itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Январские Сочельники

О необходимости приобщения народа к православной традиции

0
873
Время на чтение 5 минут

Сейчас в стране больше половины людей крещены, но не ведут православную жизнь, не следят за обычаями своего народа, не знают их, редко бывают в церкви. Но душа порой тянется к корням, разум – к Истине. Благо, есть к тому все условия, а ещё – особые дни.

Вот и в канун Рождества или Крещения, заслышав редкое красивое слово «Сочельник», многие из этого большинства хотят достойно приобщиться к традиции. Если посмотреть по телевизору про Рождественский сочельник, то уже почти на всех каналах снова «отмечают» и масса разнородной противоречивой информации. В «туристической русской деревне» готовят в печи кашу прямо в тыкве со срезанной верхушкой, под заливку молоком и щедро сдабривая сливочным маслом, приговаривая: «Настоящее, деревенское! Специально к Сочельнику!» Но где-то проходит информация, что это ещё день строгого поста. Заглянув в Интернет, и там чаще всего совсем уже запутавшись, некоторые звонят «знающим». С естественными для себя вопросами:

Можно ли уже отмечать и как?

Что делать в таинственную Ночь перед Рождеством или Крещением? Какие приметы, гадания?

Что можно есть, вроде пост ещё? Где взять это самое сочиво?

И, так далее…

Ответим максимально кратко, с одним полезным рецептом.

Да, ещё пост, причём в Сочельник – хоть под Рождество, хоть под Крещение – самый строгий. Так, что «до первой звезды» не едят вовсе, а с наступлением сумерек, впрочем, сейчас ранних, едят сочиво – почему и день так называют.

В строгом смысле сочиво – это кутья, приготовленная холодным способом, то есть зёрна пшеницы, других злаков вымачивают, под конец ещё и с добавлением мёда, сдабривают изюмом и другими сладкими плодами – как вялеными, так и свежими. Иногда с некоторым отходом от первоисточника для ускорения приготовления зёрна заливают кипятком, но всё равно надо будет слегка повозиться, даже если вооружиться надёжным рецептом. Можно и освятить готовое блюдо после утреннего богослужения – Царских часов, литургии. После утренней литургии Крещенского сочельника – уже освящена вода. Если повезёт взять новую крещенскую воду, ведь за ней столпотворение, то ею и начинают дома скромную трапезу.

Но на «подвиги», прямо скажем, не всякий современный человек может быть готов. Тем более, главный смысл поста – всё-таки не «подвиги» в сфере еды и уж тем более какого-то её сверхспециального приготовления.

...Бывая в домах «рядовых граждан», приходилось мне не раз видеть подзачерствевшие просфоры – то на иконостасе, а то в холодильнике.

Просфора, как известно – специальная маленькая булочка, выпеченная из пшеничного дрожжевого постного теста. Используется для приготовления причастия, когда хлеб и разбавленное водой вино превращаются в Тело и Плоть Христовы – в оставление грехов нас, земных людей, приобщающихся на причастии этих светлых и страшных Христовых Таин.

Так что церковная просфора – святыня, во время литургии из неё священником изымаются частички, каждая из них – с молитвенным поминовением имён православных христиан, поданных в записках: об их здравии – кого поминают живым, или о упокоении – за кого подавали как за усопшего. Частички эти, погруженные в чашу для последующего причащения и становятся потом чудесно Плотью Христовой. Сами же просфоры после литургии, на которой совершалось причастие, раздаются прихожанам для домашнего употребления с поминовением.

И, вот, оказался некий редкий гость в церкви на богослужении, подошёл «как все» после за просфорой, принёс её с гордостью домой, положил на почётное место среди икон, или на хранение в холодильник. А потом, хоть и получил в церкви подробные инструкции употреблять ежедневно утром с молитвой, отламывая кусочек (никак не откусывая!), как-то сразу с непривычки – забыл первый день. Второй день – замотался, третий – не собрался, так она бедняга и засохла совсем. Ладно, ещё, если не выкинул, грех не взял на душу. Но что потом с такими просфорами делать?

А, вот, что. Берёшь такую просфорку в сочельник, кладёшь в тарелку с щепоткой изюма и ложкой мёда, и заливаешь водичкой, хорошо – святой, лучше Крещенской, если такая тоже есть дома. Через какое-то время получается хоть и не совсем сочиво, а своего рода тюря, но еда, вполне допускаемая в сочельник. Только верхнюю часть – крышечку просфоры отделяешь в первую очередь по мере размокания – так быстрее всё раздробить и за десять минут будет готово. Святыня – пошла во благо перед великим праздником. С положенной молитвой «Отче наш…» с поминовением всех живых и всех усопших, смело потребляем!

Да и у постоянных прихожан, кто знает просфоры, может оказаться подсохшая, и в храме не всегда получается обеспечить кратчайший путь «из печки» до верующих, например, после наплывов народа в праздники, разные ситуации бывают.

Как-то на одном рынке в Казани разговорился я с благочестивой православной женщиной. Её иногда приходилось здесь видеть. Собирает пожертвования на храм, принимает записки на «сорокоуст» для передачи в монастырь. После недлинного разговора, поняв что-то для себя, спрашивает:

– Возьмёте просфорки помянуть? Только они слегка подсохли, – извиняясь, спрашивает она, впрочем, уже щедро отсыпает мне с десяток в чистый пакетик. Я и так, не сомневаясь, тянусь за внезапным «домашним заданием», но она, уже не давая даже надежды на отказ, вдогонку:

– Батюшка благословил!

Было это уже поздней осенью, наступал Рождественский пост, думаю, постом помянем и слегка подсохшими просфорами, тем более, улыбаюсь, батюшка благословил. Но характеристика «слегка» оказалась явно завышена, так что эти каменные просфорки ни по какому благословению так просто не одолеть. Вот и сподобил меня этот случай «изобрести» сей простейший рецепт для подобающего дня в канун Рождества.

Вечером – в храм на Рождественскую или Крещенскую службу.

А в канун Крещения – опять Сочельник, крещенский! Остались просфоры – значит, готовы и к нему.

А что же всё-таки главное в постные дни, и в день самого строгого поста в канун Рождества, Крещения?

Как учит нас Церковь, главное – стать ближе к Богу, самому лично изменившись к лучшему. Как? Решайте сами. Спросите совета у священника, даже у себя самого – посетите для этого Храм Божий, здесь получить ответ вернее. А можете заодно и еду освятить – как постную, так и следующего дня, праздничную.

Гадать в чулане или в бане в ночь накануне праздников – сущее безумие, как и объядение и пианство, да и после окончания поста голову терять не следует, ведь после Рождества – Святые Дни – Святки!

И вроде только вот пропели «Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте!...» А тут уже – Крещение. По Евангелиям – Сам Бог является во всех Трёх Лицах. Сын стоит в водах Иордана, Дух Святой нисходит на него в виде голубя, а голос Отца с небес свидетельствует о Нем как о Сыне Божием. Об этом и в праздничном тропаре поётся во время Великого освящения воды, после которого на водоёмах самые смелые православные дерзают погрузиться с головой в освящённую иордань «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!»

Вот, и решайте, православные, какие праздники в январе самые главные, и как их достойно встретить.

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания», доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры

Фото автора

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Щеглов
В Казанской опере
«Борис Годунов» на Шаляпинском фестивале
19.02.2024
Кукольная обнажёнка
Выставка авторских кукол и картин Казань
30.12.2023
Зимнее солнцестояние
Из воспоминаний
22.12.2023
Да, надо верить в великий русский народ!
В Казани во время прямой трансляции из Москвы помолились у Храма-памятника русским воинам о упокоении душ всех, за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших
16.12.2023
«Храм мог бы стать символом воинской славы России»
Вопрос Путину и открытое письмо Минниханову по Храму-памятнику на Казанке
13.12.2023
Все статьи Михаил Щеглов
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30