Позавчера на сайте Белгородской митрополии был опубликован материал «Духовное предостережение», адресованный от имени пресс-службы митрополии популярному в области 26-летнему блогеру Владимиру Корневу.
«Пресс-служба Белгородской митрополии уведомляет об имеющихся в нашем распоряжении свидетельствах сбора блогером Владимиром Корневым информации, которая может быть использована для дискредитации духовенства митрополии.
В частности, упомянутым В.Корневым разосланы в ряд адресов священнослужителей СМС-сообщения, посредством которых он пытается выведать нечто о прошедшем 16 декабря прошлого года Съезде духовенства Белгородской митрополии. Поскольку он получил известность как скандальный блогер, промышляющий на "жареном", то очевидно, что речь идет о подготовке некоего клеветнического материала на Церковь», - говорится в сообщении.
«Нелишним в этой связи будет напомнить о существовании в Гражданском Кодексе РФ статьи 152, где говорится о праве на защиту чести и достоинства, а также деловой репутации и мерах по осуществлению этого права.
Также считаем необходимым сообщить, что материалы, к которым Корнев В. пытается получить доступ, являются компетенцией только Белгородской митрополии и не могут распространятся в СМИ или быть вольно интерпретированы в чьих-либо целях и интересах. Напоминаем, что Церковь отделена от государства и действует сообразно своему каноническому устроению, исходя из которого действия данного блогера могут попасть под прещения вплоть до отлучения от Церкви.
Пусть это сообщение послужит В. Корневу и ему подобным духовным предостережением, ведь Церковь возносит непрестанные молитвы об исправлении грешников "дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16)», - написала пресс-служба Белгородской митрополии.
На следующий день Корнев отреагировал на «духовное предостережение» длинным объяснением. И предложил свою версию происшедшего.
По его словам, «6 января 2020 года на почту che0cafe@gmail.com, на которую можно анонимно написать любую информацию для редакции "Белгород №1", пришло письмо о съезде духовенства Белгородской митрополии 16 декабря 2019 года. Анонимный автор сообщал, что после официальной части владыка Иоанн стал "воспитывать" священников из Старого Оскола за то, что они в сети обсуждали практику "взимания митрополитом денежных средств с духовенства при посещении приходов"».
Далее Корнев демонстрирует скан полученного им анонимного письма, в котором говорится, как митрополит Иоанн якобы отчитал священников своей епархии за то, что они публично обсуждали сложившуюся в епархии практику взимания правящим архиереем денежных средств с духовенства при посещении приходов.
Блогер пишет, что он узнал от автора анонимного письма имена старооскольских священников, о которых говорил митрополит на собрании. И попытался с ними связаться. Нашёл каким-то образом телефон одного батюшки, но тот отказался с ним говорить на эту тему по телефону. Второму (точнее его супруге) он написал в сети «ВКонтакте», но ответа тоже не получил.
Тут сразу обращают на себя внимание две странности. Во-первых, как блогеру удалось узнать от некоего анонима имена и телефон священника. Резонно предположить, что это был не аноним. Во-вторых, почему тема всплыла только 6 января, хотя собрание состоялось 16 декабря? Чего ждали? Отмашки? Заказа?
Далее блогер сообщает: «Тогда я позвонил в епархию и попросил прокомментировать информацию, которая была изложена анонимом в письме. Мне пояснили, что момент "воспитания" никак не был связан с взиманием каких-то средств за приезды владыки - речь шла в целом об общении священников в сети».
Комментарий епархии вполне убедителен. Эта проблема - публичное участие священников в дебатах в соцсетях или на сайтах в интернете - уже не раз становилась предметов для внушений со стороны архиереев, поскольку нередко неопытные священники выставлялись матёрыми журналюгами в глупом или нелепом виде. А порой дискредитировалась и сама Церковь.
Корнев сообщает, что после невозможности раздобыть чего-то жареного у старооскольских священников и объяснения епархии он решил отложить тему до «появления какой-то новой информации», поскольку недостаточно было фактуры для заметки. Однако по информации наших белгородских источников он готовил-таки некую скандальную публикацию на тему церковных финансов. И правда, какого современного журналиста, пишущего скандальные материалы о Церкви, когда-то останавливал недостаток информации. Напротив, тут как раз и появляется простор для домысливания.
Как пояснили РНЛ в Белгородской епархии, «духовное предостережение» как раз и было направлено на упреждение скандальной публикации Корнева. Наши епархиальные собеседники уверены, что именно публикация материала на сайте митрополии сделала своё дело, и теперь Церкви не придётся оправдываться и разбирать все клеветнические обвинения, которые могли бы появиться в материале блогера.
Тему тут же подхватил охочий до подобного рода скандалов заштатный протодиакон Андрей Кураев. Сначала на своей странице в «Живом журнале» протодиакон избирательно напомнил некоторые факты. Мол, Корнев не посторонний человек для Белгородской митрополии. В конце 2016 года блогер взял обстоятельное интервью у митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, благодаря которому выиграл конкурс молодых журналистов «Медиа Бургер» в 2017 году. И получил довольно широкую известность.
Между тем, о. Андрей то ли не знал, а скорее, знал, но специально утаил, что после 2017 года Корнев в Белгороде известен вовсе не материалами о Церкви, а материалами против Церкви. Его публикации о Белгородской семинарии спровоцировали проверки органами власти, которые создали проблемы для нормальной работы учебного заведения. Именно с подачи Корнева митрополит Белгородский Иоанн становился «героем» некоторых резонансных публикаций в федеральных СМИ, в которых он представал не с лучшей стороны. При этом, как затем выяснялось, Корнев просто вырывал из контекста выступлений митрополита какие-то фразы и соответствующим образом преподносил. В результате белгородский владыка то утверждал, что во время Великой Отечественной погибали в основном безбожники, и даже оправдывал эти жертвы. То митрополит представал противником кадровой политики власти.
Теперь Корнев пытается представить митрополита Иоанна сребролюбцем, устраивающим поборы с бедных сельских храмов. Как нам пояснили в епархии, у них сложилось твёрдое убеждение, что Корнев не просто зарабатывает деньги на антицерковных скандалах. О Церкви сейчас в среде «вольных блогеров» принято писать только в связи со скандалами и только в скандальном виде. Но тут ситуация усугубляется тем, что, по мнению наших собеседников в епархии, Корнев выполняет конкретный заказ на дискредитацию митрополита Иоанна и Белгородской епархии. И исходит этот заказ от сектантов, из некоей структуры, связанной с сектой сайентологов, некоторые отделения которой, как известно, запрещены в России.
Но вернёмся к Кураеву. Вчера же, чуть позже, он уже разразился собственным комментарием, цель которого не столько защитить своего коллегу по блогерскому цеху «гонимого Белгородской епархией», сколько дискредитировать лично митрополита Иоанна. Кураев бесцеремонно называет митрополита взяточником и даже «гуру тоталитарной секты»! А всю ситуацию описывает как попытку «честного блогера» «проверить слух о митрополичьих конвертиках» и узнать размеры «личного кошелька митрополита». Мол, имеет право, и мы все имеем право это знать.
Грубость и беспардонность заштатного протодиакона и главного церковного блогера прямо таки обескураживает. Тут чувствуется что-то личное. Не обо всех и не обо всём пишет Кураев так грубо. Поэтому закономерно возникает вопрос: а чей заказ выполняет о.Андрей, столь беспардонно нападая на митрополита Иоанна? Видимо, есть интересанты...
В привычной манере отреагировал на скандал еще один известный церковный блогер протоиерей Всеволод Чаплин, который в последнее время подорвал монополию протодиакона Кураева на блогерском поле. Отец Всеволод, видимо, сильно не вдаваясь в конкретику, решил просто для порядку отреагировать на скандал, поскольку звание блогера к тому обязывает. И отреагировал, как ждали, мол, надо блогеру медаль дать за то, что задаёт вопросы о епархиальных доходах. Корнев выглядит у о.Всеволода эдаким Робин Гудом, который стремится к благу Церкви, а вовсе не пытается таким образом её дискредитировать. Сам же о.Всеволод выглядит эдаким «московским мечтателем», особенно умиляет манипуляция им словами Священного Писания, что «мы должны быть готовы дать ответ всякому требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Можно подумать, что белгородский блогер именно этого и добивается - «отчёта в нашем уповании».
Впрочем, в этой скандальной истории есть один позитивный момент - белгородские СМИ дружно проигнорировали очередной скандал с Корневым. Видимо, знают ему цену, в отличие от церковных московских блогеров, написавших на эту тему.
Редакция «Русской народной линии»