Сейчас в стране больше половины людей крещены, но не ведут православную жизнь, не следят за обычаями своего народа, не знают их, редко бывают в церкви. Но душа порой тянется к корням, разум – к Истине. Благо, есть к тому все условия, а ещё – особые дни.
Вот и в канун Рождества или Крещения, заслышав редкое красивое слово «Сочельник», многие из этого большинства хотят достойно приобщиться к традиции. Если посмотреть по телевизору про Рождественский сочельник, то уже почти на всех каналах снова «отмечают» и масса разнородной противоречивой информации. В «туристической русской деревне» готовят в печи кашу прямо в тыкве со срезанной верхушкой, под заливку молоком и щедро сдабривая сливочным маслом, приговаривая: «Настоящее, деревенское! Специально к Сочельнику!» Но где-то проходит информация, что это ещё день строгого поста. Заглянув в Интернет, и там чаще всего совсем уже запутавшись, некоторые звонят «знающим». С естественными для себя вопросами:
Можно ли уже отмечать и как?
Что делать в таинственную Ночь перед Рождеством или Крещением? Какие приметы, гадания?
Что можно есть, вроде пост ещё? Где взять это самое сочиво?
И, так далее…
Ответим максимально кратко, с одним полезным рецептом.
Да, ещё пост, причём в Сочельник – хоть под Рождество, хоть под Крещение – самый строгий. Так, что «до первой звезды» не едят вовсе, а с наступлением сумерек, впрочем, сейчас ранних, едят сочиво – почему и день так называют.
В строгом смысле сочиво – это кутья, приготовленная холодным способом, то есть зёрна пшеницы, других злаков вымачивают, под конец ещё и с добавлением мёда, сдабривают изюмом и другими сладкими плодами – как вялеными, так и свежими. Иногда с некоторым отходом от первоисточника для ускорения приготовления зёрна заливают кипятком, но всё равно надо будет слегка повозиться, даже если вооружиться надёжным рецептом. Можно и освятить готовое блюдо после утреннего богослужения – Царских часов, литургии. После утренней литургии Крещенского сочельника – уже освящена вода. Если повезёт взять новую крещенскую воду, ведь за ней столпотворение, то ею и начинают дома скромную трапезу.
Но на «подвиги», прямо скажем, не всякий современный человек может быть готов. Тем более, главный смысл поста – всё-таки не «подвиги» в сфере еды и уж тем более какого-то её сверхспециального приготовления.
...Бывая в домах «рядовых граждан», приходилось мне не раз видеть подзачерствевшие просфоры – то на иконостасе, а то в холодильнике.
Просфора, как известно – специальная маленькая булочка, выпеченная из пшеничного дрожжевого постного теста. Используется для приготовления причастия, когда хлеб и разбавленное водой вино превращаются в Тело и Плоть Христовы – в оставление грехов нас, земных людей, приобщающихся на причастии этих светлых и страшных Христовых Таин.
Так что церковная просфора – святыня, во время литургии из неё священником изымаются частички, каждая из них – с молитвенным поминовением имён православных христиан, поданных в записках: об их здравии – кого поминают живым, или о упокоении – за кого подавали как за усопшего. Частички эти, погруженные в чашу для последующего причащения и становятся потом чудесно Плотью Христовой. Сами же просфоры после литургии, на которой совершалось причастие, раздаются прихожанам для домашнего употребления с поминовением.
И, вот, оказался некий редкий гость в церкви на богослужении, подошёл «как все» после за просфорой, принёс её с гордостью домой, положил на почётное место среди икон, или на хранение в холодильник. А потом, хоть и получил в церкви подробные инструкции употреблять ежедневно утром с молитвой, отламывая кусочек (никак не откусывая!), как-то сразу с непривычки – забыл первый день. Второй день – замотался, третий – не собрался, так она бедняга и засохла совсем. Ладно, ещё, если не выкинул, грех не взял на душу. Но что потом с такими просфорами делать?
А, вот, что. Берёшь такую просфорку в сочельник, кладёшь в тарелку с щепоткой изюма и ложкой мёда, и заливаешь водичкой, хорошо – святой, лучше Крещенской, если такая тоже есть дома. Через какое-то время получается хоть и не совсем сочиво, а своего рода тюря, но еда, вполне допускаемая в сочельник. Только верхнюю часть – крышечку просфоры отделяешь в первую очередь по мере размокания – так быстрее всё раздробить и за десять минут будет готово. Святыня – пошла во благо перед великим праздником. С положенной молитвой «Отче наш…» с поминовением всех живых и всех усопших, смело потребляем!
Да и у постоянных прихожан, кто знает просфоры, может оказаться подсохшая, и в храме не всегда получается обеспечить кратчайший путь «из печки» до верующих, например, после наплывов народа в праздники, разные ситуации бывают.
Как-то на одном рынке в Казани разговорился я с благочестивой православной женщиной. Её иногда приходилось здесь видеть. Собирает пожертвования на храм, принимает записки на «сорокоуст» для передачи в монастырь. После недлинного разговора, поняв что-то для себя, спрашивает:
– Возьмёте просфорки помянуть? Только они слегка подсохли, – извиняясь, спрашивает она, впрочем, уже щедро отсыпает мне с десяток в чистый пакетик. Я и так, не сомневаясь, тянусь за внезапным «домашним заданием», но она, уже не давая даже надежды на отказ, вдогонку:
– Батюшка благословил!
Было это уже поздней осенью, наступал Рождественский пост, думаю, постом помянем и слегка подсохшими просфорами, тем более, улыбаюсь, батюшка благословил. Но характеристика «слегка» оказалась явно завышена, так что эти каменные просфорки ни по какому благословению так просто не одолеть. Вот и сподобил меня этот случай «изобрести» сей простейший рецепт для подобающего дня в канун Рождества.
Вечером – в храм на Рождественскую или Крещенскую службу.
А в канун Крещения – опять Сочельник, крещенский! Остались просфоры – значит, готовы и к нему.
А что же всё-таки главное в постные дни, и в день самого строгого поста в канун Рождества, Крещения?
Как учит нас Церковь, главное – стать ближе к Богу, самому лично изменившись к лучшему. Как? Решайте сами. Спросите совета у священника, даже у себя самого – посетите для этого Храм Божий, здесь получить ответ вернее. А можете заодно и еду освятить – как постную, так и следующего дня, праздничную.
Гадать в чулане или в бане в ночь накануне праздников – сущее безумие, как и объядение и пианство, да и после окончания поста голову терять не следует, ведь после Рождества – Святые Дни – Святки!
И вроде только вот пропели «Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте!...» А тут уже – Крещение. По Евангелиям – Сам Бог является во всех Трёх Лицах. Сын стоит в водах Иордана, Дух Святой нисходит на него в виде голубя, а голос Отца с небес свидетельствует о Нем как о Сыне Божием. Об этом и в праздничном тропаре поётся во время Великого освящения воды, после которого на водоёмах самые смелые православные дерзают погрузиться с головой в освящённую иордань «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!»
Вот, и решайте, православные, какие праздники в январе самые главные, и как их достойно встретить.
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания», доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры
Фото автора