Наступивший 2020 год для истории Литвы ознаменуется тремя важными 100-летними датами:
– 100-летие Учредительного Сейма и образования этнополитического государства литовцев, избрание президента, временной Конституции и правительства – июнь 1920 года;
– Первое официальное признанием de jure новообразованной Литовской Демократической республики Российской Советской Федеративной Социалистической республикой (РСФСР) и признание совместной юго-восточной границы этого государства – июль 1920 года;
– Утрата исторической столицы Литвы Вильны на весь межвоенный период между двумя Мировыми войнами ХХ века после захвата города и прилегающих территорий войсками польского генерала Люциана Желиговского, при поддержке польских легионов с севера и юга, действовавших против войск Красной армии – октябрь 1920 года.
Мои коллеги и друзья историки попросили в связи с этим прокомментировать текст выступления небезызвестного антисоветского диссидента Томаса Венцловы, в котором он, грубо извращая известные исторические факты, пытался представить Юзефа Пилсудского, тогдашнего начальника Польской республики, чуть ли не благодетелем для литовцев, едва собравшим своё новое национальное государство, которое получило первое официальное международное признание от Советской России.
Сразу подчеркну, трудно верить человеку, предавшему нравственные идеалы своего отца Антанаса Венцловы – известного писателя и влиятельного деятеля культуры и политики Литовской ССР, выступавшего за строительство справедливого общества высокой общенародной культуры различных наций, проживавших в этом социалистическом суверенном союзном государстве. Очень трудно верить человеку, который угождает своим новым хозяевам из США, предоставившим ему кафедру профессора литературоведения в Йельском университете, известном своей «кузницей» антисоветских, русофобских кадров. Того самого университета, где нравственно перспективные в названном умонастроении студенты проходят масонскую инициацию в тайном обществе «Череп и кости», чтобы затем стать президентами этой страны.
Поэтому я не удивился, внимательно прочитав текст этого по существу не умного, но очень ангажированного теперь русофоба (за это сейчас платят очень хорошие деньги на Западе), когда обнаружил в этом тексте кучу софистических уловок: подмену понятий, дезинформацию, умолчания, переходы на личность и просто ложь. Всё лишь для того, чтобы доказать наивным, но уважающим титул профессора американского университета, респондентам недоказуемое: поляки всегда были жителями Великого княжества Литовского (ВКЛ); польская шляхта несла литовцам высокую культуру и просвещение; католическая церковь приобщила местных аборигенов-язычников к христианству, которые затем в конце XIX века стали, по Т.Венцлове, «старолитвинами», а «младолитвины», такие как Антанас Сметона, построили после Перовой Мировой войны нынешнее литовское государство…
И ни слова о том, что изначально города закладывал на территории исторической Литвы, в том числе первый княжеский замок Троки, киевский князь Ярослав Мудрый, когда ходил походами на земли бассейна рек Немана, Невежи, Святой и Березины в конце 30-х годов ещё XI века. Здесь русский князь крестил местное славянское население кривичей по православному греческому чину, учил их грамоте и письму на кириллице, организовывал их быт по государеву устройству, обеспечивал их политическую и военную защиту. Не знает профессор филологии Томас Венцлова и элементарных фактов из истории формирования национальных государств, поскольку абсолютно не понимает разницы между определениями «национальное» и «этническое», жонглируя ими как ему заблагорассудится. Вернее, как ему это надо для «охмурения» респондентов. Хотелось бы напомнить этому горе-пропагандисту, что понятие «нация», «национальность», «национальное государство» было легализовано и введено в общественно-политический обиход итальянским юристом Паскуале Станислао Манчини в 1873 году в его работе под названием «О нации, как основе международного права».
Передо мной текст той самой статьи Томаса Венцловы «Юзеф Пилсудский глазами литовца: от мифа к разумной оценке» из польского издания «Новая Польша». Он весь пестрит моими красными пометками и комментариями, - их 63, на 11 страниц текста в компьютерном формате Ворд, Times New Roman 12. Это очень много, поэтому всех не буду указывать, но назову самые важные, узловые.
Прежде всего, отталкиваясь от названия статьи, не могу не заметить, что «разумной оценки» при таком обилии извращённой информации не может быть в принципе, ибо разумное опирается на настоящие факты и правдивую их интерпретацию. Уже в самом начале своего доклада Т.Венцлова проводит политическую параллель между захватом итальянским писателем графом Габриеле д'Аннунцио в сентябре 1919 года хорватского портового города Риека (Фиуме) и образования здесь псевдо самостоятельного государства Республики Фиуме, полностью зависимого от Италии, в котором и зародился итальянский националистический фашизм. Это с одной стороны, а с другой – оккупация польским генералом Л.Желиговским Вильны и Виленского края в октябре-ноябре 1920 года.
Историкам известна такая политическая интерпретация «похода Желиговского на Вильно», который будто бы взбунтовался и с Литовско-белорусской дивизией, которой он командовал, пошёл освобождать свою родину и родину солдат его дивизии – Виленский край. Профессор Йельского университета обязан знать, если уж пошёл на сравнения, в чём принципиальная разница между авантюрой д'Аннунцио и запланированной акцией тогдашнего польского военного командования с участием Л.Желиговского, при поддержке польских войск под командованием генералов В.Сикорского и Э.Ридз-Шмиглого. Делалось это во исполнение воли руководителей Антанты, и прежде всего английских политиков, с целью отделить Литовскую Демократическую республику от РСФСР, ибо, как прекрасно понимали в Лондоне, через Литву был неконтролируемый выход большевиков на Веймарскую Германию, где влияние социалистов из Бунда было по-прежнему сильным, которые, в свою очередь, имели прочные связи с американскими банкирами. Это удалось осуществить образованием полностью зависимого от Польши и существовавшего на деньги из Варшавы т.н. независимого государства «Срединной Литвы», которое в 1922 году стало воеводством Польши.
Масон Ю.Пилсудский при военной и финансовой поддержке Франции исполнил волю политиков Антанты. Все эти игры польских националистов эндеков, руководимых Р.Дмовским, и социалистов-революционеров, руководимых Ю.Пилсудским, лишь внешняя бутафория для прикрытия традиционной антиконтинентальной европейской политики англосаксов. «Слона то он и не заметил», можно сказать здесь о Т.Венцлове, или не захотел заметить, и тем самым увёл внимание респондентов в сторону от по-настоящему действовавших факторов в геополитической ситуации того времени. Ю.Пилсудский – это всего лишь согласно Т.Венцлове, такой вот безобидный политический «мем», на который вообще не надо обращать литовцам внимание, да и к тому же он свой – с территории исторической Литвы «старолитвин», как и А.Мицкевич, С.Монюшко и другие известные поляки-выходцы с этих территорий. Всё это сограждане, «являются патриотами Речи Посполитой обоих народов».
Литва - это «просто часть Польши, причём лучшая, обладающая особой, интересной традицией. Эта Литва более патриотична и одарена, чем Корона (варшавская, краковская и познаньская Польша), поэтому она может смотреть на Корону несколько свысока. Часть жителей Литвы употребляет свои языки – литовский (жемайтский, жмудский) и русинский (беларусский), – но языком культуры в ней является польский, как во всей средневековой и ренессансной Европе была латынь», - лукаво утверждает американский профессор, ибо лжёт на предмет «польского языка культуры» для жителей исторической Литвы. Государственным языком в Великом княжестве Литовском изначально был русский и документы писались на кириллице. Три Литовских Статута (1529, 1566, 1588) – конституции ВКЛ того времени, – написаны кириллицей на русском языке. После Люблинской (1569) и Брестской (1596) уний, сначала объединивших Королевство Польское и Великое княжество Литовское в федеративное государство Речь Посполитую (аббревиатура выражения – Вещь народов Польши и Литвы), а затем приведших на территорию ВКЛ власть католиков из Ватикана, влияние польской шляхты на литовских бояр несколько возросло.
Часть перекрестившихся из православных в католики местных бояр-литвинов (жителей территории ВКЛ), а также те шляхтичи, которые пришли на эти земли, купив владения или породнившись с местными боярами, никак не сопутствовали развитию устоявшейся веками на православии этнокультуры местных жителей. Наоборот, ломали её в угоду устоям и канонам Католической церкви, что естественно не укрепляло взаимопонимание крестьян с землевладельцами. Захватнические амбиции и корыстолюбие феодалов, торговавших королевским троном в Кракове и в Варшаве, культурная эрозия между шляхтой и местным населением ВКЛ привели к быстрому упадку Речи Посполитой. Этим не преминули воспользоваться Пруссия и Австрия в 1772 году, расчленив под себя территорию Королевства Польского. Тогда и Российская империя не упустила шанса вернуть себе часть некогда утраченной территории православного государства ВКЛ. Восстановление русского культурного наследия коренного населения ВКЛ началось после полного возврата территории этого некогда православного государства в лоно Российской империи в 1795 году, а точнее после освобождения европейских государств от оккупации наполеоновской Францией российскими войсками в результате поражения Наполеона в России в 1812 году и Заграничного похода русских войск в Европу. Тогда же была восстановлена российским Императором Александром I королевская государственность Польши.
В течение ХIХ и начала ХХ века территория исторической Литвы развивалась экономически – строились города, действовал Виленский университет, где учился великий поэт А.Мицкевич, сочинял музыку прекрасный композитор С.Монюшко, писал свои картины и сочинял музыку М.-К.Чюрлёнис, работал театр, работали библиотеки, культурные сообщества. Особенный импульс развитию этих территорий придало строительство через Вильну железной дороги из Петербурга в Варшаву, а также через Ковну в Пруссию, которая была построена в 1852-1862 годах.
Т.Венцлова не упомянул таких светочей русской культуры, которые просияли на землях ВКЛ, как до вхождения их в состав России, так и в последующие почти полтора века: Ф.Скорина, М.Смотрицкий, П.Кукольник, П.Батюшков, М.Гусев, И.Левитан, М.Антокольский и др. – всё это по сути дела литвины, кроме двух названных в конце – они были литваки, т.е. евреями с территории Литвы. Кстати, о литваках, которых Т.Венцлова не хочет в упор видеть, тем более тот погром, который устроили им в апреле 1919 года легионеры Ю.Пилсудского, по приказу которого заняли тогда Вильну – столицу Литовско-белорусского советского государства, во главе которого стояли большевики. Евреи составляли тогда около половины населения этой древней столицы ВКЛ, в то время как литовцы – не более 1,5 процентов из 130 тысяч граждан, проживавших здесь.
Не знает или не хочет знать профессор филологии Йельского университета, что 26 августа 1866 года, по высочайшему указанию Императора Александра II на территории Литвы были открыты впервые школы и гимназии с литовским языком обучения, а в российских университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Казани обучалась молодёжь из литовской глубинки, строившая затем литовскую государственность. Литовский язык систематизировал в самом начале ХХ века, создал современный алфавит и грамматику Йонас Яблонскис, выпускник Московского университета, ученик профессора Ф.Фортунатова.
Не Ю.Пилсудский, вопреки польским националистам, судя по постулатам Т.Венцловы, создавал литовскую государственность после Первой Мировой войны на территории Вильнюсского края со столицей в Вильне. Это делали немецкие оккупанты, по лекалам карт, как ни странно, нарисованным ещё в январе 1918 года в овальном кабинете американского президента в вашингтонском Белом доме. Немцы, на фоне мирных переговоров с Советской Россией в Брест-Литовске, подарили Вильну и прилегающие территории в феврале 1918 г. небольшой группе людей, именовавших себя литовцами, составлявших созданной оккупантами литовскую национальную Тарибу (Совет), взамен за образование прогерманского Литовского королевства с королём Миндайгасом II – герцогом из германского рода Урахов. Уже 11 июля 1918 года, было объявлено о создании Литовского королевства, но коронации принца Ураха не состоялось, поскольку Германия проиграла войну с Антантой и 11 ноября 1918 года, подписала в Компьене под Парижем соглашение о прекращении огня.
Не захотел вспомнить Т.Венцлова и о том, что именно Советская Россия – русские четыре раза в первой половине ХХ века передавали Вильну литовцам: в январе 1919 года забрав её у польских боевиков под командованием генерала В.Вейтко; в августе 1920 года – освободив город от польских легионеров Ю.Пилсудского; в октябре 1939 года – не позволив оккупировать Вильно немецко-фашистским агрессорам; в июле 1944 года, освободив город от немецких оккупантов.
И напоследок, чтобы не слишком отягощать настоящими, а не вымышленными фактами данную критическую статью по поводу инсинуаций американского профессора из Йеля Т.Венцловы. Должен всё же возразить ему по поводу данной фразы: «Серьезные притеснения литовцев на Виленщине начались только после смерти Пилсудского, во времена Людвика Боцяньского, виленского воеводы в 1935-1939 годах. До этого господствовала скорее взаимность, правило «око за око» (в котором, разумеется, хорошего тоже немного): как литовцы на Виленщине, так и поляки в Литве притеснялись, хотя это никак нельзя назвать террором». Это что, Ю.Пилсудский был эдакий паинька-революционер? А концлагерь для политических в Картузе-Брестской, организованный Ю.Пилсудским после переворота 1926 года? А его знаменитая фраза о хватании за револьвер, когда он слышит слово «демократия»? А куда подевались даже те немногочисленные литовцы, которые проживали в польском Виленском воеводстве в межвоенный период 1919-1939 гг.? На их отсутствие сетует сам Т.Венцлова, сваливая всю вину на Л.Боцянского – ловкий софистический приёмчик.
В заключение не могу не высказать своего удивления по поводу нравственной позиции американского профессора, который так беспардонно передёргивает факты и события, и просто врёт, рассчитывая на невежество окружающих, лишь с одной целью – укрепить «дружбу и взаимопонимание» между литовцами и поляками, т.е. между Литвой и Польшей, в угоду Вашингтону и Лондону, с целью укрепления антироссийского прибалтийского военно-стратегического плацдарма НАТО против России. Как будто от этого определённые политические круги в нынешней Варшаве навсегда забудут о «польском Вильно». Странный человек этот профессор.
P.S. Почитал бы сначала мою докторскую диссертацию в четырёх томах «De jure и de facto» – перестал бы тогда искать наивных.
Валерий Васильевич Иванов, историк, Вильнюс, Литовская Республика