У Бога все живы - так учат нас святые отцы. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32) - говорит нам Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос. Как о живом хочу рассказать и об отце Всеволоде. Нелегко в краткой форме изложить воспоминания о нашей совместной деятельности и общении. Могу сказать, что они - воистину светлые. Вспомню лишь некоторые яркие моменты.
Когда я, как автор жития преподобного Серафима Вырицкого, пригласил батюшку помолиться у места земного упокоения великого подвижника, он с радостью откликнулся. При первой же его возможности мы отправились в Вырицу. Здесь протоиерей Всеволод в сослужении клириков храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы совершил молебен с акафистом преподобному. Служил он вдохновенно и многое знал по памяти. Затем до позднего вечера мы обсуждали в трапезной самые горячие события, происходящие в мире и в Церкви. Было это лет 15 назад, но до сих пор те священники, которые участвовали в разговоре вспоминают эту встречу с большой радостью и очень тепло отзываются о московском собеседнике.
Я всегда дарил отцу Всеволоду свои новые книги о святых и книги по проблемам глобализации и цифровой идентификации личности. И он любил дарить книги. Причём это касалось не только его книг, но и книг святоотеческого направления. Например, как только вышла в начале 2007 года книга о святителе Антонии Воронежском, отец Всеволод преподнёс мне её при первой возможности. Как будто знал, что я очень почитаю этого великого прозорливца - сомолитвенника преподобного Серафима Саровского.
Надо сказать, что наше знакомство состоялось, когда в 2001 году протоиерея Всеволода назначили заместителем председателя Отдела внешних церковных связей, в самый разгар диспутов по поводу цифровой идентификации личности. На моих глазах происходило многое. В частности, неоднократные встречи представителей православной общественности со служащими Московской Патриархии, во время которых трудно было сразу найти взаимопонимание. Порой возникали серьёзные разногласия из-за ошибочных формулировок в принятых ранее церковных документах, но со временем удалось убедить отца Всеволода в нашей правоте. Пожалуй, из всех наших «оппонентов» только он один услышал наши доводы, которые базировались на неопровержимых документах и исследованиях в области информационных технологий.
Неслучайно в своей книге «Вера и жизнь» батюшка пишет:
«Из "озабоченности мракобесов", как называла тему электронного контроля рационалистичная церковная молодежь девяностых, эта тема стала превращаться в предмет официальной церковной позиции. Немало этому поспособствовали тысячи писем, приходившие от православных граждан, и мой очень нелегкий диалог с лидерами православного антиглобалистского движения - прежде всего, известным диссидентом Владимиром Осиповым, писателем Валерием Филимоновым, адвокатом Ольгой Яковлевой».
Быстрый ум, неординарное мышление и умение честно признать свою неправоту или незнание - эти качества отца Всеволода всегда помогали нам найти общий язык. Он быстро понял, каким образом с помощью высоких технологий можно построить тоталитарный режим, что основой его построения является поголовное цифровое кодирование людей. Главное, к отцу Всеволоду пришло понимание того, что люди выступают против этого не из какого-то «страха перед номерами», а хотят сохранить свою богоданную свободу, без которой нельзя говорить о спасении души!
В ту пору, когда единицы священнослужителей смогли увидеть угрозы, которые несёт Православию и России построение глобального цифрового общества, отец Всеволод уже встал на защиту правды Божией. Полагаю, не без его непосредственного участия мы услышали 2 марта 2006 года на конференции «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике» слова митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси): «Какими идентификаторами нам ни предложили бы пользоваться, все они должны быть отделяемы от человека. Они не должны претендовать на то, чтобы стать интегральной частью его природы - такова принципиальная позиция нашей Церкви... Мы настаиваем на том, чтобы в России не внедрялись никакие идентификаторы, которые были бы неотъемлемы от человеческой природы, которые были бы "встроены" в него, навсегда привнесены извне в его естество.
Кроме того, формирующаяся система учета, по нашему мнению, должна предусмотреть альтернативу использованию вообще любых электронных идентификаторов для тех лиц, которые считают, что подобного рода подконтрольность унижает их человеческое достоинство. Мы считаем, пусть в отношении этих лиц будет иметь место какой-то иной, традиционный учет и контроль, но человек имеет право сказать “нет!” электронной идентификации своей личности».
А в 2007 году уже Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил в ПАСЕ: «Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком - не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом». Об этом также рассказывает отец Всеволод в своих воспоминаниях, а моя очередная книга тогда получила название «Человек должен оставаться человеком».
Мне довелось не раз выступать с батюшкой на радио «Радонеж», на телеканале «Спас» и в ночном эфире «Русской службы новостей» в его авторской программе «Час доверия». Об этом эфире следует сказать особо, ибо он был рассчитан на самую широкую аудиторию. «Формат программы для нашего радио необычный - это неспешный разговор, сопровождаемый серьезной, задумчивой музыкой. Приглашаем к нему всех - и православных христиан, и людей других вер или убеждений, и тех, кто, может быть, потерял веру... Надеюсь, что для каждого найдется доброе слово поддержки или утешения, найдется духовно полезный совет», - говорил тогда отец Всеволод. Меня он представлял, как писателя и поэта. В передаче звучали рассказы о жизни святых, песни на мои стихи, а уже затем мы поднимали самые острые проблемы, касающиеся внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь граждан и получали много полезных отзывов от слушателей. Их, несмотря на ночное время, оказалось совсем немало. Вопросы были самые разные, но всегда животрепещущие, и на каждый из них батюшка находил нужный ответ. Несмотря на молодость лет, он порой проявлял свойственное маститым священникам духовное рассуждение и никогда не мыслил шаблонно.
18 июня 2008 года в Свято-Даниловом монастыре города Москвы состоялись Предсоборные слушания по подготовке документа «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и некоторых положений Итоговых документов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года. По представлению протоиерея Всеволода председательствовавший на слушаниях митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) заранее пригласил меня как одного из лидеров Движения «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов» выступить с пленарным докладом по проблемам глобализации и цифровой идентификации личности.
Владыка Кирилл очень внимательно слушал мой доклад, делая по ходу изложения записи в своей рабочей тетради. Сразу после моего выступления он обратился к сидевшим рядом богословам - профессору А.И. Осипову, профессору-протоиерею Владиславу Свешникову, профессору-протоиерею Владиславу Цыпину, профессору А.Л. Дворкину и другим известным церковным деятелям: «Уважаемые богословы! У Вас есть вопросы к докладчику?..» Вопросов не последовало.
После этого со словами в мою поддержку выступили профессор Александр Гельевич Дугин и главный редактор журнала «Православная беседа», председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев. В итоге владыка Кирилл сказал своим помощникам: «Положения из этого доклада надо включать в Итоговые документы Собора!»
Так проблемы, связанные с автоматической идентификацией личности, построением глобального цифрового социума - введением всемирной системы тотального контроля и жесткого управления обществом с помощью идентификационных электронных карт, а также вживлением в тело человека идентификационных микро- и нано- электронных устройств нашли свое отражение в Итоговых документах Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, прошедшего в Москве 24-29 июня 2008 года. Безусловно, в этом великая заслуга протоиерея Всеволода. Без его ходатайства на такое представительное собрание, да ещё с ключевым докладом, попасть бы не удалось.
С 2010 года мы с председателем Союза православных юристов Ольгой Алексеевной Яковлевой в качестве экспертов помогали отцу Всеволоду готовить документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учёта и обработки персональных данных», принятый затем Архиерейским Собором 4 февраля 2013 года.
К сожалению, в подготовленный нами первоначальный вариант перед самым Собором сотрудниками Московской Патриархии были внесены некоторые неприемлемые коррективы. Бог им Судия. Тем не менее, это был ещё один шаг вперед по сравнению с предыдущими документами Церкви по проблемам электронной идентификации личности. В этом документе впервые было заявлено о грубом нарушении конституционных прав граждан и их дискриминации со стороны властных и коммерческих структур.
«Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности», - говорится в документе. Поэтому далее сказано о необходимости сохранения традиционной системы учета и традиционных документов с сохранением всех прав для этих граждан и недопустимости их принуждения «к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации».
Стараниями отца Всеволода в Общественной палате РФ был организован ряд слушаний по проблемам внедрения электронных «документов». В частности, настоящее сражение с чиновниками самого высокого ранга нам пришлось выдержать в феврале 2013 года. Об этом подробно в материале «Это антиконституционный и антинародный законопроект, или О чем умолчали СМИ».
Позже протоиерей Всеволод написал в своей книге: «Каждый раунд борьбы за альтернативу электронным документам давался очень нелегко. Приходилось спорить с высокими чинами аппарата правительства и экономических ведомств, депутатами Госдумы. Постоянно звучали обвинения в "ретроградности" и иррационализме, причем подчас их поддерживали не только светские, но и церковные публицисты - сторонники "Православия с человеческим лицом". "Сколько людей не примут электронную карту"? - спрашивали меня в разных кабинетах. Отвечал, что десятки тысяч. "Это же старики, - часто звучало в ответ. - Зачем ради них тратиться на альтернативные бумажные паспорта"? В общем, наилучшим “решением проблемы”, по мнению некоторых чиновников, стало бы естественное вымирание "отсталых" стариков. Однако от электронных документов отказываются и многие молодые люди - учащиеся, военнослужащие. Об этом некоторые наши "партнеры" по переговорам не хотели даже слышать. Интересно, что технически параллельное хождение электронных и бумажных документов не раз признавалось вполне возможным и не таким уже дорогостоящим - об этом мне говорил, например, гендиректор "Гознака" Аркадий Трачук. Однако кому-то очень хотелось сделать систему электронных документов всеохватывающей - без малейших изъятий.
Прекрасную позицию, впрочем, заняла начальница всемогущего Государственно-правового управления Президента России Лариса Брычёва, написавшая в 2014 году в ответ на обращение Патриарха Кирилла к главе государства: "Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы. <…> Граждане Российской Федерации должны иметь право выбора получать документы, удостоверяющие личность, в виде пластиковых электронных карточек или на бумажных носителях, с использованием электронных носителей информации или без таковых". На этот ответ мы потом очень успешно ссылались в переговорах с чиновниками.
Тема отказа от электронных документов возникает вновь и вновь: власти и близкие к ним коммерсанты периодически начинают развивать проекты стопроцентного охвата населения новыми средствами идентификации, а люди, узнав об этом, начинают протестовать. И возникает вопрос: если проект не допускает неучастия даже 50-100 тысяч человек, не говорит ли это в принципе о его тоталитарности?»
Протоиерей Всеволод организовал целый ряд встреч с представителями исполнительной и законодательной власти с целью сохранения традиционных бумажных документов для граждан, отказывающихся от использования электронных средств идентификации, несущих немалые опасности для их пользователей и для государства в целом. Об этом мы говорили в передаче на радио «Радонеж» 27 июня 2014 года.
В словах отца Всеволода, прежде всего, великая любовь, тревога и забота о людях, которые по своим убеждениям не желают соучаствовать в построении тоталитарного режима. По сей день не потеряла своей актуальности и наша пресс-конференция в агентстве «Интерфакс», состоявшаяся 6 октября 2014 года. Более того, в связи с новой волной навязывания электронных «паспортов» с 2020 года она стала ещё актуальнее.
В течение 2015 года протоиерей Всеволод ещё несколько раз встречался представителями правительства и, казалось, волнующая множество православных проблема близится к разрешению, но его неожиданная отставка помешала исполнению этих чаяний.
С тех пор мы только переписывались и обменивались суждениями по актуальным вопросам церковно-общественной жизни. Последний нам довелось увидеться на Съезде Союза Православных Братств 25 ноября 2019 года, в работе которого мы участвовали.
В заключение могу сказать, что протоиерей Всеволод был единственным сотрудником Московской Патриархии, который на деле защищал права верующих в условиях построения «нового цифрового порядка», превращающего человека в товар. Несмотря на серьёзные заболевания - астму и диабет, он был человеком очень энергичным и деятельным и всегда боролся против всякой несправедливости. При этом был человеком сердечным и искренним. Отец Всеволод, по собственному признанию, постоянно испытывал боль за людей.
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15: 22), - пишет святой апостол Павел. В соединении с Господом мы получаем возможность наследовать вечную, нетленную жизнь. В день своей кончины батюшка отслужил Божественную литургию, причастился Святых Христовых Таин и после этого отошёл к блаженной вечности.
Господь да упокоит душу новопреставленного раба Божия протоиерея Всеволода в селениях праведных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная!
Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф и публицист, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств, специалист в области кибернетики и систем управления