выбор, который они должны сделать. Они могут делать то, что предусмотрено планом … Это не значит, что у нас там все в полном порядке. Это видение. Это предложение. Представьте встречное предложение. Представьте альтернативу. Представьте варианты. Скажите: "Эй, это то, что нам нравится. Нам нравятся 50 миллиардов долларов. Нам нравится возможность иметь государство. Но, ребята, мы бы хотели видеть А, Б и В"», - сказал Помпео в интервью Sky News Arabia, текст которого распространила пресс-служба госдепартамента.
Президент США Дональд Трамп объявил во вторник об итогах разработки «сделки века» - проекта соглашения между Израилем и Палестиной, который должен положить конец конфликту в регионе. План предусматривает создание государства Палестина и его демилитаризацию, при этом Израиль сохранит контроль над востоком реки Иордан, а Иерусалим останется его неделимой столицей. План не учитывает ключевые требования палестинцев, которые изначально отказались участвовать в его разработке.
Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас отверг новый план, заявив, что палестинцы настаивают на признании своего государства в границах 1967 года со столицей в Иерусалиме.
В среду Помпео заявил, что Израиль готов к переговорам с палестинцами на основе предложенной «сделки века».
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный израильский писатель Исраэль Шамир:
Вариантов может быть много. На сегодняшний день нет заметных политических деятелей, которые бы согласились что-то делать и обсуждать на основе предложений Трампа. У палестинцев тоже нет особого желания вступать в переговоры. Потому что были переговоры, были заключены соглашения, была полная договорённость, но все договоренности по сей день Израиль не выполняет, как только настает какой-то момент, когда они должны что-то дать. Когда надо взять — они выполняют, когда надо дать — не выполняют. В этих условиях очень трудно найти палестинцев, которые бы видели какой-то смысл в этой шараде.
Если бы Израилем были выполнены соглашения, которые были подписаны ещё при Картере, то давно бы всей этой проблемы не было, давно бы уже Палестина была независима, и всё было бы совсем по-другому. Но, как мы знаем, израильтяне не выполнили никаких условий. Зачем тогда снова вступать в переговоры?
Сейчас палестинцы находятся в том же положении, что и Иран. Трамп предлагает и Ирану вступить в переговоры, но иранцы рассуждают следующим образом. Они вступили в переговоры, они провели их и заключили соглашение, а США сейчас из него выходят. Поэтому стоит ли сейчас вести переговоры, т.к. США если захотят — заключают соглашение, если захотят — выходят из договора?
У палестинцев тоже есть ощущение, что с израильтянами особенно толковать не о чем. Тем более, есть в проектах Трампа несколько моментов, которые не могут устроить никого. Во-первых, Палестина должна быть полностью разоружена. Во-вторых, у неё не должно быть ни одной своей границы вообще. То есть все границы должны быть только под израильским контролем. Даже у Бантустана в Южной Африке было больше автономии! Уже начали подшучивать, что Трамп предложил Палестине смесь Бантустана с концлагерем — проволока есть, но только в одну сторону. Невозможно себе представить, что найдётся какой-то палестинец, который скажет, что на основе этих предложений можно то-то делать.
С другой стороны, положение палестинцев действительно очень сложное. Трудно что-то поделать против Соединенных Штатов Америки, которые при прежних администрациях хотя бы делали вид, что они объективны, что они находятся в стороне. Сейчас даже видимость этого пропала. Сейчас все реально существующие договорённости — это договоренность между Кушнером, еврейским зятем президента, и еще более оголтелым послом Соединенных Штатов Америки в Тель-Авиве. В этих условиях очень трудно представить, что может что-то получиться.
Самым огорчительным для палестинцев в этом раскладе является то, что они должны разоружиться, ликвидировать всё, что у них есть от своей автономии, а потом, через несколько лет, Израиль уже пойдет им навстречу. Это не значит, что сегодня палестинцы получили бы хоть какие-то возможности. Всего этого нет. Но говорить о том, что ничего не будет на основе этой, условно говоря, сделки, я бы тоже не стал.
Соединённые Штаты Америки очень сильны на сегодняшний день. Если мы прибавим к США ещё объединенную мощь мирового еврейства (а это тоже очень неслабый фактор), то становится понятно, что палестинцам нелегко. С такой силой ни Китай, ни Россия не хотели бы бороться. Все-таки палестинцы — это гораздо меньшая сила.
1. Деньги могут очень многое, но не всё