«Сидор», «матильда» и музыка

Предновогодняя фантазия

Сразу предупреждаю: кто ожидает пикантных подробностей о балерине Кшесинской в ключе нашумевшего фильма, – их не будет. Речь пойдёт совсем о другом – и даже как бы «с маленькой буквы».

Мир и многообразен, и един. Но противоречия здесь нет, потому что мир пронизан множеством связей – видимых и невидимых. А в человеческом обществе на эти связи ещё накладывается ум, его воображение и фантазия – и тогда уж совсем причудливые отношения возникают. Только желательно, чтобы они умножали добро, а не зло.

Десять лет назад познакомился я с творчеством голландского скрипача и дирижёра Андре Рьё. Вставили друзья видеодиск в плеер – и я надолго, до сих пор, стал большим любителем его концертов. Каждое его выступление – праздник. За полтора-два часа мы наслаждаемся и классикой, и популярными мелодиями, и обаянием самого дирижёра, умеющего, когда надо, и пошутить, и быть серьёзным. Страстный поклонник Штрауса, он и начинал свою деятельность как «Оркестр Иоганна Штрауса», и сейчас его, действительно, называют некоронованным «королём вальса». А многонациональная палитра его музыки давно вышла за пределы Австрии и Вены, в его программе и немецкие, и итальянские, и испанские, и шотландские и многие другие произведения. И, конечно, русские. Я был рад услышать и «Жили двенадцать разбойников», и «Очи чёрные», и «Итальянское каприччио» Чайковского, и вальс Шостаковича, и «Танец с саблями» Хачатуряна… Блестящее исполнение никого не оставляет равнодушным, и зал на едином дыхании воспринимает мелодии самых разных народов – и в этом укрепляется наше человеческое единение. Такая музыка и очищает и сплачивает.

Первый концерт на диске, который я увидел и услышал: Австралия, 2008 год, Мельбурн, крытый стадион, 38 тысяч (!) зрителей. И вот в конце, почти под занавес, исполняется песня «Вальсируя с матильдой», звучит мелодичный припев: «Waltzing matilda,// waltzing matilda…».

И весь громадный зал поёт! У кого-то слёзы на глазах, дочь обнимает старую мать, муж целует жену… Даже сам Андре Рьё прослезился. Что это?!

А как оказалось (потом я узнал в интернете), эта любимая всеми песня – как бы второй, неофициальный, гимн Австралии. И о чём же там текст? Удивительно: почти гимн, а ни капли возвышенного или героического. Вот примерный перевод песни: шёл голодный бродяга с заплечным мешком (в Австралии такой мешок называют «матильдой»), сел под дерево у озерка, развёл огонь, чтобы вскипятить в банке чай, к нему подошла отбившаяся от стада овечка; бродяга схватил её и спрятал в мешок; тут нагрянула полиция, а бродяга сказал: ну нет, живым я им не дамся! – и прыгнул в озеро. И теперь каждый проезжающий мимо озера вспоминает эту историю. Всё. А люди слушают, подпевают и плачут. Почему? Ведь не овечку же им жалко. Ну, может, бродягу, и то не факт.

А наверно, потому, что песня эта пелась им с детства, с колыбели, и стала частью родного дома, родины. Значит, во-первых, срабатывает традиция, обычаи, национальная история. Во-вторых, возможно, в песне текст – не главное, основное всё же – напев, мелодия. А в-третьих – и это, может быть, самое главное – «работает» сам дух песни, даже, скажем так, её сверх-смысл, на уровне бессознательного.

И вот когда я узнал об этой «матильде», в уме сразу всплыли кадры из нашего замечательного фильма «А зори здесь тихие». Старшина на привале говорит пятерым девчатам-бойцам: «Хорошо, что мы «сидорá» взяли». Так раньше в России вещевые мешки называли. Вот вам и связь, и параллели: у нас – «сидор», а на другой стороне земного шара – «матильда». Но и там, и здесь отношение к ним – как к другу, спутнику верному и помощнику. Много чего полезного положить туда можно, а застанет ночь в пути – и под голову пристроить в качестве подушки.

А мысли бегут дальше. Уж если так породнились по смыслу столь далёкие друг от друга сидор и матильда, почему бы и людям на земле не породниться? Быть едиными в истине, добре и красоте? И общим трудом украшать этот мир, а не портить его.

Да, мы все разные, но образ-то у нас один – человеческий. А Господь создаёт людей неодинаковыми – чтобы мы дополняли один другого, нуждались друг в друге, чтобы реализовалась в мире взаимопомощь, жертва, соборность. Да, веры у людей тоже разные, но надежды на лучшее, любовь к Богу и ближнему должны нас сближать, а не разделять.

И хорошая музыка, даже несмотря на языковые барьеры, делает это прекрасно. Надо только её слушать. И слышать. И даже, по возможности, развивать в себе способность слышать неслышимое и видеть невидимое.

Играла скрипка, для глухих играла.

Кому-то в голову пришла идея

устроить праздник, вроде карнавала,

и слабо слышащих позвать людей.

 

Скрипач всё знал. О да, он мог фальшивить,

мог даже не касаться струн смычком,

но он сыграл в глухом, беззвучном мире,

как не играл до этого никто.

 

Им пела скрипка о любви и чуде,

грустила нежно о большом и сложном,

поплакала о том, чего не будет,

утешила, что в жизни всё возможно.

 

Скрипач закончил. В зале все поднялись.

Он оглушительней овации не знал.

Глухие люди скрипкой наслаждались,

С его лица читая то, что он играл.

Саша Нестерова

Поздняков Никита Иванович, публицист, капитан 1 ранга в отставке

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Никита Поздняков:
К вопросу об основах Конституции, или Начало положено
О необходимых и назревших изменениях в Основной закон России
23.01.2020
Насилие в семье и быту
К бурно обсуждаемому проекту закона «о семейно-бытовом насилии»
08.01.2020
«Сидор», «матильда» и музыка
Предновогодняя фантазия
30.12.2019
Человек № 2019666 – это звучит… гордо?
Создание «единого информационного ресурса» напоминает бандитские приготовления
30.09.2019
Все статьи автора
"Фильм «Матильда» - хула на Святого Царя"
«Сидор», «матильда» и музыка
Предновогодняя фантазия
30.12.2019
«Грубейшее оскорбление религиозных чувств»
Сайт Международного фонда славянской письменности и культуры опубликовал заявление по поводу фильма «Карамора»
18.12.2019
Что случилось с Поклонской?
О странных метаморфозах политика, до недавнего времени имевшей репутацию православного патриотического деятеля
27.11.2019
Все статьи темы