Конечно, на фоне отставки правительства, произошедшего пятнадцатого января сего года, и появившихся, вследствие этого, надежд на улучшение общей социальной ситуации (в стране), можно ожидать и некоторого улучшение этой самой ситуации и в сфере науки и образования (тема подотчетна министерству науки и высшего образования).
Однако «улита едет, когда-то будет». А знать предмет исследования (анализа), с тем, чтобы вовремя принять соответствующие меры (синтеза) – всегда полезно.
В течение десяти-пятнадцати последних лет в вузах страны неуклонно проводилась линия на вымывание грамотных и компетентных преподавателей – кто-то уезжал за рубеж, кого-то не удовлетворяла маленькая зарплата, другая часть преподавателей, доцентов, ученых, докторов наук отсеивалась по сокращению штатов ППС (профессорско-преподавательского состава).
Почему так происходило?
Дело в том, что бюджетные расходы на содержание учебного заведения, зарплаты учителям и обслуживающего их персонала – распределялись командирами науки и производства – ректорами этих самых вузов. Поскольку им в этом вопросе предоставлялась абсолютная прерогатива, т.е. - власть.
В какой-то момент времени, поняв, что власти этой нет никакого предела, командиры производства забыли о прямом предначертании задач, возложенных на то или иное высшее учебное заведение, и начали перекраивать все шаблоны и лекала, оставшиеся в наследство от советской «старины».
Короче говоря, штат учителей начал неуклонно сокращаться – как шагреневая кожа, а штат вспомогательных работников – администрации, вспомогательных отделов, контролирующих, учитывающих, юридических, архивных и т.д. подотделов – расширяться.
В технических вузах появилось неисчислимое количество специалистов политических наук (точнее – доктора политических наук), психологических, экономических, «управленческих» и т.д. наук.
Однажды автор данной статьи спросил одного своего соратника (почтенного заведующего лабораторией): - «Скажи-ка мне, Леонидыч, кто у нас в вузе является самым главным человеком?»
Конечно, вопрос был немного провокационным – тестовым; и ответ был таков: - «Сантехник?». (В вузе частенько ломались краны в туалете).
- Нет!
- Лифтер? ( В вузе полгода не работал лифт).
- Нет!
- Леонидыч, спрошу тебя через неделю, вопрос остается открытым.
Вот так! Ответа: «Учитель» - автор так и не дождался.
В таких случаях обычно говорят: «Туши свет». Да, свет высшего образования, конкретно в этом вузе – можно тушить. Если в других высших учебных заведениях картина выглядит поприличнее, надежда еще не потеряна. Те преподаватели, кто еще удерживается на обломках (образовательного) корабля, может быть и спасутся от идущего на них сейчас «девятого вала» (см. одноимённую картину Айвазовского).
Ко всему вышеописанному следует добавить, что в предыдущие двадцать, двадцать пять-тридцать лет в вузах больших мегаполисов страны скопилось большое количество неприкаянных специалистов «гуманитарных» - т.е. непроизводственных профессий.
Непроизводственных – это еще полбеды. Но - получивших сертификаты, дипломы и учёные степени либо за деньги, либо с помощью плагиата или самоплагиата - как показали последние интернетовские исследования публицистов, работающих по этой теме.
И теперь эта масса успешно вытесняет из учебных заведений преподавателей профилирующих предметов, имеющих свои, наработанные традиции, свой опыт, свои понятия о преподавании предмета студентам. А вуз теряет как свой престиж, так и свою какую-никакую - эффективность процесса обучения, еще, может быть, оставшуюся от былых времен.
Господи, спаси люди Твоя …!
Уткин Юрий Герасимович, публицист
1. Знакомая картина!