Как сообщалось, Патриарх Константинопольский Варфоломей и архиепископы Элладский Иероним и Кипрский Хризостом отказались участвовать в собрании Предстоятелей в Иордании.
О том, возможен ли созыв Всеправославного собора, рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Патриарх Варфоломей специально создает патовую ситуацию, в которой он никому не подсуден как Первоиерарх Православной Церкви. Даже если бы он впал в ересь и совершил бы беззаконие, никто бы его не осудил. Это напоминает папизм и изречение папы Григория VII, что Римскому папе никто не судья и его не может судить Собор. Нет, может. Но кто может созвать Собор? Следующий по степени иерарх из сохранивших Православие или Император. Напомню, что Вселенские Соборы в Византийской Империи собирал Император. Такие полномочия Императора сложились неслучайно. Во время арианского кризиса, когда иерархи переругались не на жизнь, а на смерть, в свои руки роль разруливания церковных конфликтов взял на себя Император Константин. Ему страшно не хотелось этим заниматься. Он легализует Церковь, дает ей немалые материальные блага и освобождает от налогов. Поэтому он полагал, что таким образом получит верных соратников, опору для своего царствования и гарантию внутреннего мира. Однако вместо мира – споры, склоки, смуты.
В этом смысле характерно выступление Императора Константина на I Вселенском соборе: Я Ваш брат и сослужитель освободил Вас от гонений и теперь умоляю Вас: храните мир друг с другом. Даже внешние войны не доставляют мне столько скорбей, сколько раздоры между Вами.
Так обратился святой Император к отцам Собора, и они его услышали. И I Вселенский собор закончился не только торжеством Православия, но и примирением.
А есть ли сегодня человек, подобный Константину Великому? С формальной точки зрения – нет. Византийская монархия погибла более 550 лет тому назад. Последний византийский царь погиб в битве с турками 29 мая 1453 года.
Но у нас есть доктрина старца Филофея о Третьем Риме. С этим учением на какой-то момент даже были согласны греки, в частности, Патриарх Иеремия, который поставил нам Патриарха Иова. И многие из греков обращались к русскому царю как к Царю.
А вот что сказал старец Филофей, обращаясь к Василию III: «Сие же ныне Третьяго новаго Рима державнаго Твоего Царствия Святая Соборная Апостольская Церковь, иже в концых вселенныя в Православной Христианской Вере во всей поднебесной паче солнца светится. И да весть Твоя Держава, Благочестивый Царю, яко вся Царства Православныя Христианской Веры снидошася в Твое едино Царство. Един Ты во всей поднебесной Христианам Царь. Не преступай, Царю, Заповеди еже положиша Твои прадеды: Великий Константин и Блаженный Владимир и Великий Богоизбранный Ярослав и прочий Блаженнии Святии, ихже корень и до Тебе... блюди и внемли, Благочестивый Царю, яко вся Христианская Царства приидоша в конец и снидошася во едино Царство Твое, по пророческим книгам, Росеское Царство. Яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти: уже Твое Христианское Царство иным не достанется, по Великому Богослову».
При всех наших немощах, грехах и беззакониях, мы являемся продолжателями Третьего Рима. Мы являемся правопреемниками Российской державы и Московского царства. И по своей сути, хотя Россия и именуется республикой, реально у нас происходит примерно то же, что и в Афинах при Перикле – по форме республика, а по содержанию монархия.
Конечно, Владислав Сурков воспел слишком большие похвалы режиму Владимира Владимировича Путина, обозначив новое явление – путинизм. И более того, считая его образцовым. Здесь слишком много хвастовства. Тем не менее, следует сказать, что действительно создана уникальная ситуация – 20 лет Владимир Путин держит кормило корабля российского государства: он обошел опасные рифы и вывел корабль из плеяды бурь. И сейчас наш корабль куда более оснащен и вооружен, выглядит плавучим, чем в начале его правления.
В этом смысле Владимир Путин по уму, воли и вере является достойным преемником византийских василевсов, русских царей и российских императоров. Владимир Путин мог бы способствовать созыву Вселенского собора, который поставил бы все точки над i. Тем паче, у него есть опыт примирения церковных конфликтов, в частности, воссоединение Московской Патриархии с Русской Зарубежной Церковью. Если бы он взял в руки процесс созыва Собора, используя мощь государства Российского, то это было бы полезно для государства, Церкви и лично для него. Возможно, что так в конечном счете и произойдет.
К сожалению, в некоторых государственных кругах присутствует мнение о том, что Церковь надо держать в «чёрном теле», чтобы, как говорится, чего бы ни вышло, поэтому, по их мнению, Церковь надо всемерно ослаблять, наготове держать компромат на церковных служителей, тыкать им в нос грехами реальными или мнимыми. Нет более вредной и деструктивной идеи, чем эта. Характерно как повел себя Император Константин, когда ему принесли жалобу на епископа: не читая, он сунул жалобу в огонь и сказал: Мы не достойны судить божественных. А потом сказал: Дорогие собратья! Христос нас простил на кресте, поэтому простите и Вы друг друга.
У великого Императора хватило ума, воли и совести не заниматься хамовым грехом и находить слова и действия, которые способствовали бы вразумлению некоторых лиц в Церкви и миру в ней и покою в Империи. Надеюсь, что у Владимира Владимировича хватит сил для преодоления влияния обслуги, которая временами вертится вокруг него, и найти правильные решения для созидания российского и мирового Православия. И проявить свое служение, которое он несет уже 20 лет, служение Удерживающего.