Клирик новосибирского храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы отец Антоний Коваленко в интервью местному изданию НГС высказался о традиции крещенских купаний. По словам священнослужителя, купание зимой опасно для здоровья и совсем необязательно.
«В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой — значит, требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем», — цитирует отец Антоний «Настольную книгу священно-церковно-служителей» на своей странице «ВКонтакте».
Кроме того, по словам священника, сейчас большинство людей погружаются в холодную воду, чтобы испытать себя. «У меня был опыт, когда мы на прорубь выехали вечером, на ОбьГЭС. И когда я увидел, как люди вокруг стоят, пьяные некоторые, подзуживают друг друга, кричат, веселятся, я особенно остро понял, что в таком "погружении" и баловстве ничего от христианства точно нет. Это челлендж, вызов, которому на словах приписывают магическое действие. И ведь никто не гарантирует, что такая глупость не принесёт вреда для здоровья. Нет, конечно, можно погружаться в проруби благочестиво, крестным ходом, осторожно, но главное событие всё равно происходит в этот день в храме», — объяснил отец Антоний в разговоре с корреспондентом НГС.
Воду, которую освящают в храмах на Крещение, тоже не нужно набирать в большие емкости, подчеркивает клирик. «Если говорить об "агиасме" — крещенской святой воде. Говорят, в древности христиане брали себе совсем маленькую бутылочку этой воды, чтобы иногда с благоговением и в случае болезни или испытания понемногу пить», — говорит священнослужитель.
И когда сегодня видишь, как люди стоят в очереди с 19-литровыми бутылями, как-то горько, что люди не знают о таком отношении к святыне.
«Если очень упрощать, то можно ведь так сказать, что суть праздника в том, что в этот день Иисус Христос принимает на Себя грехи всего человечества, Бог открывает Себя нам. И в напоминании об этой свободе от греха мы молимся, радуемся, освящаем воду, чтобы, попросив о мире в своей душе, поделиться этим миром с нашими близкими, с теми, кому сейчас нелегко. И поэтому все эти крещенские купания совсем не соотносятся с таким подходом», — полагает отец Антоний Коваленко.
По мнению священника, настоящий праздник Крещения «проходит в храме, в службе, общей молитве, участии в Таинствах». В этот день, по его словам, важно не нырнуть в прорубь или набрать святой воды, а задуматься о себе и сделать что-то для близких. «И если кому-то очень хочется поддерживать маргинальные хтонические традиции, то лучше это делать под присмотром МЧС, медиков, ни в коем случае не самостоятельно и на авось», — резюмирует священнослужитель на своей странице в соцсети «ВКонтакте».
О крещенских купаниях рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков:
Надо придерживаться «золотой середины». Как справедливо заметил отец Антоний, порой люди к празднику Крещения подходят формально, считая, что достаточно окунуться в прорубь и не обязательно жить по-христиански. Это в корне неверно. При этом часто такие люди умножают свои грехи алкоголем при окунании. Подобное отношение может плачевно закончится.
Прежде всего, в праздник Крещения нужно посетить храм Божий и желательно причаститься Святых Христовых Тайн. Если человек живет по-христиански, благоговейно относится к Богу и у него есть возможность в этот день с молитвой и верой окунуться в святом источнике, то в этом нет ничего плохого. Вера, молитва и благодать Божия укрепят человека. Главное, не бросаться в греховные крайности. Если с верой и благоговением погрузиться на Крещение Господне в святой источник, то может, это человеку и принесёт пользу.
Я был свидетелем, когда на Крещение солдаты погружались в купель с благоговением, и это укрепляло их веру. Но погружение в купель сопряжено с воспитанием воинов и их духовным становлением. При таком подходе погружение в купель будет для человека полезным.
Сейчас крещенское купание превращено в некую традицию, которая не требует от человека ни изменения жизни, ни даже веры в Господа Нашего Иисуса Христа. Это просто традиция. Пришли, выпили водочки, окунулись, после этого опять выпили водочки и завалились с девушками в баньку. Вот такое безобразие! Мы должны избегать всего греховного. Если погружение совершается во грехе, с кощунственным отношением, то получается, что отношение человека не христианское, а беззаконное.
От человека требуется вера и жизнь по вере. Церковь говорит о том, что человек должен совлечь с себя греховного человека и облечься в человека нового. Если человек не трудится и живет по-свински, то все бесполезно. Известно, что если человек причащается, но при этом ведёт беззаконную жизнь и меняться не собирается, душу свою не готовит ко встрече со Спасителем, то он причащается во осуждение себе. Это большая беда для человека.
То же самое можно сказать и относительно праздника Крещения Господня. Во что в наших храмах превращается раздача крещенской воды? Порой превращается в такой ужас, что можно за голову схватиться. С криками, воплями и матами люди бьются за святую воду. На что они надеются? Набрали воды, а дальше жить по-свински? Люди меняться не собираются и думают, что все свершится автоматически. Они думают, что если не меняться, то Господь все равно сделает так, чтобы жизнь была еще вкуснее и слаще. Чтобы было здоровье, опять-таки для того, чтобы можно было грешить долго, сладко и со вкусом. Выходит, что этого ждёт человек? Но Господа-то не обманешь!
Получается, что мы берём святую воду, а толку для нас от этого никакого нет. Если человек относится к крещенской воде с благоговением, молиться за ближних, то тогда она может воздействовать. Великий дар — агиасма, святая вода, даруется людям для спасения, очищения и укрепления в духовном делании. Это очень важный момент! Когда нет внутренней работы над собой, то внешние действия, внешние символы не приносят никакой пользы для человека.
Исаак Сирин говорил о том, что можно сделать много добрых дел, но от этого не будет никакого толку, если плодом этого не будет смирение. В нашем мире то же самое – если нет внутреннего изменения, то все внешние действия бесполезны, так как они не направлены на внутреннее изменение.
Если цель крещенского купания — стремление не ко Христу, а к получению удачи, здоровья и материального благополучия, то никакого толка в нем нет. Наоборот, подобное может быть в осуждение человеку. Человек таким образом превращается в свинью. Иисус Христос сказал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6). А получается, что мы сами себя делаем свиньями. Это очень важный момент.
Мы, христиане, должны учить и просвещать людей. Я вижу в этом великую пользу. Как военный священник, я часто бываю у военных, которые для своих солдат делают купели, и вижу, что это приносит большую пользу для ребят, когда они подходят с верой к этому погружению. Я не вижу в этом ничего греховного. Но когда это происходит другим образом — это беда.
6. Ответ на 4, Русский Иван:
5. Ответ на 4, Русский Иван:
4. Забавно.
3. Люди, будьте умереннее и меньше показухи.
2. Но видел я фото...
1. Эту народную традицию можно довести не то что до свинства, но и до полного идиотизма!