В начале девяностых, после развала СССР и «роспуска» «советского общества», журналисты, политики и общественные деятели разом заговорили о «формировании гражданского общества» в России. Такая схема прописана ещё со времён первых буржуазных революций: после разрушения «докапиталистического общества» появляется масса активных и богатых людей, пытающихся оседлать Левиафана, то есть государство, дабы оно служило надёжным «средством передвижения» и продвижения в «прекрасное далёко» членов «гражданского общества». Слово «либеральный», то есть «свободный», является, по существу, синонимом слова «капиталистический»: «Общество, в котором осуществляются либеральные принципы, обычно называется капиталистическим, а состояние такого общества – капитализмом», – учил либеральный пророк Людвиг фон Мизес.
По какой-то непонятной причине многие христианские авторы не замечают очевидного: за личиной «гражданского общества» отчётливо проступает силуэт «вавилонской блудницы» Апокалипсиса: «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим» (Откр. 17:3-6).
Вот как изображена эта сцена Апокалипсиса на фреске греческого монастыря Дионисиат (фото профессора Игоря Орлова).
Фреска: Жена, сидящая на звере. Фото Орлова.
Но можно ли «зверя» толковать как государство? Не просто можно, но такое толкование является единственно верным: «...Слово "зверь" употреблялось пророками для означения великих и сильных государств», – читаем в дореволюционном «Сборнике статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса» Матвея Васильевича Барсова.
Определённая трудность возникает лишь при толковании «жены, сидящей на звере», хотя стараниями Томаса Гоббса, отождествившего государство с Левиафаном, то есть со зверем, которого он назвал «смертным богом», здесь давно уже всё прояснилось. Может быть, в заблуждение вводит то, что сегодня в «гражданское общество» «записывают» всех подряд, даже тех, кто не желает иметь с ним ничего общего. Такова тактика «Вавилона великого»: представить дело так, будто бы «великий город, царствующий над земными царями» (Откр. 17:18), то есть «вавилонская блудница», денно и нощно печётся «о мире во всём мире», о гражданском благоустройстве жизни человечества, о каждом индивидууме.
Заметим, что греческое слово πόλις (город) имеет и значение «община, население, граждане», что близко по смыслу и слову ἐκκλησία: «общее собрание, преимущ. народное, сходка». Другими словами, «жена, сидящая на звере», – это впавшая в духовный блуд часть «собрания человечества».
В Апокалипсисе указана «особая примета» «Вавилона великого»: «купцы твои были вельможи земли» (Откр. 18:23). Православный исследователь Феликс Карелин (1925 – 1992) замечает по этому поводу в приложении к работе «Теологический манифест»: «...Только в обществе капиталистическом подлинными вельможами земли становятся крупнейшие представители третьего сословия – купцы-капиталисты во всех своих дальнейших модификациях: промышленники, банкиры, финансисты». Причём речь идёт не о, так сказать, природной торговле, характеризующейся «торговым оборотом» товар–деньги–товар (Т-Д-Т), но о торговле ростовщической или маммонической, чей «торговый оборот» – деньги–товар–деньги' (Д-Т-Д'), то есть деньги с приращением.
Непростые отношения между «зверем» и «вавилонской блудницей» мы можем наблюдать на примере конфликта в американском обществе между Трампом и Клинтон: первый – символ «зверя» (Республиканская партия), вторая – «вавилонской блудницы» (Демократическая партия).
Христос, изъясняя ученикам притчу о плевелах на поле, говорит: «...Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф. 13:37-43).
То, что «пшеница» и «плевелы» до поры до времени будут сосуществовать вместе, в одном «городе», вытекает из следующих стихов Апокалипсиса: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» (Откр. 18:4,5). Представляется совершенно очевидным, что «город, властвующий над земными царями», – это городская цивилизация вавилонского типа, то есть маммоническая, на протяжении тысячелетий притесняющая «народ Божий», сосуществующий с ней.
Сегодня благодаря ассириологам тайна «Вавилона великого» приоткрылась: оказалось, что современное западное общество в своих основных чертах – это почти полная копия древнего вавилонского, в котором, при доминировании ростовщичества, процветали вполне себе современные «свобода и демократия» вкупе с «правами человека». Очень доходчиво это показано, например, в книге Виталия Белявского «Вавилон легендарный и Вавилон исторический».
То, что современное «гражданское общество» западного типа в значительной своей части может быть отождествлено с «вавилонской блудницей» Апокалипсиса, показывают, в первую очередь, его дела: активное участие в информационной войне против суверенных государств, разрушение традиционных устоев обществ, берущих своё начало от Авраама, соблазн «малых сих», поставленный на поток.
Нетрудно заметить, что почти вся деятельность западного «гражданского общества» направлена на войну с Христом. В этом оно нашло полное понимание и поддержку со стороны «семи голов» (G7) Левиафана: в Западной Европе и в США легализован содомский грех, законодательно закреплена линия, направленная на разрушение пола человека (посредством «новой гендерной политики») и семьи (путём внесудебного вмешательства различного рода «гражданских активистов»).
Совершенно очевидно, что такого рода апокалиптические явления не могут не вызвать соответствующей реакции со стороны Главы Церкви, то есть Иисуса Христа. А это может означать лишь одно: мир стоит на пороге катастрофических событий...
Вячеслав Степанович Макарцев, православный публицист, Нижний Новгород