В Кремле прокомментировали утверждение президента Белоруссии Александра Лукашенко о кризисе в отношениях двух стран, сообщает РИА Новости.
Во вторник Лукашенко заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы», что Россия и Белоруссия находятся на «раздорожье», и теперь, по вине Москвы, стало поздно принимать конституцию Союзного государства.
Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков не согласился с подобной оценкой двусторонних отношений. В качестве аргумента он привел прошедшие недавно в Сочи и Санкт-Петербурге переговоры. Песков пояснил, что стороны обсуждают предметные вопросы, а правительства двух стран проделали очень большую работу на пути интеграции и укрепления Союзного государства.
Представитель Кремля признал, что остаются несогласованные вопросы, но подчеркнул, что это не говорит о кризисе, и контакты продолжатся.
«Ясно, что уровень интеграции сейчас уже настолько высок и страны настолько тесно связаны друг с другом, что какие-то шероховатости, конечно, неизбежно есть и будут оставаться. Но общий фон это не портит», — отметил пресс-секретарь Президента.
Кроме того, Песков не согласился с утверждением, что позиции Владимира Путина и Дмитрия Медведева в этом вопросе отличаются.
В ходе интервью Лукашенко также заявил, что если не удастся договориться с Россией в энергетической сфере, Белоруссия готова реверсом качать нефть через Польшу, используя для этого две трубы нефтепровода «Дружба».
Пресс-секретарь Президента, комментируя это высказывание, заявил, что у Минска есть возможность выбрать альтернативного поставщика энергоносителей, и это полностью коммерческий вопрос.
«Мы не хотим уподобляться одной известной стране, которая покупателям силой навязывает свою продукцию, которая гораздо дороже, чем то, что есть на рынке», — заявил Песков.
Он также добавил, что нынешний уровень экономической интеграции не предусматривает равных условий покупки энергоносителей для потребителей в России и Белоруссии, но по мере развития интеграции, появится возможность «более продвинутых режимов».
Песков отметил, что до Нового года Путин и Лукашенко не планируют встречаться, но они договорились созваниваться.
Выступление Александра Лукашенко прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» политолог, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте России Богдан Анатольевич Безпалько:
Я хотел бы обратить внимание на то, что в последнее время симпатиками Лукашенко становятся не радикальные левые (сталинисты, троцкисты), а либералы. Даже знаковые интервью Лукашенко берут представители либеральных средств массовой информации, например Ксения Собчак с телеканала «Дождь». Эти люди любого врага, любого соперника России видят своим союзником. Сейчас в этом качестве выступает президент Белоруссии Лукашенко.
Что касается речи Лукашенко, то могу сказать, что весь этот словесный понос был весьма противоречив и направлен в основном на то, чтобы в очередной раз оказать давление на российское руководство путем шантажа. Лукашенко уже откровенно угрожает России тем, что НАТО вмешается на стороне Белоруссии, и против России будут задействованы военные инструменты. Он угрожает перекрыть нефтепровод, газопровод, он угрожает России разного рода санкциями, при этом нагло требует ресурсов, причем в виде компенсации за то, что якобы Белоруссия самая пострадавшая от аварии на Чернобыльской атомной станции. Все это опровергать достаточно сложно, потому что все это бред.
Чернобыльская авария была общей болью всего Советского Союза, куда входили нынешняя Россия, Белоруссия, Украина, и все они пострадали от этой аварии. То, что Россия является государством - продолжателем и правопреемником Советского Союза, не накладывало на нее никаких обязательств по компенсации в течение десятков лет Белоруссии и лично Лукашенко миллиардов долларов путем субсидирования цен на газ, нефть и других экономических механизмов.
С моей точки зрения, Лукашенко просто шантажирует и, вероятно, пытается вызвать негативную, резкую реакцию со стороны России. В России это понимают и на истерики Александра Григорьевича просто не обращают внимания. Песков в данной ситуации продемонстрировал нежелание Москвы реагировать и швырять грязь в Лукашенко в ответ на всю эту истерику.
Сейчас Лукашенко будет пытаться сохранить субсидиарную модель белорусской экономики и при этом сохранить власть в Белоруссии лично за собой и за своей семьей. Для этого ему нужны деньги, скидки на газ, на нефть, чтобы показать и предъявить населению, что он якобы заботится о нем и успешно выбивает из Москвы ресурсы и деньги.
На самом деле, количество противников интеграции в Белоруссии невелико. Все эти митинги были явно согласованы с властью, потому что проводить их в центре Минска было бы иначе невозможно, тем более, что некоторых организаторов как-то странно арестовали на 15 суток и поэтому не посадили на 15 суток. Всё это выглядело очень бледно.
Большинству жителей Белоруссии интеграция нравится. Они вполне спокойно восприняли идею вхождения в состав России на правах белорусского федерального округа. Против — выступило около 1000 человек. Это ничтожный процент относительно всей Белоруссии. Поэтому у Лукашенко исчерпывается инструментарий такого давления. Единственное, чем он может давить на Российскую Федерацию, так это тем, что он всячески будет уклоняться от интеграции.
Белоруссия очень сильно экономически зависит от России. Если российско-белорусские отношения зайдут в глубокий кризис, то в этом случае Белоруссия обрушится в экономическую пропасть. Тогда выйдут на улицу обычные жители Белоруссии и предъявят президенту претензии, что у них очень сильно упал уровень жизни. Если интеграция для Лукашенко — это вопрос личной власти, то для жителей Белоруссии — это вопрос выживания. Если люди выйдут на улицу с социальными вопросами, то тогда власть Лукашенко может действительно пошатнуться и рухнуть. Давайте вспомним, как он был испуган митингами, более значимыми, чем митинги нынешней оппозиции, на которые люди вышли самостоятельно, после введения так называемого налога на тунеядство.
Если белорусская экономика обрушится, то в этом случае на улицу выйдут десятки тысяч людей, и тогда они сметут режим Александра Григорьевича с сыновьями. Сам Лукашенко уже абсолютно развращен властью. Он таскает своего младшего сына, который родился вне брака, на официальные и государственные встречи. Таскает его на заседания Организации Объединенных Наций. Один его сын награждает другого сына, потому что оба они являются членами «семьи». Все это открыто подаётся в средствах массовой информации. Даже абсолютные монархи так себя не ведут. Они ведут себя более сдержанно, скромно и тактично.
Скорее всего, к Новому году они придут к какому-то компромиссному решению. Сейчас главным является то, что решит российское руководство относительно того, куда двигаться дальше. У меня иногда складывается впечатление, что Белоруссия в любом случае уходит на Запад, и с этим уже смирились. Вопрос только в сроках. В данной ситуации будут пытаться удержать Белоруссию, чтобы она не ушла, а для этого ее будут пытаться купить экономически. То есть постараются купить Лукашенко путем снижения цен на газ, на топливо и так далее.
На мой взгляд, это несправедливо, потому что в самой России существует масса регионов, где можно было бы дотировать население, бизнес или государственные учреждения. Можно дотировать цены на топливо гражданам или представителям государственных или бизнес учреждений, к примеру, на Дальнем Востоке, где достаточно высокие цены на топливо.
Зачем мы дотируем чужое государство, которое на самом деле абсолютно нам недружественное, чья союзность является мнимой, и не дотируем свои собственные регионы, где живут наши граждане? Мы снижаем цены для Лукашенко на газ, притом что сейчас цена в Европе упала, и прибыль Газпрома тоже падает. Ведь из этой прибыли исчисляются налоги в бюджет, из которых потом платят бюджетникам: учителям, врачам, из которых финансируется государственная программа. Тем более, что этот газ Лукашенко его чиновники потом продают своим собственным предприятиям по цене в 2 раза больше.
Если Лукашенко так хочет низких цен на газ, как в Смоленской области, то тогда пусть он предоставит возможность российским фирмам - Газпрому и другим - продавать на территории Белоруссии газ непосредственно потребителям — физическим и юридическим лицам. Но он же на это никогда не пойдёт. Потому что он сам спекулирует российским газом, продавая его собственным гражданам и собственным предприятиям. И спекулирует российской нефтью, перепродавая её на Запад, а также перегоняя из неё продукты и также продавая их на Запад и на Украину. Мне не понятно, зачем нам субсидировать такого правителя и сохранять такую модель?!
У России сейчас исчерпываются финансовые и экономические ресурсы. У нас не тучное время, у нас сейчас ситуация, когда есть худая корова, которая может пожрать семь тучных коров. Сейчас рассматриваются варианты экономии вплоть до экономии на автомобилях чиновникам. Так почему бы нам тогда не сэкономить на Александре Григорьевиче, которого мы просубсидировали за все эти годы на 30 млрд. долларов, а по оценкам некоторых наших министров, в 2-3 раза больше?!
Я думаю, что в данной ситуации нам нужно всячески поддерживать идею интеграции, союза, объединения, слияния России и Белоруссии в любых формах. Чем сильнее наше государство, тем лучше. Нужно всячески бороться с теми элементами белорусского государства, которые из личных, корыстных, властолюбивых побуждений всячески препятствуют этому объединению, этому слиянию, этой интеграция. Я убежден, что большинство людей в Белоруссии позитивно относятся к интеграции и объединению, и, что, в конце концов, они победят.